Стратегия и тактика управления производством

Британская консалтинговая компания Tangram Technology Ltd. в своих методических материалах по управлению производством указывает, что до того, как заниматься автоматизацией и реинжинирингом бизнес-процессов, следует подумать о стратегии в сфере производства. Без определения целей в этой области и их увязки с общей бизнес-стратегией компании никакие затраты на модернизацию и автоматизацию производственных процессов не будут эффективными.

Определившись со стратегией, можно переходить к системе управления производством. Она может строиться на базе одной из трёх моделей: MRP/MRPII/ERP (“push strategy”), Just-in-time (“pull strategy”) или Optimized Production Technology. У каждой из моделей есть свои плюсы и минусы, каждая может в большей или меньшей степени подходить к предметной области. Однако они не исключают друг друга и вполне возможно применение их комбинаций, дающее возможность воспользоваться преимуществами каждой из этих моделей управления производством.

На слуху ли у Вас фразы, вроде этих? «Я-то могу это продать, но они не смогут это произвести», «Не нужно говорить мне, что на этой неделе Вы можете сделать окна, нам нужны двери», «Я этот заказ впервые вижу только сейчас, так что доставишь его на следующей неделе», «На этой неделе производство работает плохо, заказы 'подвисли'», «Что Вы имеете в виду, говоря, что у нас нет оборудования, чтобы это произвести?», «Конечно же, мне это нужно СЕЙЧАС!»

Фразы такого типа являются симптомами и означают, что Вам нужна производственная стратегия. Но проблема в том, что стратегию не купишь в магазине. Вы должны создать её, дорабатывать, развивать её и сделать частью Вашего бизнеса. Это жизненно-важная составляющая бизнеса и поэтому должна приходить изнутри.

Чем не является производственная стратегия

  • Производственная стратегия — это не ещё одно название для автоматизации
  • Производственная стратегия — это не ещё одно название для обновления оборудования
  • Производственная стратегия — это не ещё одно название для компьютеров
  • Производственная стратегия — это не ещё одна японская управленческая причуда
  • Производственная стратегия — это не про технологическое совершенство производства

Однако, несмотря на это, производственная стратегия может касаться всех этих вещей, если только они относятся к Вашему бизнесу.

Стратегия — тактика — операции

Определимся в терминах:

  • Стратегия — (греч.) наука войны; ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств. /В.Даль/ (в нашем случае речь идёт о бизнесе)
  • Тактика — ...само выполнение военных операций согласно стратегическому заданию составляет предмет тактики /Словарь Брокгауза и Ефрона/
  • Операции — то, что происходит в реальной жизни — «грязная работа»

Стратегические ограничения

Стратегические ограничения

Взаимосвязь между стратегией и тактикой

В военном контексте стратегия — это усилия, направленные на обеспечение преимущества Вашим войскам, прикладываются эти усилия ещё до того, как сражающиеся стороны встречаются на поле боя. Тактика — это то, что происходит уже после начала битвы, а операции — это то, как действуют отдельные отряды и бойцы. Самая прекрасная стратегия может быть разрушена бездарной тактикой.

Большинство компаний согласны с необходимостью разработки «стратегии продаж» или «маркетинговой стратегии», однако не видят нужды в разработке соответствующей стратегии для производства. Без такой производственной стратегии любые инвестиции в оборудование, системы или технологии, вероятнее всего, будут лишь несвязной серией рефлексивных ответов на текущие операционные проблемы. Есть ли среди читателей те, кто хоть однажды закупал оборудование под «большой заказ», который потом оказывался пшиком?

Мы часто не отдаём отчёта в том, что любое, казалось бы, рутинное решение в сфере производства жёстко связано с оборудованием, персоналом или системами управления производством, из-за чего приспосабливать бизнес к изменяющимся рыночным требованиям всегда сложно и дорого. Хуже того, вложив деньги в ненужную систему, Вы можете потерять возможность их реинвестировать или у Вас просто не останется на это времени.

Очевидно, что производственная стратегия должна быть интегрирована в общую бизнес-стратегию компании, учитывающую аспекты маркетинга, финансов, продаж и др. Слишком долго производство рассматривалось как «пассив» в контексте общей бизнес-стратегии, что и приводило к комментариям в стиле приведённых в начале. Включение производственной стратегии в бизнес-стратегию компании превращает производство в «актив».

Бизнес-стратегия

До того как мы сможем разработать производственную стратегию, мы должны определиться с бизнес-стратегией, включающей в себя все аспекты деятельности компании. Бизнес-стратегия разрабатывается итеративно, в несколько подходов с пересмотром и согласованием разных её частей на каждом шаге.

Составляющие бизнес-стратегии

Составляющие бизнес-стратегии

Бизнес-стратегия предполагает достижения определённых целей, которыми могут быть: прибыль, доля рынка или рост производства. Цели всегда должны быть конкретными, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Недостаточно просто написать, что Вы хотите увеличить прибыль, необходимо указать, какого увеличения прибыли Вы хотите достичь и за какой срок. Цели должны быть ясными (чтобы отражать вызов), измеримыми (чтобы можно было определять степень их достижения), обладать приоритетом (чтобы концентрировать на них внимание) и должны быть приняты всем персоналом.

Существует также ряд ключевых факторов бизнес-стратегии, по которым можно определять успешность Вашей компании на конкретном рынке: цена, качество, сроки обработки заказов, выбор продуктов, сервис.

Производственная стратегия

Установив цели, маркетинговую стратегию и выделив факторы успеха, мы можем приступить к разработке производственной стратегии, обеспечивающей необходимый уровень значений ключевых факторов. Формулировка маркетинговой и других стратегий должна быть чётко ясна инженерам, в противном случае не удастся добиться эффективной реализации производственных систем.

Если раньше считалось, что для обеспечения конкурентоспособности необходимо обеспечить экономическую эффективность производства по отношению к затратам путём интенсификации использования труда и оборудования, то в настоящее время ключевыми факторами успеха производственной стратегии являются такие показатели как: минимальные затраты на инструментальные средства, нулевой брак, небольшие, но стабильные сроки обработки заказов.

Цели производственной стратегии

Цели производственной стратегии

Это позволяет установить приоритеты в контексте развития стратегии. Стратегия, которая позволит достичь успеха по всем перечисленным на диаграмме комбинациям, будет мощным оружием для завоевания успеха на рынке.

Разрабатывая это оружие, мы должны будем проверить, как осуществляется контроль производства и качества и как измеряется производительность компании на всех уровнях. Некоторые области потребуют инвестиций в аппаратное обеспечение, но львиная доля того, чего мы хотим достичь, может быть обеспечена при помощи улучшения методов нашей работы. Необходимо всегда быть готовыми к применению новых идей и преодолению старых традиций в производстве. Однако следует осторожно относиться к «экспертам», предлагающим Вам решение всех Ваших проблем «в одном флаконе».

Цели достижения

Очень важно поставить общие цели в плане того, что мы ожидаем от нашей производственной стратегии, например:

  1. Мы хотим сократить объём складских запасов, незавершённого производства и оборотных средств на 40%.
  2. Мы хотим сократить сроки обработки заказов от момента приёма до момента поставки готовой продукции в 10 раз, например с 6 недель до 3 дней.
  3. Мы хотим увеличить степень уверенности в сроках обработки заказов в 3 раза.
  4. Мы хотим повысить качество в 4 раза.
  5. Мы хотим увеличить общую прибыльность компании минимум на 20%.

Системы управления производством

Разобравшись с общими бизнес-целями компании и выработав производственную стратегию, можно, наконец, определить адекватность существующей системы производства этим целям и стратегиям.

В общем случае мы всё ещё организовываем производство в виде конвейера. Он работает, а отдел производственного планирования оптимизирует его загрузку, размещая производственные задания в соответствии с нормами загрузки оборудования. Даже если Вы не делаете этого сознательно, так получается неосознанно. Такая модель эффективности производства требует, чтобы прямые затраты труда были ясно видны на каждой стадии производства. Планирование производства тоже базируется на прямых затратах труда и ресурсов оборудования. Это же относится и к концепции «подталкивания» производства, в рамках которой существует производственный план (не зависящий от действительных продаж), а работа конвейера обеспечивает его выполнение.
Однако, хотя такой подход и был приемлем в 30 — 40-е годы XX века, с тех времён всё радикально изменилось, как на уровне производства, так и в плане потребления. Производители автомобилей сейчас должны «выжимать» практически неограниченную номенклатуру моделей из одних и тех же производственных линий, и это относится не только к автопрому, но и практически к любой отрасли промышленности.

Системы управления производством должны изменяться и адаптироваться, а мы должны понимать, что разнообразие продукции может быть ключевым конкурентным преимуществом.

Модели управления производством

Сегодня есть три основных претендента на новую модель управления производством, которые могут быть в разной степени применимы к различным производственным процессам. Это модель планирования потребностей в материалах и производственных ресурсах (MRP/MRPII/ERP), модель «точно вовремя» (JIT) и модель оптимизированной технологии производства (OPT).

Модели управления производством

Модели управления производством

Без излишних усложнений можно сказать, что MRP/MRPII может быть хорошим подспорьем для производителей сложной продукции. Однако, это «подталкивающая» производство система. Службой маркетинга/продаж даётся прогноз продаж (на неделю, месяц, год или другой срок), компьютерная система превращает его в производственный план. План затем детализируется до уровня ведомости материалов на производство планируемого объёма продукции, в результате собирается заданное количество изделий. Таким образом, производство «подталкивается» прогнозируемым спросом, а не тем, который есть на самом деле.

С другой стороны, JIT «тянет» производство, базируясь на фактическом спросе на готовую продукцию, и спрос на комплектующие для необходимого объёма готовой продукции приводит всю систему в движение. Принцип работы JIT отражается фразой «продаём каждый день — производим каждый день». В результате естественным образом сокращаются складские расходы и повышается «скорость ответа» системы производства. Но внедрение этой модели управление производством может быть очень рискованным — требуются коренные изменения, как в производстве, так и в управлении и корпоративной культуре.

OPT — относительно новая модель для управления производством и относится скорее к общей философии ведения бизнеса, чем конкретно к производству. OPT предполагает, что основной целью производства является получение денег — довольно очевидное предположение — и, соответственно, оптимизирует всю систему, а не только частные операции. OPT — частная разработка и её «полная версия» принадлежит создавшей её консалтинговой компании. Это, вместе с тем, не мешает использовать её ключевые положения для управления своим производством.

Как общие подходы, все три модели дополняют друг друга и могут использоваться совместно в разных сочетаниях. Очень важно не воспринимать их, как взаимоисключающие варианты: Вы можете использовать MRPII для общего планирования закупок, JIT для организации основного производства и OPT для оптимизации всей системы и устранения её «узких мест».

Сергей Середа / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS