Больше всего ERP внедряют машиностроение и пищепром

Собранные CNews Analytics данные по внедрениям ERP-систем в отечественной промышленности позволяют дать обобщённую оценку состояния автоматизации сектора, а также расстановке сил среди поставщиков. Всего в исследовании CNews Analytics было рассмотрено 320 ERP-проектов. По количеству внедрений систем этого класса лидируют машиностроение и пищевая промышленность. Однако ИТ-бюджеты здесь продолжают существенно уступать показателям нефтегаза и металлургии.

По результатам исследования CNews Analytics, по числу выполненных внедрений ERP в российской промышленности лидируют машиностроение и пищепром (28,6% и 23,5% соответственно). За ними — химия/нефтехимия (15,4%) и топливная промышленность (11,7%). На долю электроэнергетики и черной металлургии приходится по 8%. Цветная же металлургия «покрывает» на сегодня всего 3,8% ERP-проектов.

Такая пропорция объясняется несколькими причинами. В первую очередь, следует учитывать, что в машиностроении задействовано порядка 45 тысяч предприятий. Даже если только 10% из них в состоянии нести затраты на внедрение корпоративных информационных систем, то речь будет идти о четырех с половиной тысячах хозяйствующих субъектов (и соответствующих контрактов). Пищевая промышленность включает около 25 тысяч предприятий, химическая и нефтехимическая — 7000 предприятий. Для сравнения, к топливной и электроэнергетической промышленности относится примерно по 1700 предприятий, в цветной металлургии насчитывается порядка 1900 предприятий в чёрной — 1200. Здесь достаточно чётко прослеживается пропорциональная зависимость между «мощностью» отрасли и числом внедрений в ней ERP-систем. В то же время, необходимо иметь в виду, что стоимость внедрённых проектов на предприятиях топливной промышленности, электроэнергетики и чёрной металлургии, как правило, выше, чем в машиностроении, химической и, тем более, пищевой промышленности. Нередко этот показатель различается в десятки раз.

Источник: CNews Analytics, 2005

Отечественным промышленникам — российские продукты

Среди вендоров, поставляющих программные продукты для отечественных промышленных предприятий, лидирует «Галактика», на долю которой приходится, по данным CNews Analytics, 24,6% всех внедрений в этом секторе. На втором месте по числу реализованных здесь проектов — «1С» (14,3%), на третьем — «Компас» (11,6%). Отечественные разработчики занимают на этом вертикальном рынке уверенные позиции, потеснив мировых лидеров промышленной автоматизации — SAP, Oracle, Baan и IFS.

Источник: CNews Analytics, 2005

С другой стороны, бюджеты ERP-проектов немецкого и американского гигантов корпоративного ПО часто в разы превосходят стоимость российских внедрений. И соответственно, в денежном выражении большая доля рынка приходится пока на западных поставщиков. Так, с этих позиций, по данным IDC, лидируют SAP, Oracle и MBS. «Галактика», «1C», SSA Global, Epicor и «Парус» замыкают «большую восьмерку» в порядке перечисления.

Потребление ERP в отраслевом разрезе

В машиностроении, лидирующем по числу внедрений ERP, наибольшее число проектов реализовано «Компасом» (25%), «Галактикой» (23%) и «1С» (21%). Со значительным отставанием (6% и менее) в этом секторе идут решения SAP (например, используется «Джи Эм–Автоваз» и концерном «Силовые машины»), MBS («Энергомаш», КАМАЗ) и Epicor («Новошип»). Среди крупных проектов Oracle можно упомянуть «АвтоВАЗ» и ОКБ «Сухой», BAAN — «ИРКУТ» и «Завод им. Дегтярева».

Источник: CNews Analytics, 2005

В химической и нефтехимической промышленности наибольшей популярностью пользуются решения «Галактики» (22%). Второе место делят SAP и Oracle (по 16%), третье — MBS и SSA Global (по 11%). Продукты SAP внедряли, в частности, «Воронежский синтетический каучук», «Казаньоргсинтез», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез». Среди наиболее «громких» проектов Oracle в этой отрасли — «ЕвроХим», «Уралкалий», «Сибур».

Источник: CNews Analytics, 2005

В цветной металлургии максимальное число внедрений демонстрирует SAP (37%), включая проекты в «СУАЛе», «Норильском никеле» и «РУСАЛе». На втором месте (наполовину меньше клиентов -18%) — «Галактика». Как такового третьего места в этом секторе нет, так как проекты «1С», «Парус», MBS, Oracle и Epicor представлены одинаково. Нет информации о внедренных здесь решениях «Компаса» и IFS.

Источник: CNews Analytics, 2005

В черной металлургии лидируют решения SAP (26%), внедренные в числе прочего в «ЕвразХолдинге» и «Стальной группе Мечел». На втором месте — Oracle (21%), на третьем — «1С» (17%). С двукратным отставанием от «1С» представлены продукты «Галактики» (8%), «Паруса» (8%) и MBS (8%). Еще в два раза меньше решений внедрено у «Компаса», SSA Global и IFS.

Источник: CNews Analytics, 2005

Самыми распространенными в топливной промышленности (с большим отрывом от конкурентов) являются продукты «Галактики» (52%), используемые, в частности, «Запсибгазпромом» «СИДАНКО», «Транснефтью», «ЮКОСом» и «Мострансгазом». Доля SAP в этом секторе оценивается CNews Analytics в 17%, в его «активах» здесь проекты для «Сургутнефтегаза», «Самотлорнефтегаза», «Тюментрансгаза». «Парус» (11%) поставил свои решения для «Нижневартовскнефтегаза» НГК «СлавНефти» и «Новгороднефтепродукта». Oracle E-Business Suite внедрен в «Сибнефти» и «Итере».

Источник: CNews Analytics, 2005

В электроэнергетике с небольшим отрывом от конкурентов лидирует «Парус» (20%), второе место принадлежит совместно решениям Oracle (охватившим в том числе РАО ЕС и «Мосэнерго») и «1С» — по 17%. Третье место делят между собой «Компас» и «Галактика» (по 13%). mySAP Business Suite установлен в концерне «Росэнергоатом».

Источник: CNews Analytics, 2005

В пищепроме — второй по числу реализованных проектов отрасли — наиболее популярны решения «Галактики» (25%) и «1С» (19%). MBS Axapta используется в группе компаний «Тинькофф», «Юнимилке» и фабрикой «Красный Октябрь», MBS Navision — «Кампиной», «Айс-Фили» и «СладКо».

Источник: CNews Analytics, 2005

В целом, как видим, зарубежные поставщики «тяжёлых» систем придерживаются в своих бизнес-стратегиях принципа «редко, но метко», обеспечивая обороты за счёт больших сумм контрактов. В то же время отечественные поставщики, предлагая решения «полегче», «берут» их числом. Подобные стратегии обусловлены соответствующими приоритетами ИТ-компаний. Западные решения ориентированы в первую очередь на крупный бизнес (откуда и высокая стоимость внедрения), а отечественные разработки — на средние предприятия, с выходом на крупные. Статистика показывает, что обе стратегии приносят успех, и что отечественные производители («Галактика», «1С», «Парус» и «Компас») вполне способны конкурировать с западными брендами, расширяя свой охват рынка.

Сергей Середа / CNews Analytics

Крупнейшие внедрения ERP-систем в российской промышленности


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS