Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

CNA: промышленники крутят штурвал в сторону ПО

Обеспечение российских промышленных предприятний аппаратными средствами близко к насыщению, однако внедрение специализированного ПО и использование ИТ-услуг только входит в наиболее динамичную стадию.

С целью проанализировать структуру ИТ-затрат российских промышленных предприятий CNews Analytics был проведен опрос более 150 участников этого рынка. Результаты этого исследования подтверждают заявления игроков рынка о том, что отечественная промышленность уже достигла некоторого насыщения «железом». По данным опроса, 69% компаний в 2004 гг. не приобретали серверов, 41% не испытывали потребности в дополнительной закупке ПК, а 62% — в каком-либо другом аппаратном обеспечении (например, сетевом оборудовании, принтерах, сканерах и других компонентах работы административных подразделений предприятий и систем безопасности).

Структура и динамика приобретения аппаратного обеспечения

Расходы

Серверы

Компьютеры

Другое АО

2003

2004

2003

2004

2003

2004

не приобретали

69%

69%

44%

41%

68%

62%

приобретали

31%

31%

56%

59%

32%

38%

Источник: CNews Analytics, 2004

Динамика затрат на серверы показывает, что в 2003 и в 2004 гг. этот вид АО приобретал один и тот же процент предприятий. Это означает, что в Москве спрос на серверы более-менее стабилен. В это количество входят как те предприятия, которые планомерно, на протяжении нескольких лет реализуют стратегию информатизации, так и те, которые в 2003 или 2004 гг. решили обновить свои аппаратные мощности.

Приобретение компьютеров также находится примерно на одинаковом уровне, что связано как с развитием предприятий (и приемом новых сотрудников), так и с осуществляемой информатизацией подразделений. Надо отметить, что хоть и не слишком большими темпами, но информатизация рабочих мест сотрудников предприятий постепенно происходит — как правило, как раз за счет закупки новых компьютеров. Это касается как прибыльных, так и убыточных предприятий.

Анализ затрат предприятий на ПО обнаруживает, что большая часть средств инвестируется в обеспечение информационной безопасности. В 2004 году 32% опрошенных предприятий приобрели соответствующие программные продукты. 30% компаний закупили САПР, 29% — ERP.

Структура и динамика приобретения программного обеспечения

Расходы

ERP

САПР

Информационная безопасность

2003

2004

2003

2004

2003

2004

не приобретали

74%

71%

74%

70%

69%

68%

приобретали

26%

29%

26%

30%

31%

32%

Источник: CNews Analytics, 2004

Приобретение ERP 26% предприятий в 2003 году и 29% — в 2004, а также закупка САПР 26% и 30% в 2003 и 2004 гг. соответственно, указывает на реализацию этими предприятиями стратегии информатизации. Как при внедрении ERP, так и при внедрении САПР эта процедура длится больше года, зачастую в течение 3–5 лет. Устойчивый процент закупивших данные информационные системы — это, скорее всего, одни и те же предприятия, которые в течение нескольких лет докупают различные модули для своих подразделений (при внедрении ERP) или лицензии на рабочие места конструкторов (при внедрении САПР). Внедрение сложных информационных систем и развитие бизнеса выдвигает повышенные требования к информационной безопасности, что и показывает устойчивое число — 31% (32%) предприятий, закупавших защитное ПО.

Другая неотъемлемая часть процедуры внедрения и последующего обслуживания ERP-систем и САПР — услуги ИТ-консалтинга и технического обслуживания. ИТ-консалтинг наиболее интенсивно проводится на начальной стадии внедрения (особенно если предприятие заказывает комплексное внедрение) и менее интенсивно на последующих.

Если предприятие реализует стратегию информатизации «по подразделениям» или «по бизнес-процессам», то каждая стадия внедрения требует проведения ИТ-консалтинга на предмет наиболее оптимальной стыковки модулей. Техническое обслуживание осуществляется либо уже на стадии внедрения (при постепенном внедрении), либо по окончании внедрения (при комплексном внедрении). Его смысл состоит главным образом в дописывании всевозможных обновлений при выявлении ошибок и неустойчивой работы внедренных модулей. Рост спроса на эту услугу обусловлен тем, что ряд компаний завершили некоторые этапы внедрения и перешли к стадии апробации их работы.

Структура и динамика заказа ИТ-услуг

Расходы

ИТ-консалтинг

Техническое обслуживание

2003

2004

2003

2004

не заказывали

69%

64%

64%

56%

заказывали

31%

36%

36%

44%

Источник: CNews Analytics, 2004

Рассмотрев основные аспекты процесса информатизации предприятий и структуру их ИТ-затрат, можно прогнозировать, что в ближайшие 1–2 года ИТ-стратегии будут определяться количеством финансовых ресурсов у предприятий, скоростью внедрения САПР (для тех, которые избрали это в качестве первоочередной меры по информатизации) и масштабностью бизнес-проектов в целом по экономике.

Кроме того, интенсивность внедрения ERP будет определяться скоростью и качеством подготовки специалистов, способных внедрить и поддерживать работу сложных систем. Процесс информатизации будет продолжен, но большая часть предприятий вероятнее всего не станет осуществлять комплексное внедрение ERP и ограничится информатизацией отдельных бизнес-процессов или отдельных подразделений. Менее успешные предприятия постараются информатизировать отдельные функции подразделений.

Динамика планируемых ИТ-затрат на 2005 годМатериал в закрытом доступе

Владимир Карачаровский, Сергей Агабеков / CNews Analytics

Виктор Буряков: Настоящий бум информатизации промышленности начнется с 2005 года

Виктор БуряковИнтервью CNews дал Виктор Буряков, менеджер по работе с клиентами, промышленный сектор, Sun Microsystems.

CNews: Как вы оцениваете уровень информатизации российской промышленности? Как можно охарактеризовать его динамику в последние годы?

Виктор Буряков: Вопрос достаточно философский: если говорить в общем, то можно сравнить уровень информации с уровнем зарплаты — ее никогда не бывает достаточно. Но это точка зрения вендоров. Думаю, что картина уровня информатизации какого-либо сектора экономики складывается по впечатлениям вендоров на этом рынке, и в первую очередь — по росту продаж. Поэтому, наверное, было бы логичнее охарактеризовать степень информатизации российской промышленности и ее динамику такими объективными показателями: если за последний год рост общих продаж Sun Microsystems составил 20,8%, то рост продаж в области промышленности составил 33,4%.

То есть, видно, динамика роста информатизации промышленности носит положительный характер и каждый год этот прирост ощутимее. Еще один показатель: руководство Sun Microsystems решило укрепить сектор, который занимается промышленным направлением — за последний год он вырос в 6 раз.

Российские предприятия сами по себе разные, и уровень их информатизации существенно различается. Есть большие холдинги, где уровень менеджмента практически не отличается от западного. Есть частные, малые предприятия, со своей спецификой. Для тех, кто начинает заниматься автоматизацией, основной критерий выбора — это получение полной достоверной информации. А дальше уже идет увеличение требований к интеграции информационных потоков, к возможностям, позволяющим принимать стратегические решения.

CNews: Насколько, на ваш взгляд, различаются требования к ИТ, предъявляемые со стороны российских и западных промышленных предприятий?

Виктор Буряков: Мы, естественно, немного отстаем. Но уже догоняем наших западных коллег. Сейчас на Западе, как известно, имеется некоторое насыщение ИТ-рынка и тенденция к урезанию ИТ-бюджетов. Поэтому зарубежных руководителей все больше интересует сокращение совокупной стоимости владения, в том числе — сокращение численности персонала благодаря автоматизации.

В нашей стране довольно силен социальный фактор, поэтому руководители, принимающие решения, в большей степени стремятся создать заделы на будущее, иногда покупая ИТ-продукты или инфраструктуру ИТ «с запасом». Это опять-таки наше культурное наследие — брать всего побольше, чтобы сэкономить деньги.

С технологической точки зрения я бы не сказал, что есть большие различия между российским и западным подходом.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS