Информатизация машиностроения: запоздалое начало

Информатизация машиностроения: запоздалое начало 
Содержание:

Спрос на ИТ в машиностроении: мировой рынок
Информатизация российского машиностроения
САПР в машиностроении России

Спрос на ИТ со стороны машиностроительных предприятий на мировом рынке стагнирует. Сдерживающие факторы те же, что и для предприятий других промышленных отраслей — проблемы с интеграцией ранее установленных систем, которые пока не окупили инвестиций. В России процесс информатизации машиностроительных предприятий, по большому счету, только начинается. Некоторыми успехами пока могут похвастаться только компании-лидеры в авиастроении.

Спрос на ИТ в машиностроении: мировой рынок

На мировом рынке продолжается тенденция спада спроса на ИТ: предприятия распределяют ИТ-бюджеты таким образом, чтобы максимизировать отдачу от уже вложенных средств. Кроме того, представители машиностроительной отрасли пессимистично заявляют о нехватке на рынке принципиально новых решений и технологий, которые позволили бы качественно изменить бизнес-процессы. В итоге среднегодовые темпы роста мировых инвестиций в процессное и дискретное производства в перспективе до 2006 г. существенно уступают показателям роста спроса на ИТ со стороны здравоохранения, образования и госсектора. При этом, если в секторе процессного производства объемы инвестиций в 2001 и 2002 гг. были практически идентичными, в секторе дискретного производства ИТ-бюджеты несколько сократились. В 2003 г. объем инвестиций, выделенных на ИТ этими секторами, составил 176 684 млн. долл. (процессное производство) и 237 927 млн. долл. (дискретное производство).

Прогноз инвестиций в ИТ на мировом рынке в 2001-2006 гг. (млн. долл.)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 Среднегодовой рост (%) 2001-2006
Процессное производство 167,551 167,994 176,684 187,050 197,524 207,829 4.4
Дискретное производство 227,742 227,405 237,927 251,362 265,266 279,276 4.2

Источник: Gartner Dataquest (февраль, 2003)

Характерно, что в восточноевропейском регионе среднегодовые темпы роста этих секторов за тот же период будут в 2 раза выше — более 8%, хотя также останутся минимальным на фоне других отраслей. С 2001 г. в обоих секторах ИТ-бюджеты поступательно увеличивались и к 2003 г. выросли до 6 690 млн. долл. — в дискретном производстве, и до 1 771 млн. долл. в процессном.

Прогноз ИТ-инвестиций в Центральной и Восточной Европе на 2001-2006 (млн. долл.)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 Среднегодовой рост (%) 2001-2006
Дискретное производство 5,616 6,110 6,690 7,265 7,882 8,506 8.7
Процессное производство 1,454 1,603 1,771 1,949 2,072 2,204 8.7

Источник: Gartner Dataquest (февраль, 2003)

За счет внедрения новых программных продуктов машиностроительные компании стремятся к повышению эффективности и росту производительности, оптимизации работы с поставщиками и взаимоотношений с клиентами.

Ключевые задачи мировой отрасли машиностроения на данный момент:

  • повышение прозрачности спроса с целью быстрого реагирования на колебания рынка,
  • повышение отдачи от взаимодействия с клиентами и обработки заказов,
  • более быстрый и экономичный вывод на рынок новых продуктов,
  • увеличение прибыли от продажи продуктов и услуг за счет расширения программ послепродажной поддержки,
  • оптимизация работы с цепочками поставщиков,
  • оптимизация обслуживания клиентов и сокращение временных затрат на каждого клиента,
  • координация корпоративной системы закупок путем более глубокого анализа затрат.

Информатизация российского машиностроения

Потребности отечественного машиностроения в данный момент формулируются несколько иначе, в первую очередь ввиду явного технологического отставания от Запада. Говоря о тенденциях автоматизации российских предприятий, необходимо учитывать ряд ключевых проблем, актуальных для отрасли.

Во-первых, это неадекватное, по мировым стандартам, ИТ-оснащение. Недостаточная информационно-технологическая поддержка процессов проектирования и подготовки производства мешает предприятиям, даже располагающим достаточными стартовыми ресурсами, довести до серийного производства и вывести на рынок новые изделия. Тем более это препятствует повышению конкурентоспособности российских производителей на международном рынке.

Серьезным барьером в развитии предприятий отечественного машиностроения долгое время оставалась инфраструктурная необеспеченность, которая в конечном счете препятствует внедрению информационно-технологических инноваций. Сейчас, ввиду несовершенства планирования и доступности разнообразного «железа», широко распространена ситуация несоответствия инфраструктуры текущему состоянию и перспективам развития бизнеса. Так, предприятие может приобрести мощные серверы при отсутствии адекватной коммуникационной среды и плана развертывания сетевых приложений. Прежде чем говорить о приближении к западным стандартам организации бизнес-процессов, на предприятиях необходимо создать сбалансированную техносреду, подчиненную целям основного бизнеса. Ее главные составляющие — это вычислительные средства (включая серверы, локальные станции, базовое системное ПО), инфраструктура внутренних и внешних коммуникаций (локальные и распределенные сети, телефония), периферийные устройства, средства обеспечения бесперебойного электропитания, системы кондиционирования и вентиляции помещений различного назначения, комплексные системы обеспечения безопасности объектов.

Во-вторых, помимо ИТ-инфраструктурной недостаточности для отечественных предприятий по-прежнему актуальна проблема локально-очаговой автоматизации. До сих пор распространена ситуация, когда инженеры решают свою частную задачу, добиваясь автоматизации отдельных рабочих мест. А комплексной задачи — автоматизировать операционные процессы в масштабах предприятия — при этом просто не ставится. Подобный «половинчатый» подход, хотя и стоит ступенью выше традиционного «ручного труда», явно не повышает конкурентоспособность предприятия и не позволяет совершить качественный скачок в развитии.

В-третьих, проблемой становится неэффективное использование ресурсов. Промышленные предприятия представляют собой сложные системы, ежедневно проводящие множество разнородных хозяйственных и финансовых операций. Контролировать их эффективность, а также представлять адекватную картину процессов, в соответствии с которой можно планировать сокращение производственных затрат и повышение эффективности использования ресурсов, позволяет интегрированная система управления ресурсами. С недавнего времени на рынке активно обсуждают принципиально новые возможности оптимизации использования ресурсов за счет новых моделей организации бизнес-процессов, например, электронной коммерции. Решение этих задач требуют профессиональной «отточенности» методологий и инструментальных средств, освоенных и реализуемых интегратором.

В-четвертых, отечественные предприятия часто имеют недостаточно ясные представления о финансовом состоянии своего бизнеса. Адекватную поддержку процессам принятия управленческих решений, которые требует комплексного понимания всех деталей финансового положения предприятия, обеспечивают современные системы финансового анализа.

В-пятых, предприятиям пока недостает знаний и опыта в применении современных методов менеджмента. Переходя к западным стандартам управления проектами, машиностроители стремятся обучить специалистов новым методам работы, однако отрасли пока не хватает профессиональных менеджеров, ориентированных на новые стратегии развития. К провалу проектов, которые являются по сути набором тактических шагов для достижения глобальных стратегических целей, чаще всего приводит отсутствие на предприятии сформированной культуры управления проектами.

Ключевая установка российских машиностроительных предприятий на данный момент — комплексная автоматизация производства. «Лоскутная» автоматизация различных областей деятельности постепенно перестает быть востребованной. Убеждение, что специфика конкретного производства требует разработать ПО для решения определенных частных задач и обеспечить его интеграцию с учетной системой в целом, вытесняется другим, согласно которому действительный эффект от внедрения ИТ обеспечивают только интегрированные комплексы. Именно они позволяют специалистам и руководителям видеть ключевые ресурсы, вовлеченные в процесс разработки, и таким образом организовывать совместную работу команды самого предприятия и партнеров.

В рамках создания единой информационной среды на машиностроительном предприятии реализуется концепция CALS (Continuous Acquisition and Life Cycle Support, Непрерывность поставок и поддержки жизненного цикла продукции). За счет интеграции ERP-системы с инженерно-конструкторскими комплексами CAD/CAM/PLM/PDM создается единая база информации, включающая данные о составе изделий, временных и материальных затратах, технологических маршрутах, и др. Подобные инновационные решения позволяют оптимизировать производственные процессы, за счет чего удается сократить сроки выхода на рынок новой продукции. Кроме того, интегрированный комплекс позволяет:

  • составлять долговременные прогнозы потребностей в материалах и ресурсах на основе накопленных данных,
  • планировать сиюминутные потребности в материалах и оборудовании,
  • рассчитывать себестоимость продукции, планировать загрузку мощностей,
  • обеспечивать прозрачность и управляемость всего цикла конструирования,
  • создать единую базу информации (о составе изделий, нормах расхода материалов, справочные базы данных и пр.),
  • управлять замкнутым производственным циклом, включающим в себя подготовку производства, его планирование и оперативное управление,
  • осуществлять учет материалов и комплектующих в производстве,
  • осуществлять финансовый учет на производстве.

Результаты внедрения системы класса ERP на предприятии машиностроения

Материально-техническое снабжение Реализация и маркетинг
  • Ведение контрактов за закупку
  • Обработка нефактурированных поставок
  • Планирование объемов запасов и поставок (уровень, сезонность и пр.)
  • Строгое соблюдение качественных параметров при закупках
  • Поставки сырья и комплектующих по принципу «точно вовремя»
  • Отслеживание графиков планово-предупредительных ремонтов и планирование необходимых материальных ресурсов
  • Снижение уровня неликвидов и т.п.
  • Ведение контрактов реализации
  • Многоуровневая политика цен и скидок
  • Контроль за выполнением поставок заказчику
  • Работа с потенциальными заказчиками
  • Гибкая система условий поставок и расчетов
  • Полная интеграция с решениями для электронного бизнеса (E-Sales, E-Procurement, E-Collaboration и пр.)

Помимо комплексных систем автоматизации, машиностроительные предприятия сейчас приходят к необходимости создания коллаборационных порталов с тем, чтобы представлять потенциальным клиентам, партнерам или заказчикам наиболее актуальную и достоверную информацию — о предлагаемых продуктах и услугах, ценах, производственных мощностях, финансовую отчетность, контакты. Подобного рода данные, распространяемые через веб, способствуют формированию положительного имиджа и служит своего рода маркетинговым стимулом продвижения на рынке. С удачным примером подобного портала, созданного в российском машиностроении, можно ознакомиться на примере сайта Чебоксарского Научно Производственного приборостроительного предприятия «ЭЛАРА». Это же предприятие является показательным примером использования современных ERP-систем в российском машиностроении.

Другие актуальные тенденции на российском рынке автоматизации машиностроения:

  • «круговая» модель автоматизированного предприятия, адекватная его обобщенной структуре, вместо известной пирамиды,
  • концепция «рациональной автоматизации», адекватная распределению и эволюции ресурсов разного рода (отход от «стандарта автоматизации»),
  • новые принципы построения «нелинейных» систем автоматизации с использованием эволюционных теорий вместо линейных централизованных,
  • новые подходы к интеграции систем автоматизации, основанные на «фазовых нелинейных переходах» информации в знания, отказ от стратегии интеграции на уровне данных.

Среди ИТ-продуктов и услуг, наиболее востребованных российскими машиностроительными предприятиями, можно выделить также системы автоматизации документооборота, электронные архивы, финансовое планирование и бюджетирование, распределенные информационные системы и основное — компьютерные технологии проектирования.

САПР в машиностроении России

Программные продукты, поддерживающие компьютерное проектирование — CAD/CAM/PDM — в данный момент развиваются достаточно активно. Уверенный подъем этого рынка обусловлен уже отмечаемым выше растущим интересом к полноценным комплексным решениям, а также ростом платежеспособного спроса на них. Необходимость автоматизации всех этапов проектирования, подготовки производства, выпуска продукции в рамках единого решения по управлению предприятием, осознает сейчас подавляющее большинство руководителей отечественных промышленных предприятий. Постепенно это становится залогом удержания своих позиций не только на мировом, но уже и на внутреннем рынке.

Тем не менее, развитию рынка САПР препятствуют довольно существенные факторы. Так, неоптимальное налоговое законодательство, не позволяющее напрямую включать покупаемое ПО в затраты на себестоимость продукции, стимулировало распространение нелегальных продуктов. Следствием использования нелицензионного ПО не только частными лицами, но и крупнейшими предприятиями, становится недополученный вендорами доход, который потенциально мог быть реинвестирован в дальнейшее развитие продуктов, улучшение поддержки клиентов и т.д. С другой стороны, отсутствие хороших информационных каналов ограничивает информированность потребителей о существующих решениях. Вследствие чего предприятия-заказчики часто совершали неоптимальный выбор пакета — как по соотношению цены и качества, так и по соответствию решаемой задачи.

Главной же проблемой остается несбалансированность предлагаемых на рынке решений — когда отечественные системы «еще не могут» решать задачи проектирования «тяжелого уровня», а западные (даже локализованные) не приспособлены к выпуску конструкторско-технологической документации, на основании которой строится отчетность.

По оценкам предприятий, 80-85% решения задач проектирования, разработки и выпуска документации обеспечивает базовая система, остальные 15-20% — системы «тяжелого» уровня.
Внедрение «тяжелых» систем требует перестройки бизнес-процессов, оснащения современным оборудованием, соответствующей подготовки персонала и — серьезных материальных затрат. Не считая аппаратного обеспечения, настройки и обучения пользователей, только стоимость одного рабочего места может начинаться от 10 000 долларов. В этой ситуации возможность иметь на предприятии набор систем от одного производителя, построенных на одном ядре и с единым форматом данных — пока недостижимый идеал. Более того, и сами предприятия, и эксперты рынка с грустью констатируют, что сегодня ни один из поставщиков систем «тяжелого» класса не может предложить оптимального решения за приемлемые деньги и с реальным сроком окупаемости инвестиций. В итоге предприятия пытаются подобрать оптимальное соотношение двухуровневых систем и сталкиваются уже с другими проблемой, в частности, совместимости данных.

Требования к CAD/CAM системам:

  • простота освоения,
  • возможность работы на недорогой технике,
  • простота создания документации различных форм и ее полное соответствие существующим требованиям и стандартам,
  • простота передачи данных в другие системы или получение их из других систем,
  • наличие высокоуровневых средств создания собственных разработок,
  • возможность работы с внешними (распределенными) базами данных,
  • хорошие перспективы развития системы,
  • оптимальная (приемлемая для массовой закупки) цена.

Провалы проектов САПР в значительной мере определяются не столько действиями интегратора, сколько самого заказчика. Например, маловероятно успешное завершение проекта, если на предприятии не создается инфраструктура, необходимая для масштабного внедрения САПР, либо нет структурного подразделения, координирующего этот процесс. Предприятие часто не готово производить реинжиниринг своих бизнес-процессов и отходить от существующих технологий работы. Достаточно сложно бывает совместить выполнение производственных планов с массовым переобучением персонала. Кроме того, за последнее десятилетие фонд профессиональных кадров катастрофически сократился, поскольку на смену сотрудникам предпенсионного возраста не приходит требуемое количество молодых специалистов. Поэтому при всем потенциале этого рынка его развитие, хотя и не ставится под сомнение, вряд ли будет идти в ближайшие годы семимильными шагами.

Мария Попова / CNews.ru

CSoft

Марина Король: Пользователи конструкторских САПР ожидают от разработчиков более глубокой специализации

Марина Король 
Интервью CNews.ru дала Марина Король, генеральный директор CSoft.

CNews.ru: Стоит ли ожидать бума в информатизации машиностроительных предприятий или этот процесс будет постепенным?

Марина Король: Я думаю, что бума как такового мы не заметим. Идет мощный процесс информатизации, к нему подключаются новые и новые предприятия. Но, в отличие от предыдущих лет, к этим вопросам сформировался более серьезный и взвешенный подход. Цена перестала быть определяющим фактором при принятии решения. Серьезные заказы на консалтинговые услуги теперь практически всегда предшествуют каким бы то ни было работам на предприятии. Процесс идет по нарастающей, но предприятия вступают в него постепенно и стадии первоначального массового переоснащения проходят тоже не одновременно.

CNews.ru: Промышленный сектор является ключевым потребителем услуг и продуктов CSoft. Есть ли в вашем распоряжении цифры, характеризующие рост спроса на ИТ со стороны предприятий этой отрасли?

Марина Король: Специальных аналитических исследований на эту тему мы не проводили. Однако есть целый ряд доступных нам источников, по данным которых можем делать некоторые оценки.

Во-первых, это обороты наших зарубежных вендоров в России, которые они декларируют и которыми гордятся. Рост спроса на ИТ в России выглядит еще более впечатляющим на фоне не очень благоприятной ситуации в Европе и Америке.

Полный текст интервью

T-Systems

Владимир Калиненко: Переключение внимания на аутсорсинг ИТ происходит в России быстрыми темпами

Владимир Калиненко 
Интервью CNews.ru дал Владимир Калиненко, генеральный директор компании T-Systems CIS. Являясь подразделением телекоммуникационного гиганта Deutsche Telekom, компания все более активно работает на отечественном рынке системной интеграции. По итогам 2002 года продажи T-Systems в России превысили 127 млн. рублей.

CNews.ru: Как вы оцениваете современный уровень информатизации промышленных предприятий в России в сравнении с предприятиями Европы и Азии?

Владимир Калиненко: Безусловно, современный уровень информатизации российских компаний отстает, но при этом наблюдается быстрое сокращение этого отставания.

Это отставание вызвано тем, что нестабильность экономики в период перестройки в 1988—1997 годах вынуждала предприятия направлять средства, прежде всего, на покрытие текущих расходов и на восстановление материальных основных фондов. Это привело к так называемому «отложенному спросу» на системы автоматизации.

По мере стабилизации экономики вопросы автоматизации, особенно в области систем управления предприятиями, выходят на первое место, повышается приоритет их решения, о чем свидетельствует динамика бюджетов предприятий, выделяемых на автоматизацию и информатизацию. Увеличение этой части бюджетов особенно характерно для тех компаний, которые стремятся выйти на международный рынок и занять на нем сильные позиции.

Полный текст интервью

«Альфа интегратор»

Борис Рапопорт: За последние 10 лет понятие ERP-системы в России девальвировалось

Борис Рапопорт 
Интервью CNews.ru дал генеральный директор группы компаний «Альфа Интегратор» — «Баан Евразия» Борис Рапопорт.

CNews.ru: В России Baan традиционно ориентируется на предприятия автомобилестроения, судостроения и авиационной промышленности. Это специализация компании только на российском рынке или по всему миру?

Борис Рапопорт: Baan, действительно, как система, изначально во многом создавалась для дискретного и проектно-ориентированного производства и имеет специализированные решения для ряда отраслей с указанными типами производства. Например, после того, как корпорация Boeing выбрала Baan в качестве корпоративного стандарта, появилось решение Baan Aerospace and Defense. Аналогично создавались решения Baan Automotive (Baan для автомобилестроения), Baan Electronics (Baan для электронной промышленности) и др. Таким образом, в решениях Baan нашла свое отражение практика управления ведущими производителями в соответствующих отраслях.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS