Химпром: крупные ИТ — удел одиночек

По потреблению ИТ — занимает последнее место — по нашим оценкам, около 1,6 млрд. руб. в 2005 году. При этом отечественное химическое производство ощутимо включено в мировой рынок — экспортный потенциал (6%) — превышает экспорт машиностроительной продукции. Если в машиностроении экспортируется около 8% производимой продукции, то в химической промышленности — 15-16%. Как ни странно, это не делает химические предприятия активными заказчиками ИТ, хотя выход на мировые рынки должен был бы стимулировать внедрение современных ИС.

Конечно, объем потребления ИТ не является показателем, по которому можно судить об активности предприятий отрасли на рынке ИТ. Это может компенсироваться тем, что химическая отрасль, во-первых, насчитывает относительно небольшое количество предприятий и, во-вторых, исходя из своей специфики имеет невысокие объемы производства — в 3-4 раза меньше, чем в машиностроении, в 2 раза ниже, чем в пищевой промышленности. Однако, индекс ИТ-емкости российской химической отрасли также является одним из самых низких — и не только среди основных отраслей промышленности (в 2,5 раза ниже), но и в целом по экономике (в 3-3,5 раза ниже). Увы, это свидетельствует о том, что российские химические предприятия пока довольно пассивные потребители ИТ.

Отраслевой индекс информационно-технологической емкости*

Отрасль

Затраты на ИТ в объеме произведенной продукции, %

Химическая промышленность

0,21

Промышленность в целом

0,50

Экономика в целом

0,72

* Индекс ИТ-емкости может быть интерпретирован как вклад информационных технологий в производство единицы продукции, а информационные технологии при таком подходе могут рассматриваться как один из факторов производства.

Структура потребления основных видов ИТ предприятиями химической промышленности является классической: 78% — расходы на АО и ПО, около 14% — затраты на ИТ-услуги. Это свидетельствует, с одной стороны, об установившейся концепции информатизации большинства предприятий отрасли, с другой же стороны, указывает на относительно невысокие темпы реорганизации в отрасли (слияния, поглощения, экспансия на новые рынки и т.д.). В противном случае, должны были бы быть существенно более высокими расходы на услуги ИТ-консалтинга.

Об общей невысокой активности предприятий химической промышленности можно судить хотя бы о вялотекущей реализации ряда отраслевых мероприятий, запланированных в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Например уже несколько лет создается федеральная единая база данных о товарах и услугах в химической отрасли (ФИБД). Она призвана обеспечить доступную, подробную и иллюстрированную информацию о продукции, полученную непосредственно от производителей. И хотя, размещение и обновление информации в этой базе для предприятий бесплатно и неограниченно в объеме, к сожалению, предприятия отечественного химпрома не спешат с этим — скажем, в лакокрасочной промышленности, услугами ФИБД воспользовались не более 25% предприятий.

Пока среди химических предприятий крупные ИТ-проекты остаются уделом одиночек. В этой связи 2005 год, безусловно, прошел под знаком «Еврохима». Минерально-химическая компания «ЕвроХим», крупнейший в России производитель минеральных удобрений, входящий в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли, в настоящее время приступил к осуществлению высокобюджетного ЕRР-проекта  по внедрению системы Oracle e-Business Suite.

Этот проект потянул за собой другие — наиболее крупный из них, осуществляемый ТрансТелеКомом, заключается в строительстве для «Еврохима» корпоративной сети высокоскоростных цифровых каналов связи (NPL) со скоростью передачи данных от 2 до 10 Мбит/сек, объединяющей центральный офис компании, расположенный в Москве, с пятью городами — Новомосковском, Невинномысском, Белореченском, Ковдором и Кингисеппом, где расположены производственные предприятия «ЕвроХима». Планируется охватить системой все операции внутри компании.

О подобных проектах в отечественном химпроме приходится слышать не так часто. Пожалуй, более или менее сопоставимый по масштабу проект реализовывался уже больше, чем 4 года назад — тогда компания Interface Ltd. объявила о подписании договора с консалтинговой компанией «Современные Бизнес Технологии» о внедрении корпоративной информационной системы iRenaissance на предприятии «Интеко», одного из российских лидеров на рынке пластмассовых изделий.

Однако, определенные перемены вскоре возможны. Думается, что стимулом для них станет надвигающееся вступление России в ВТО. Как известно, это сильно ударит по предприятиям практически всех российских отраслей и, возможно, вынудит их более активно использовать высокие технологии для наращивания своих конкурентных преимуществ. Так, в апреле 2005 года в Москве прошел II Международный химический саммит, на котором соответствующая тема поднималась. В саммите принял участие довольно широкий круг крупных российских предприятий химической промышленности («Еврохим», «Сибур», «Нижнекамскнефтехим», «Тольяттиазот», «Томскнефтехим»), а также представители мировых лидеров рынка компаний химической отрасли.

Владимир Карачаровский


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS