Обзор подготовлен   CNewsAnalytics

1C:Управление производственным предприятием 8.0

«1C:Управление производственным предприятием 8.0» является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии. Оно позволяет организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия:

  • Управление производством, в том числе:
    • планирование производства;
    • управление затратами и расчет себестоимости;
    • управление данными об изделиях;
    • Управление основными средствами и планирование ремонтов;
  • Управление финансами, в том числе:
    • бюджетирование;
    • управление денежными средствами;
    • управление взаиморасчетами;
    • бухгалтерский и налоговый учет;
    • учет по МСФО;
    • формирование консолидированной отчетности;
  • Управление складом (запасами);
  • Управление продажами;
  • Управление закупками;
  • Управление отношениями с покупателями и поставщиками;
  • Управление персоналом, включая расчет заработной платы;
  • Мониторинг и анализ показателей деятельности предприятия.

Для предприятий холдинговой структуры ведется сквозной управленческий учет по всем организациям, входящим в холдинг. Управленческий учет ведется по данным, зафиксированным в документах, но при этом не зависит от способов и самого факта ведения регламентированного учета. Факт совершения операций вводится один раз и получает в дальнейшем отражение в управленческом и регламентированном учете.

«1C:Управление производственным предприятием 8.0» может использоваться в ряде подразделений и служб производственных предприятий, включая:

  • Дирекцию (генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор, директор по производству, главный инженер, директор по кадрам, директор по ИТ, директор по развитию);
  • Планово-экономический отдел;
  • Производственные цеха;
  • Производственно-диспетчерский отдел;
  • Отдел главного конструктора;
  • Отдел главного технолога;
  • Отдел главного механика;
  • Отдел сбыта;
  • Отдел материально-технического обеспечения (снабжения);
  • Отдел маркетинга;
  • Склады материалов и готовой продукции;
  • Бухгалтерию;
  • Отдел кадров;
  • Отдел организации труда и занятости;
  • ИТ-службу;
  • Административно-хозяйственный отдел;
  • Отдел капитального строительства;
  • Информационно-аналитический отдел;
  • Отдел стратегического развития.

Ожидается, что наибольший эффект внедрение системы «1С:Управление производственным предприятием 8.0» может дать на предприятиях с численностью персонала от нескольких десятков до нескольких тысяч человек, имеющих десятки и сотни автоматизированных рабочих мест, а также в холдинговых и сетевых структурах.

«1С:Управление производственным предприятием 8.0» предоставляет:

  • руководству предприятия и управленцам, отвечающим за развитие бизнеса, — широкие возможности анализа, планирования и гибкого управления ресурсами компании для повышения ее конкурентоспособности;
  • руководителям подразделений, менеджерам и сотрудникам, непосредственно занимающимся производственной, сбытовой, снабженческой и иной деятельностью по обеспечению процесса производства, — инструменты, позволяющие повысить эффективность ежедневной работы по своим направлениям;
  • работникам учетных служб предприятия — средства для автоматизированного ведения учета в полном соответствии с требованиями законодательства и корпоративными стандартами предприятия.

При разработке системы учитывались как современные международные методики управления предприятием (MRP II, CRM, SCM, ERP, ERP II и др.), так и опыт успешной автоматизации производственных предприятий, накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом. В проектировании и разработке участвовали специалисты компаний «ИТРП» (управление производством) и «1С-Рарус» (учет по международным стандартам). По методологическим вопросам реализации управленческого, финансового учета и формирования отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) консультационную поддержку осуществляет всемирно известная аудиторско-консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.

Управление производством

Одним из наиболее результативных способов снижения издержек в производстве является построение и оптимизация плана производства продукции. Это позволяет предприятию снизить уровень простоя оборудования и высококвалифицированных специалистов, сократить сроки выполнения заказов, избежать срывов плана продаж по причине перегрузки производственных ресурсов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым.

Подсистема управления производством предназначена для планирования производственных процессов и материальных потоков в производстве, отражения процессов производственной деятельности предприятия и построения нормативной системы управления производством.

Функциональные возможности подсистемы могут использоваться сотрудниками планово-экономического отдела, производственных цехов, производственно-диспетчерского отдела и других производственных подразделений.

Реализованные в подсистеме управления производством механизмы планирования производства обеспечивают:

  • Сценарное планирование для выработки различных вариантов стратегии производства или учета возможных изменений в условиях деятельности предприятия;
  • Скользящее планирование, расширяющее горизонт планирования по мере наступления очередных плановых периодов;
  • Проектное планирование производства;
  • Фиксацию распланированных данных от изменения (по сценариям и периодам);
  • Интеграцию с подсистемой бюджетирования.

Планирование производства

Подсистема предназначена для среднесрочного и долгосрочного планирования производства и потребности в ресурсах, а также для проведения план-фактного анализа исполнения планов производства. При планировании производства обеспечивается возможность учета многих параметров, контроля исполнимости и отслеживания выполнения плана на различных этапах в нескольких разрезах одновременно:

  • По подразделениям и менеджерам;
  • По проектам и подпроектам;
  • По ключевым ресурсам;
  • По номенклатурным группам и отдельным номенклатурным единицам.

Формирование укрупненного плана производства

  • На основе сформированных в подсистеме «Управление продажами» планов продаж осуществляется формирование предполагаемых объемов производства в разрезе номенклатурных групп (и, при необходимости, отдельных позиций номенклатуры);
  • Проводится выявление различий между укрупненными и уточненными планами, пакетом распланированных сменно-суточных заданий, данными фактического производства;
  • Осуществляется формирование заданий на производство, контроль их исполнения и оценка отставания производства.

Планирование потребности в ресурсах

  • Возможно формирование таблиц потребления и доступности основных (ключевых) видов ресурсов при производстве номенклатурных групп и отдельных видов номенклатуры;
  • Осуществляется контроль укрупненного плана производства на соответствие ограничивающим факторам, например, сводной доступности основных (ключевых) видов ресурсов;
  • Ведется учет доступности ключевых ресурсов.

Посменное планирование производства

Подсистема предназначена для планирования производства в краткосрочном периоде в разрезе отдельных номенклатурных позиций, а также для проведения план-фактного анализа исполнения планов производства производственно-диспетчерским отделом. В данной подсистеме формируется детальный посменный график производства и потребления, проводится оценка его исполнимости с учетом запланированной загрузки ресурсов.

В числе возможностей посменного планирования, которые обеспечивает «Управление производственным предприятием»:

  • Планирование с учетом доступности мощностей в подпериодах планирования и изменений сводной длительности операций по технологическому дереву. В случае недостаточности мощностей в подпериодах осуществляется перенос планируемых операций в подпериоды с доступными свободными мощностями;
  • Формирование детального план-графика производства и операций;
  • Планирование «поверх» существующих планов производства и операций или полное перепланирование;
  • Возможность планирования операций для территориально удаленных подразделений;
  • Планирование с учетом времени транспортировки между складами и подразделениями.

Формирование посменного плана производства

  • Формирование плана производства, уточненного до отдельных номенклатурных позиций с расчетом точных сроков производства;
  • Определение точек разрыва процедур разузлования в технологическом дереве производства для всех изделий, планируемых в режиме «сборка на заказ»;
  • Формирование графика загрузки производственных мощностей и потребности производства в сырье и комплектующих;
  • Формирование графика финальной сборки с уточнением сроков производства.

Определение доступных мощностей ресурсов

  • Ведение списка рабочих центров и технологических операций;
  • Поддержка календарей доступности отдельных рабочих центров и ввод доступности ресурсов по данным календарям;
  • Объединение рабочих центров в группы с заданием приоритетов для планирования;
  • Расчет загрузки рабочих центров в ходе определения графика потребностей в материалах.

Контроль исполнения

  • Формирование плана-графика потребностей производства;
  • Формирование заданий на производство, сменно-суточных заданий;
  • План-фактный анализ хода производства, контроль и анализ отклонений.

Управление затратами и расчет себестоимости

Одним из важнейших факторов в конкурентной борьбе является снижение себестоимости продукции, управление затратами. Наличие системы управленческого учета, отражающей реальную производственную себестоимость, позволяет предприятию выработать эффективные меры по снижению издержек производства и себестоимости продукции, повысить рентабельность бизнеса.

Подсистема управления затратами предназначена для учета фактических затрат предприятия и расчета себестоимости продукции на основе данных управленческого учета.

Основные функции подсистемы:

  • Учет фактических затрат отчетного периода в необходимых разрезах в стоимостном и натуральном измерении;
  • Оперативный количественный учет материалов в незавершенном производстве (НЗП);
  • Учет фактических остатков НЗП на конец отчетного периода в необходимых разрезах;
  • Учет брака в производстве и на складах;
  • Расчет фактической себестоимости выпуска за период основной и побочной продукции (полуфабрикатов, брака) — неполной и полной производственной себестоимости и фактической полной себестоимости реализации продукции, в т.ч. расчет себестоимости выпуска продукции у переработчиков;
  • Расчет себестоимости выпуска в течение месяца по документам выпуска — по прямым затратам или по плановой себестоимости;
  • Учет переработки давальческого сырья;
  • Расчет фактической стоимости остатков НЗП на конец отчетного периода;
  • Предоставление данных (отчетов) о порядке формирования себестоимости;
  • Формирование отчета за смену по выпуску продукции и услугам в производстве;
  • Предоставление данных о структуре себестоимости выпуска для оценки отклонений от заданных нормативов.

Управление данными об изделиях

Важным инструментом управления производством является управление данными о составе продукции и полуфабрикатов, маршрутах прохождения изделий по производственным подразделениям и складам.

Нормирование состава продукции позволяет контролировать списание материалов в производство, планировать себестоимость продукции, анализировать расхождения между плановой и фактической себестоимостью и выявлять их причины.

Задание маршрутной (технологической) карты позволяет планировать цепочку производства многопредельной продукции, на каждом этапе оценивая ее выполнимость с учетом загрузки оборудования и доступности необходимых для производства ресурсов.

Функциональные возможности подсистемы могут использоваться главным инженером и сотрудниками, работающими в отделах главного конструктора и главного технолога.

В рамках управления производством реализована функция учета нормативных расходов материалов при производстве и анализ отклонений от норм. Нормы потребления материалов закладываются в спецификации изготовления продукции.

Нормативный состав продукции используется:

  • при анализе отклонений от норм для контроля качества продукции;
  • для расчета себестоимости — как база распределения косвенных затрат.

Для целей сменного планирования весь технологический процесс можно представить в виде набора последовательностей операций. Такой набор задает маршрутную карту изготовления продукции. Каждая операция может быть охарактеризована своим набором материальных потребностей на входе и набором изделий на выходе.

Управление основными средствами и ремонтами

Выполнение производственной программы в срок и оптимальное использование ресурсов возможно при качественном планировании технического обслуживания и ремонта основных средств (ОС) предприятия. Используя возможности подсистемы управления ремонтами, предприятия могут осуществлять планирование и учет деятельности по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования:

  • вести нормативную базу для обслуживания ОС;
  • планировать обслуживание ОС и ресурсы для его проведения;
  • учитывать результаты проведенного обслуживания ОС;
  • анализировать отклонения в сроках и объемах обслуживания ОС;

Подсистема позволяет автоматизировать все типовые операции учета основных средств:

  • принятие к учету;
  • изменение состояния;
  • начисление амортизации;
  • изменение параметров и способов отражения затрат по амортизации;
  • учет фактической выработки основных средств;
  • комплектация и разукомплектация, перемещение, модернизация, списание и продажа ОС;

Поддерживается широкий спектр способов расчета амортизации:

  • линейный способ;
  • пропорционально объему выработки;
  • по единым нормам амортизационных отчислений;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • по индивидуальному графику амортизации.

При расчете амортизации, можно указать не только метод расчета, но и необходимость применения графика распределения суммы годовой амортизации по месяцам.

Подсистема позволяет получать детальную информацию о состоянии основных средств, анализировать степень их износа и отслеживать выполнение работ по обслуживанию оборудования.

Управление финансами

Организация эффективного управления финансами — одна из наиболее приоритетных задач любого предприятия. Наличие системы управления финансами, ориентированной на комплексное решение задач учета, контроля и планирования доходов и затрат, позволяет предприятию эффективно использовать собственные средства и привлеченные инвестиции, повысить в целом управляемость бизнеса, его рентабельность и конкурентоспособность.

Использование подсистемы управления финансами совместно с механизмами поддержки территориально распределенных информационных баз позволяет наладить эффективное управление финансами холдингов и корпораций, повышая прозрачность их деятельности и инвестиционную привлекательность.

Функциональные возможности подсистемы могут использоваться финансовым директором, сотрудниками бухгалтерии и планово-экономического отдела, а также другими финансовыми службами предприятия.

Бюджетирование

Подсистема реализует функции, необходимые для построения системы финансового планирования на предприятии:

  • планирование движения средств предприятия на любой период в разрезе временных интервалов, центров финансовой ответственности (ЦФО), проектов, остаточных и оборотных показателей, дополнительной аналитики (номенклатура, контрагенты…);
  • мониторинг фактической деятельности предприятия в тех же разрезах, в которых проводилось планирование;
  • составление сводной отчетности по результатам мониторинга;
  • контроль соответствия заявок на расходование средств рабочему плану на период;
  • финансовый анализ;
  • анализ доступности денежных средств;
  • анализ отклонений плановых и фактических данных.

Управление денежными средствами

Подсистема управления денежными средствами (казначейство) выполняет следующие функции, необходимые для эффективного управления движением денежных средств на предприятии, контролем над осуществляемыми платежами:

  • многовалютный учет движения и остатков денежных средств;
  • регистрацию планируемых поступлений и расходов денежных средств;
  • резервирование денежных средств под предстоящие платежи на расчетных счетах и в кассах;
  • размещение денежных средств в ожидаемых входящих платежах;
  • формирование платежного календаря;
  • оформление всех необходимых первичных документов;
  • интеграция с системами «клиент-банка»;
  • возможность разнесения (ручного или автоматического) суммы платежного документа по нескольким договорам и сделкам.

Управление взаиморасчетами

Важным элементом при работе с контрагентами является функция управления взаиморасчетами. Реализуемая с помощью подсистемы управления взаиморасчетами гибкая кредитная политика, позволяет повысить привлекательность предприятия для клиентов и его конкурентоспособность на рынке.

Подсистема управления взаиморасчетами может использоваться в финансовых, снабженческих и сбытовых структурах предприятия, позволяя оптимизировать финансовые и материальные потоки.

Использование подсистемы позволяет анализировать изменение задолженности во времени и оперирует двумя видами задолженности — фактической и прогнозируемой (отложенной). Фактическая задолженность связана с операциями расчета и моментами передачи прав собственности. Отложенная задолженность возникает при отражении в системе таких событий, как заказ на поставку или передачу на комиссию товарно-материальных ценностей, заявка на получение денежных средств и других аналогичных.

Основное назначение подсистемы взаиморасчетов:

  • фиксация возникновения задолженности контрагента перед компанией и компании перед контрагентом;
  • учет причин возникновения задолженности;
  • поддержка различных методик учета задолженности (по договорам, сделкам, по отдельным хозяйственным операциям);
  • анализ текущего состояния задолженности и истории ее изменения.

Бухгалтерский учет

Возможности ведения бухгалтерского учета, реализованные в системе, призваны обеспечить полное соответствие как российскому законодательству, так и потребностям реального бизнеса. Принятая методология является дальнейшим развитием учетных решений, реализованных в продуктах системы «1С:Предприятие 7.7», ставших индустриальным стандартом в Российской Федерации.

Подсистема бухгалтерского учета обеспечивает ведение учета в соответствии с российским законодательством по всем участкам учета, в том числе:

  • Операции по банку и кассе;
  • Основные средства и нематериальные активы;
  • Учет материалов, товаров, продукции;
  • Учет затрат и расчет себестоимости;
  • Валютные операции;
  • Расчеты с организациями;
  • Расчеты с подотчетными лицами;
  • Расчеты с персоналом по оплате труда;
  • Расчеты с бюджетом.

Организация подсистемы бухгалтерского учета обеспечивает высокую степень автоматизации формирования бухгалтерской отчетности.

Поддерживается ведение бухгалтерского учета для нескольких юридических лиц в единой информационной базе. Такая организация учета позволяет автоматизировать предприятия с достаточно сложной организационной структурой.

Налоговый учет

Налоговый учет по налогу на прибыль в системе «1С:Управление производственным предприятием 8.0» ведется независимо от бухгалтерского учета. Хозяйственные операции отражаются параллельно в бухгалтерском и налоговом учете. В документах, регистрирующих хозяйственные операции в бухгалтерском и налоговом учете, предусмотрено, что для целей налогового учета данные могут быть введены и отражены в учете позднее.

Для возможности сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета методики учета и механизмы хранения информации максимально приближены друг к другу. Основу систем бухгалтерского и налогового учета составляют планы счетов, отдельные для каждого вида учета. При этом кодировка счетов налогового плана выполнена таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость обобщаемых на них данных с данными бухгалтерского учета. Такой подход существенно облегчает выполнение требований ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Организация партионного учета обеспечивает независимость способов оценки материально-производственных запасов при списании для целей бухгалтерского и налогового учета.

Для обобщения данных налогового учета служат специализированные отчеты — аналитические регистры налогового учета, соответствующие рекомендациям МНС РФ.

Ведение налогового учета по налогу на добавленную стоимость реализовано в соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса РФ, в том числе в условиях применения ставки НДС 0%.

Учет по международным стандартам

Подсистема учета по международным стандартам, разработанная фирмой «1С» при консультационной поддержке компании PricewaterhouseCoopers , предоставляет финансовым службам предприятия готовую методологическую основу для ведения учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и может быть адаптирована к особенностям применения стандартов на конкретном предприятии.

Подсистема включает в себя отдельный план счетов в соответствии с МСФО, который может настраиваться пользователем, и обеспечивает:

  • ведение финансового учета и подготовку как индивидуальной, так и консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
  • трансляцию (перенос) большей части учетных записей (проводок) из подсистемы бухгалтерского учета (РСБУ) по правилам, которые могут гибко настраиваться пользователем;
  • параллельное ведение учета по российским и международным стандартам по тем участкам, где различия между российскими нормативами и требованиями МСФО существенны (например, учет основных средств, нематериальных активов);
  • проведение собственных регламентных документов (например, начисление расходов, учет резервов, учет обесценения активов и ряда других), а также внесение корректирующих записей в «ручном» режиме.

Возможности подсистемы позволяют:

  • минимизировать трудоемкость ведения учета по МСФО за счет использования данных российского учета;
  • проводить сопоставление данных российского учета и учета по МСФО, тем самым облегчая выверку данных перед подготовкой отчетности по МСФО
  • консолидировать отчетность группы предприятий

Подсистема может также быть настроена для ведения учета и составления финансовой отчетности в соответствии с другими зарубежными стандартами, в том числе US GAAP.

Управление складом (запасами)

Использование подсистемы управления складом (запасами) позволяет эффективно организовать складское хозяйство и повысить производительность труда работников склада, сотрудников снабженческо-сбытовых структур, а так же предоставляет оперативную и развернутую информацию коммерческому директору предприятия.

В системе реализован детальный оперативный учет материалов, продукции и товаров на складах, обеспечивается полный контроль запасов ТМЦ на предприятии. Все складские операции фиксируются с помощью соответствующих документов. Подсистема позволяет:

  • осуществлять управление остатками ТМЦ в различных единицах измерения на множестве складов;
  • вести раздельный учет собственных товаров, товаров, принятых и переданных на реализацию, возвратной тары;
  • осуществлять контроль и учет серийных номеров, сроков годности и сертификатов;
  • контролировать правильность списания серийных номеров и товаров с определенными сроками годности и сертификатами;
  • задавать произвольные характеристики партии (цвет, размер и т.д.) и вести партионный учет в разрезе складов;
  • учитывать ГТД и страну происхождения;
  • комплектовать и разукомплектовывать ТМЦ;
  • осуществлять функции ордерного учета и резервирования ТМЦ.

Доступна информация по состоянию складских запасов в любых аналитических разрезах с высокой детализацией: до уровня характеристик товаров (цвет, размер, габариты и т.д) или до уровня серийных номеров и сроков годности товаров. Предусмотрена возможность получения стоимостных оценок складских запасов по себестоимости и потенциального объема продаж в отпускных ценах.

Средства статистического контроля запасов позволяют оценить «привлекательность» каждого изделия по его доле в обороте или прибыли предприятия (ABC-анализ), стабильность продаж (XYZ-анализ), выявить плохо продаваемую продукцию по таким критериям, как средний срок хранения, расход за период и коэффициент оборачиваемости.

Управление продажами

В условиях расширения рынков сбыта и ассортимента выпускаемой продукции важным аспектом деятельности предприятия является управление заказами покупателей и продажами продукции: планирование и анализ фактических показателей в различных аналитических разрезах.

Применение подсистемы коммерческим директором, сотрудниками отдела сбыта и складскими работниками позволит повысить эффективность их деятельности.

Подсистема управления продажами обеспечивает сквозную автоматизацию процесса продаж продукции и товаров на производственном предприятии, в оптовой и розничной торговле. Подсистема включает средства планирования и контроля продаж, позволяет решать задачи управления заказами покупателей. Поддерживаются различные схемы продажи продукции и товаров — со склада и под заказ, продажа в кредит или по предоплате, продажа товаров, принятых на комиссию, передача на реализацию комиссионеру и т.д.

Планирование продаж

Подсистема предназначена для планирования:

  • объемов продаж в натуральном и стоимостном выражении, в том числе на основании данных о продажах за предыдущие периоды, информации о текущих складских остатках и полученных на плановый период заказах покупателей;
  • отпускных цен, в том числе на основании информации о текущих ценах компании и конкурентов;
  • себестоимости продаж, с учетом информации о ценах поставщиков, плановой или фактической себестоимости продукции за определенный период.

Планирование продаж может вестись как по предприятию в целом, так и по подразделениям или группам подразделений, для отдельных товаров и товарных групп, для определенных категорий покупателей (по регионам, по видам деятельности и т.п.). Подсистема обеспечивает консолидацию отдельных планов в сводный план продаж предприятия.

Для контроля выполнения разработанных планов в системе предусмотрены развитые средства сравнительного анализа данных о запланированных и фактических продажах.

Планирование может вестись с временной детализацией от дня до года, что позволяет:

  • переходить от стратегических планов к оперативным, сохраняя при этом информацию о показателях, установленных на каждом этапе планирования;
  • вести планирование как с учетом, так и без учета сезонных колебаний спроса.

Управление заказами покупателей

Выполнение заказов точно в сроки и прозрачность хода выполнения каждого заказа постепенно становится все более важным аспектом деятельности многих производственных предприятий.

Функциональность управления заказами, реализованная в системе, позволяет оптимальным образом размещать заказы покупателей и отражать их в производственной программе в соответствии с принятой в компании стратегией исполнения заказов и схемами работы (работа со склада, под заказ).

Все этапы прохождения заказа и его корректировки фиксируются в системе соответствующими документами. Менеджер может в любой момент:

  • получить полную информацию о ходе выполнения заказа;
  • отслеживать историю взаимоотношений с клиентами и поставщиками;
  • оценивать эффективность и надежность работы с контрагентами.

С помощью аналитических отчетов, встроенных в программу, менеджер может получать информацию об оплате заказов покупателей, о размещении заказов в производстве и ходе их выполнения, о распределении заказов поставщикам для обеспечения заказов покупателей.

Ценообразование

Подсистема ценообразования позволяет коммерческому директору и руководителю отдела продаж определять и реализовывать ценовую политику предприятия в соответствии с имеющимися аналитическими данными о спросе и предложении на рынке.

Основные функциональные возможности подсистемы:

  • построение различных схем формирования цен и скидок;
  • формирование отпускных цен с учетом плановой себестоимости продукции и нормы прибыли;
  • контроль соблюдения сотрудниками предприятия установленной ценовой политики;
  • хранение информации о ценах конкурентов;
  • хранение информации о ценах поставщиков, автоматическое обновление закупочных цен;
  • сопоставление отпускных цен предприятия с ценами поставщиков и конкурентов;

Управление розничной торговлей и подключение торгового оборудования

Для производственных предприятий, имеющих собственные магазины и розничные торговые точки, в системе «1С:Управление производственным предприятием 8.0» предусмотрены возможности управления розничной торговлей. Розничная торговля может осуществляться с любого из складов — оптового, розничного или неавтоматизированной торговой точки. Учет товаров в неавтоматизированных торговых точках ведется по фиксированным розничным ценам. Реализована возможность подключения торгового оборудования: сканеры, терминалы сбора данных, дисплеи покупателя, электронные весы, ККМ в режимах «фискальный регистратор», «off-line» и «on-line». Система позволяет производить оценку стоимостных запасов в розничных ценах, сравнивать объемы и прибыльность продаж в различных магазинах (торговых точках), контролировать правильность поступления выручки от магазинов и торговых точек.

Управление закупками

Для обеспечения качества производимой продукции, обеспечения беспрерывного снабжения производства материалами и выполнения заказов в соответствии с запланированными сроками без превышения плановой себестоимости, важной задачей является эффективное управление закупками ТМЦ.

Подсистема обеспечивает менеджеров, отвечающих за снабжение, информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов ТМЦ, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками.

В числе возможностей, которые предоставляет подсистема:

  • оперативное планирование закупок на основании планов продаж, планов производства и неисполненных заказов покупателей;
  • оформление заказов поставщикам и контроль их исполнения;
  • регистрация и анализ выполнения дополнительных условий по договорам с фиксированными номенклатурными позициями, объемами и сроками поставок;
  • поддержка различных схем приема товаров от поставщиков, в том числе прием на реализацию и получение давальческого сырья и материалов;
  • оформление неотфактурованных поставок с использованием складских ордеров;
  • анализ потребностей склада и производства в товарах, готовой продукции и материалах;
  • сквозной анализ и установка взаимосвязей между заказами клиентов и заказами поставщикам;
  • анализ последствий, к которым может привести невыполнение заказов поставщиками (к срыву какого клиентского заказа может привести недопоставка товаров или материалов);
  • планирование закупок с учетом прогнозируемого уровня складских запасов и зарезервированных ТМЦ на складах;
  • подбор оптимальных поставщиков товара по их надежности, истории поставок, критериям срочности исполнения заказов, предлагаемым условиям доставки, территориальному или прочим произвольным признакам и автоматическое формирование заказов для них;
  • составление графиков поставок и графиков платежей.

Управление отношениями с покупателями и поставщиками

Ориентируясь на потребности клиентов и идя им навстречу, предприятия нуждаются в гибкой системе управления отношениями с клиентами, позволяющей хранить и анализировать различную информацию о клиенте, отслеживать все стадии отношений с клиентом, анализировать доходность и прибыльность по каждому клиенту, региону, рынку и группе товаров. Для обеспечения бесперебойности снабжения и ритмичности производства не менее важным аспектом деятельности является построение долгосрочных стабильных отношений с поставщиками сырья и материалов.

Функциональные возможности подсистемы позволяют управлять отношениями с покупателями, поставщиками, смежниками и любыми другими контрагентами. Эти возможности могут быть востребованы коммерческим директором, директором по маркетингу, сотрудниками маркетинговых, сбытовых и снабженческих подразделений.

Подсистема «Управление отношениями с покупателями и поставщиками» позволяет предприятию:

  • осуществлять хранение полной контактной информации по контрагентам и их сотрудникам, а также хранение истории взаимодействия с ними;
  • регистрацию информации о поставщиках: условия доставки товаров, надежность, сроки исполнения заказов, номенклатура и цены поставляемых товаров и материалов;
  • автоматически оповещать пользователей о предстоящих контактах с контрагентами, напоминать о днях рождения контактных лиц;
  • планировать свое рабочее время и контролировать рабочие планы своих подчиненных;
  • анализировать незавершенные и планировать предстоящие сделки с покупателями и потенциальными клиентами;
  • использовать персонифицированный подход к нуждам и требованиям каждого клиента;
  • регистрировать каждое обращение потенциального покупателя и в дальнейшем анализировать процент привлечения клиентов;
  • оперативно контролировать состояние запланированных контактов и сделок;
  • проводить интегрированный ABC(XYZ)-анализ отношений с клиентами;
  • проводить анализ причин срыва выполнения заказов покупателей и объемов закрытых заказов;
  • анализировать и оценивать эффективность рекламных и маркетинговых акций по результатам обращений клиентов.

Сегментирование покупателей с использованием интегрированного ABC(XYZ)-анализа позволяет автоматически разделить клиентов:

  • на классы в зависимости от доли клиента в выручке или прибыли компании: важные (А-класс), средней важности (B-класс), низкой важности (С-класс);
  • по статусам: потенциальный, разовый, постоянный, потерянный;
  • по регулярности закупок: стабильные (X-класс), нерегулярные (Y-класс), эпизодические (Z-класс).

Результаты такого анализа помогают оптимально распределить усилия и организовать работу сотрудников, отвечающих за продажи и обслуживание клиентов.

Контроль и оценка работы менеджеров

«1С:Управление производственным предприятием 8.0» позволяет руководству (коммерческому директору, руководителю отдела сбыта, руководителю отдела маркетинга) оценить и сопоставить работу менеджеров, отвечающих за продажи и работу с клиентами, по целому ряду показателей:

  • по объемам продаж и принесенной прибыли;
  • по коэффициенту удержания покупателей;
  • по количеству выполненных заказов;
  • по количеству контактов с покупателями;
  • по полноте заполнения базы данных контактной информацией.

Эти оценки могут использоваться для построения объективной системы мотивации персонала, отражающей специфику задач, решаемых различными категориями менеджеров.

Интегрированные средства работы с электронной почтой

Средства работы с электронной почтой, встроенные в решения системы «1С:Предприятие 8.0» позволяют значительно повысить оперативность работы многих служб и специалистов предприятия — в первую очередь подразделений, отвечающих за работу с клиентами и поставщиками, сбыт, закупки и маркетинг. Важно, что эти средства интегрированы в единое информационное пространство системы. В результате обработка электронной корреспонденции производится в тесной взаимосвязи с другими бизнес-процессами предприятия. В числе основных возможностей работы с электронной почтой, которые обеспечивает «1С:Управление производственным предприятием 8.0»:

  • регистрация корреспонденции, назначение исполнителей и контроль исполнения; ведение истории переписки по каждому контрагенту ;
  • создание как индивидуальных, так и «публичных» (групповых) почтовых адресов и разграничение доступа к ним для различных групп пользователей;
  • импорт контактной информации из распространенных почтовых клиентов;
  • автоматическая отправка писем по наступлению запланированных событий (например, напоминание об оплате);
  • организация рассылок электронных писем — группы адресов для рассылки могут формироваться как вручную, так и автоматически по заданным пользователем критериям (например, по регионам, видам деятельности контрагентов, должностям контактных лиц и т.д.);

Управление персоналом и расчет зарплаты

Сегодня все больше предприятий осознает важность построения системы эффективного управления персоналом, так как квалифицированные, инициативные и лояльные сотрудники способны существенно повысить эффективность работы предприятия. Управление данными о сотнях и тысячах сотрудников, проведение мероприятий по подбору и обучению персонала, оценки квалификации производственного и управленческого состава, требует применения программных продуктов, позволяющих эффективно планировать и осуществлять кадровую политику предприятия.

Сотрудники отдела кадров, отдела организации труда и занятости и бухгалтерии могут использовать подсистему управления персоналом в едином информационном пространстве для ежедневной работы.

Подсистема предназначена для информационной поддержки кадровой политики компании и автоматизации расчетов с персоналом. В числе возможностей подсистемы:

  • планирование потребностей в персонале;
  • планирование занятости и графика отпусков работников;
  • решение задач обеспечения бизнеса кадрами — подбор, анкетирование и оценка;
  • кадровый учет и анализ кадрового состава;
  • анализ уровня и причин текучести кадров;
  • ведение регламентированного документооборота;
  • расчет заработной платы работников предприятия;
  • автоматический расчет регламентированных законодательством начислений, удержаний и налогов;
  • автоматический расчет ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Подбор кадров

Подсистема обеспечения бизнеса кадрами предназначена для документирования и автоматизации процесса подбора и оценки кандидатов, проводимой отделом кадров. В рамках этой подсистемы предусмотрено выполнение следующих функций:

  • хранение личных данных о кандидатах как о физических лицах;
  • хранение материалов, появляющихся в процессе работы с кандидатом, от резюме до результатов анкетирования;
  • планирование встреч с кандидатами и регистрация принятых решений вплоть до принятия на работу.

Кадровый учет и анализ кадрового состава

Подсистема учета кадров компании обеспечивает хранение разнообразной информации о работниках:

  • личных данных о работниках как о физических лицах;
  • сведений о подразделении и должности сотрудника, количестве занимаемых ставок;
  • номеров служебных телефонов, адресов электронной почты и другой контактной информации.

По накопленным данным о работниках можно построить разнообразные отчеты: это списки работников, анализ кадрового состава; отчеты по отпускам (графики отпусков, использование отпусков и исполнение графика отпусков).

Ведение регламентированного кадрового документооборота

Подсистема регламентированного документооборота позволяет автоматизировать кадровые операции в соответствии с действующими нормативными документами:

  • заключение и ведение трудовых договоров с каждым сотрудником организации;
  • формирование утвержденных форм по труду;
  • персонифицированный учет для ПФР;
  • ведение воинского учета.

Расчет зарплаты

На производственном предприятии важным аспектом управления бизнесом является построение системы мотивации рабочих, ориентированной на увеличение объема выпускаемой с надлежащим уровнем качества продукции, предусматривающей заинтересованность персонала в повышении квалификации. Для реализации стратегий мотивации персонала часто используется тарифная и сдельная системы оплаты труда, для точного расчета начислений в соответствии с принятыми правилами предназначена подсистема расчета зарплаты.

Подсистема позволяет автоматизировать весь комплекс расчетов с персоналом, начиная от ввода документов о фактической выработке, оплаты больничных листов и отпусков, вплоть до формирования документов на выплату зарплаты и отчетности в государственные надзорные органы.

Результаты расчета заработной платы отражаются в управленческом, бухгалтерском, налоговом учете с необходимой степенью детализации:

  • Отражение результатов расчета управленческой зарплаты в управленческом учете;
  • Отражение результатов расчета регламентированной зарплаты в бухучете;
  • Отражение результатов расчета регламентированной зарплаты как затрат, принимаемых к учету для целей исчисления налога на прибыль (единого налога). Отражение результатов расчета регламентированной зарплаты для целей исчисления ЕСН.

Мониторинг и анализ деятельности предприятия

Результативность управления, оперативность и качество решений, принимаемых руководителями предприятий, во многом зависит от того, насколько эффективно они могут использовать данные о различных аспектах деятельности предприятия, накапливаемые в информационных системах.

«1С:Управление производственным предприятием 8.0» включает мощную и гибкую систему отчетов, которая позволяет оперативно анализировать и непрерывно контролировать практически все аспекты производственной и торговой деятельности предприятия. В числе основных возможностей системы:

  • Интеллектуальные средства автоматического построения отчетов, не требующие программирования;
  • Дизайн в стиле электронных таблиц;
  • Сводные таблицы;
  • Линейные, иерархические и кросс-отчеты;
  • Поддержка группировки;
  • Расшифровка отдельных элементов отчета (drill-down);
  • Широкий спектр возможностей деловой графики.

Информацию можно получить в любых разрезах с требуемой детализацией. Пользователь может самостоятельно задавать (настраивать) уровень детализации, параметры группировки и критерии отбора данных в отчетах в соответствии со спецификой решаемых задач. Такие индивидуальные настройки (фактически — созданные пользователем специализированные отчеты) могут быть сохранены для дальнейшего использования.

Современные бизнес-методики, удобные и наглядные средства анализа информации, реализованные в системе, делают программу действенным инструментом для решения актуальных вопросов управления.

Рапорт руководителю

«Рапорт руководителю» — принципиально новый для продуктов системы «1С:Предприятие» механизм, который позволяет организовать регулярное формирование и доставку руководящему составу информации о текущем состоянии дел на предприятии. Важно, что для этого руководителю не требуется самому составлять запросы и даже просто запускать «1С:Предприятие». Будучи единожды настроен, механизм «Рапорт руководителю» может в соответствии с заданным регламентом — например, каждый день в 19:30 или каждые 15 минут в течение дня — автоматически публиковать в интранете или отправлять по заданным адресам электронной почты отчет, в котором разноплановая информация о деятельности предприятия сконцентрирована в удобном и наглядном для руководителя виде. В отчете приводится оперативный анализ данных по различным показателям деятельности предприятия: по выполнению производственных планов, по объему продаж, по дебиторской и кредиторской задолженности, по движениям денежных средств в разрезе статей и т.д. Список показателей можно настроить индивидуально для каждого из руководителей различных служб компании.

Для удобства анализа в отчете предусмотрено графическое представление данных: графики сравнения фактических показателей с запланированными или с такими же показателями за прошлые периоды.

Технологические достоинства

Использование современной трехуровневой платформы с комплексным приложением масштаба предприятия, позволяет директору по ИТ и специалистам ИТ-подразделения предприятия быть уверенными в надежности хранения данных, производительности и масштабируемости системы. ИТ специалисты получают удобный инструмент для реализации задач, необходимых предприятию и сопровождения созданной при внедрении системы.

Масштабируемость и производительность

Использование в качестве платформы системы «1С:Предприятие 8.0» обеспечивает эффективную работу и надежное хранение информации при работе десятков и сотен пользователей. Современная трехуровневая архитектура системы обеспечивает сохранение высокой производительности при значительном росте нагрузки на систему и объемов обрабатываемых данных, а также позволяет увеличивать пропускную способность путем наращивания мощности используемого оборудования, без затрат, связанных с модификацией или заменой используемого прикладного решения.

Построение территориально распределенных систем

В «1С:Предприятии 8.0» реализован механизм управления распределенными информационными базами, который обеспечивает работу единого прикладного решения (конфигурации) с территориально разнесенными базами данных, объединенными в многоуровневую иерархическую структуру.

Это дает возможность строить на основе конфигурации «Управления производственным предприятием» решения для предприятий сетевой или холдинговой структуры, позволяющие эффективно управлять бизнесом и видеть картину «в целом» с необходимой для принятия решений оперативностью.

Интеграция с другими системами

Конфигурация «Управление производственным предприятием» рассчитана на широкую интеграцию практически с любыми внешними программами (например, технологическая подготовка производства, система «клиент-банк») и оборудованием (например, контрольно-измерительные приборы или складские терминалы сбора данных) на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных, поддерживаемых платформой «1С:Предприятие 8.0».

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS