Машиностроение на рынке ИТ: устойчивое лидерство или пиррова победа?

В 2005 году машиностроение остается в лидерах по потреблению ИТ, как в абсолютном выражении, так и в расчете на единицу произведенной продукции.

Отечественные машиностроительные предприятия пока еще держат довольно высокую планку как самых наукоемких и ИТ-емких отраслей. То, что в России машиностроение фактически монопольно представляет сектор наукоемких производств — известный факт. К этому добавляется и еще одно достоинство — машиностроение безусловно лидирует и по индексу ИТ-емкости. ИТ-емкость машиностроения не просто выше, чем в любой другой отрасли промышленности, она выше даже, если сравнивать ее с экономикой в целом. Таким образом, на рынке ИТ машиностроение — один из самых активных игроков. Но,  к сожалению, замечая этот отрадный факт все же нельзя обойтись без «но»…

Отраслевой индекс информационно-технологической емкости*

Отрасль

Затраты на ИТ в объеме произведенной продукции, %

Машиностроение**

0,85

Промышленность в целом

0,50

Экономика в целом

0,72

* Индекс ИТ-емкости может быть интерпретирован как вклад информационных технологий в производство единицы продукции, а информационные технологии при таком подходе могут рассматриваться как один из факторов производства.
** Включая научные организации, осуществляющие исследования и разработки.

Тот факт, что заводы, НПО и КБ активно осваивают новые формы конкурентоспособности в виде внедрения на своих производствах современных информационных систем, не отменяет острого системного кризиса, разворачивающегося в этом секторе экономики. Этот кризис имеет более глубокие причины, которые не могут быть преодолены за счет ИТ. Это, прежде всего, технологическая отсталость основных фондов предприятий. Однако технологическое перевооружение остается непосильной задачей практически для всех предприятий сектора.

Рентабельность бизнеса машиностроительных предприятий неуклонно снижается — с 14,1% в 2000 году до 8,2% в 2004 году. Продолжает падать экспортный потенциал отрасли. Ее доля сектора в экспорте сокращается ежегодно на 1-1,5%. С 1998 года доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте в страны дальнего зарубежья сократилась почти в 2 раза, при этом в 1,4 раза вырос экспорт сырья. В том числе, это означает отсутствие статистически значимого эффекта от внедрения ИТ в машиностроительных отраслях.

Относительно же высокий спрос предприятий машиностроения на ИТ не является в данном случае парадоксом или противоречием. Скорее всего, этот эффект достигается, во-первых, за счет значительного количественного перевеса машиностроения по отношению, скажем к топливной промышленности и металлургии. Предприятий крупного машиностроения примерно в 20-30 раз больше, чем всех металлургических комбинатов и нефтеперерабатывающих заводов вместе взятых. Во-вторых, высокий спрос машиностроения на ИТ объясняется тем, что внедрение ИТ является единственным доступным для многих предприятий каналом повышения конкурентоспособности при невозможности решить главную проблему — технологическое перевооружение основных фондов. Такая стратегия понятна и оправдана, но дает эффект только на короткий срок. Но даже в этом отношении все не так благополучно.

Например, в настоящее время превышение кредиторской задолженности предприятий над дебиторской составляет около 95 млрд. руб. Если учесть, что машиностроение насчитывает порядка 3-3,5 тыс. крупных предприятий, то отсюда следует, что даже при условии полного погашения предприятиям дебиторской задолженности, что даст им возможность погасить соответствующую часть своих собственных долгов, в среднем на каждое крупное предприятие все же будет приходиться сумма остаточного долга примерно в $1-1,5 млн.,* что сопоставимо с размером затрат, которые позволили бы внедрить на каждом предприятии в полном объеме систему Oracle! До сих пор существующий кризис взаиморасчетов практически полностью блокирует этот потенциал. Большинство предприятий по-прежнему предпочитает недорогие информационные системы, заказываемые, к тому же, по частям.

Тем не менее, если закрыть глаза на внутренние противоречия в развитии отрасли, то внешне все выглядит довольно благополучно. Отрасль демонстрирует классическую структуру потребления ИТ, в которой весьма гармонично сочетаются все основные статьи расходов — АО, ПО, услуги и обучение.

Модальный тип потребителя ИТ в машиностроении остается все тем же — это предприятия-экспортеры вооружений, а также предприятия, включенные по линии военно-технического сотрудничества в систему субконтрактов.

Сегодня вполне можно указать на еще один довольно тип активного потребителя ИТ, имеющего для этого и средства и мотивацию. Это в некотором роде антиподы экспортеров — предприятия, осуществляющие сборку высокотехнологичной техники либо по западным лицензиям, либо на основе импортируемых запчастей но под старыми советскими брендами (Рубин, Горизонт, Микромашина и др.). Такие предприятия, в строгом смысле слова не являющиеся отечественным высокотехнологичным производством (хотя де юро к таковому относятся), демонстрируют слишком хорошие показатели. Так, в телевизионном производстве в 2004 году объем выпуска телевизоров только в штуках вырос в 2 раза. То же касается отдельных видов бытовой техники, собираемой  России из импортных запчастей. Напр., видеомагинтофонов в 2004 году было произведено почти в 8 раз больше. Объем производства ЭВМ вырос почти в 3 раза и т.д. Все эти предприятия — хорошие заказчики ИТ, так как часто они имеют не только западные технологии и деньги, но и западную мотивацию.

Каковы же перспективы? На наш взгляд, они связаны исключительно с государственной политикой. И определенные продвижения здесь нельзя не отметить. Так, в прошлом году, 18 ноября Правительство РФ одобрило разработанную Мининформсвязи «Концепцию развития рынка информационных технологий в Российской Федерации», которая предусматривает введение двух очень мощных стимула развития спроса на ИТ со стороны предприятий — сокращение сроков амортизации АО и ПО, наряду с уменьшением налогооблагаемой базы организаций на сумму расходов, направляемых на инвестиции в развитие своей информационной инфраструктуры, включая переподготовку и повышение квалификации сотрудников. В соответствие с программой завершение разработка соответствующего проекта изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ было намечено к IV кварталу 2005 года — т.е. уже сегодня соответствующие законы должны существовать в базовых версиях и рассматриваться на правительственном уровне.

Это решение является ключевым именно для машиностроения, как группы производств с низкой рентабельностью, невысокой инвестиционной привлекательностью и оставляющим желать лучшего экспортным потенциалом. Если реализация этих инициатив не будет затянута, то ИТ в машиностроении действительно начнут новую жизнь, став не роскошью, а нормой.

А что же пока? А пока надо отдать должное отечественным машиностроителям, которые при низких доходах и неравных конкурентных условиях, все же внедряют ИТ — по-настоящему, до последнего борясь за конкурентоспособность своих предприятий, и действительно одерживая то в одном, то в другом отдельные победы. Главное, чтобы эти победы не стали пирровыми…

Владимир Карачаровский

* По данным исследования группы Р.В.Рывкиной, для большей части предприятий ВПК сумма остаточного долга будет того же порядка.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS