Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

ERP — целиком или по частям?

Как известно, существенная часть отечественных промышленных предприятий находятся сегодня в экономически плохом положении. В этой связи исследование CNews Analytics ставило задачей выяснить, предлагают ли ИТ-компании некий минимальный, пробный набор модулей, внедрив который, предприятия могут оценить достоинства и недостатки информационной системы.

Базовый (минимальный) набор модулей системы часто сами ИТ-компании называют «минимальным интегрированным решением». Однако мнения на этот счет у опрошенных CNews поставщиков расходятся. Одни полагают, что любое покупаемое заказчиком решение — лишь определенный набор модулей. Другие выделяют минимальные интегрированные решения. Третьи вообще рассматривают свою систему как принципиально целостную. Внедрение отдельных модулей такие компании полагают нецелесообразным с точки зрения увеличения собственного присутствия на рынке. Своими основными заказчиками они считают предприятия с годовым оборотом более $200 млн1. В машиностроении, например, компании с таким годовым оборотом — это либо экспортно-ориентированные предприятия, либо предприятия, выполняющие заказы сырьевых отраслей.

ИТ-компании, выделяющие минимальные интегрированные решения, говорят, что заказчики, которые не располагают достаточными средствами для комплексного внедрения ERP-систем, обычно начинают внедрение с модулей бухгалтерского учета, учета основных средств и ТМЦ, управления персоналом и расчета заработной платы, управления производством, планирования, логистики и CRM. По мнению многих ИТ-компаний, пороговый оборот для внедрения ERP составляет $5 млн. По самым крайним оценкам даже $1 млн. достаточно, чтобы внедрять определенные гибкие модули ERP. Впрочем, ИТ-компании поясняют, что пороговый оборот зависит от отрасли.

Различные заказчики внедряют перечисленные модули в разной последовательности, исходя из первоочередных задач, структуры себестоимости и управления. Все эти параметры определяют цели проекта. Потребности предприятия зависят от его отраслевой принадлежности, поскольку структура затрат компаний одной отрасли одинакова, с определенными вариациями.

Некоторые производители ERP-систем готовы внедрить любой набор модулей в зависимости от потребностей заказчика. У таких производителей понятия «минимальный набор модулей» не существует. Более того, по их опыту, ни один заказчик не заказывает всю систему целиком. Некоторые предлагают как наиболее простые решения, рассчитанные на небольшие и средние предприятия, так и более сложные — для крупных заказчиков. Но даже самые простые решения поддерживают возможности автоматизации бухгалтерского и налогового учета, складского учета, учета основных средств и нематериальных активов, управления сбытом, поставками, расчетами с покупателями и поставщиками, расчетно-кассовые и финансовые операции, учет материальных ценностей и расчет зарплаты. В общем, набор функций вполне достаточный2 для среднего предприятия вследствие чего такие минимальные решения пользуются большим спросом.

Внедрив минимальное интегрированное решение3, через некоторое время, развивающееся предприятие заказывает дополнительные модули, стремясь замкнуть информационный контур. Главная проблема для заказчика — понять насколько данное минимальное решение можно быстро адаптировать к особенностям его отрасли. Иногда это бывает сделать труднее, чем казалось на первых стадиях внедрения.

Существуют ИТ-компании, которые также не склонны оперировать понятием «минимального набора модулей», но по другим причинам. Так, ряд производителей ERP-систем полагают, что с точки зрения наработки конкурентных преимуществ целесообразно поставлять всю систему целиком, оптимизировав ее под отраслевые потребности. Кроме того, эти ИТ-компании рассматривают ERP как изначально целостное решение. Заказчики дифференцируются посредством лицензирования на пользователей с различным уровнем функциональности. Цена же может колебаться в зависимости от уровня функциональности и сложности самого процесса внедрения.

Предприятия-заказчики, избравшие в качестве стратегии информатизации внедрение отдельных модулей, «закрывающих» конкретные проблемы подразделений, склонны внедрять те из них, которые наиболее гибко стыкуются с решениями других производителей. Спрос на такие гибкие модули создает рыночную нишу для ИТ-компаний, специализирующихся именно на создании программных продуктов данного типа.

По данным CNews Analytics, если предприятие ориентируется на внедрение западной ERP, то подавляющая часть (80–90%) заказывает минимальный набор модулей. Это связано с тем, что западные ERP остаются пока дорогими для большинства российских предприятий. Так, начальная стоимость комплексного внедрения западной ERP на большое число пользователей составляет от $500–900 тыс. На практике стоимость внедрения достигает нескольких миллионов долларов.

Среди предприятий, ориентирующихся на существенно более дешевые отечественные системы, процент закупивших систему целиком существенно выше и доходит до 60–70%. Что касается отечественных ERP, то в среднем начальная стоимость внедрения, включая затраты на ИТ-аудит и консалтинг составляет $100 тыс. У крупнейших поставщиков ERP процент заказавших комплексное внедрение системы составляет порядка 30%. Вместе с тем примерно 20% заказавших минимальное интегрированное решение на нем и останавливаются, остальные развивают систему дальше.


1 На такие обороты ориентируются западные производители ERP-систем.
2 Хотя набор функций и достаточный, имеются ограничения на объем базы данных и количество операций.
3 Многие под минимальным решением понимают внедрение финансового модуля и модуля управления продажами.

Сергей Агабеков / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS