Сергей Турчин: Инвестиции в ИТ со стороны российских промышленных предприятий стали увеличиваться

Сергей Турчин

На вопросы CNews отвечает Сергей Турчин, руководитель департамента корпоративных проектов «АМТ-Груп»

CNews: Какие изменения произошли на рынке информатизации российской промышленности за прошедший год, по вашим наблюдениям?

Сергей Турчин: За прошедший год значительноусилился интерес к сложным технологиям, призванным предоставлять потенциальным заказчикам принципиально новые услуги. Прежде всего, это мультимедийные решения, такие как видеоконференцсвязь, корпоративная IP-телефония, цифровое видеонаблюдение и центры обработки вызовов. Продолжается рост части рынка, связанного с построением систем и сетей хранения. Очень важно то, что эти направления развиваются в таких вертикальных сегментах рынка, как металлургическая промышленность, транспорт, машиностроение, включая предприятия военно-промышленного комплекса.

В промышленном производстве сохраняется большой интерес к автоматизации бизнес-процессов, что прежде всего связано с интенсивным развитием отраслей, связанных с производством, так называемого, "высокого передела", в частности,  машиностроения, которое мы можем наблюдать в последнее время.

Потребности в детальном планировании производства и поставок комплектующих, контроле производства, гарантийном и послегарантийном техническом обслуживании выпущенных изделий диктуют необходимость повышения уровня автоматизации промышленных предприятий. Причем здесь объекты автоматизации располагаются не только в административных зданиях, но и цехах, складских помещениях, пунктах отгрузки. В единую систему должны включаться также коммерческие и проектно-конструкторские отделы и филиалы, зачастую значительно удаленные территориально от основного производства. Это повышает интерес заказчиков к инфраструктурным решениям, пригодным для применения в условиях промышленного производства, а также обеспечении коммуникаций, в том числе мультимедийных, между территориально удаленными отделениями и филиалами.

Следует отметить, что развитие производства в наукоемких отраслях, в частности машиностроении, связанное с производством технически и технологически сложных изделий, вызывает закономерный рост интереса к информационной безопасности. Утечка важной технологической или проектной информации, документации, порой может непоправимо повлиять на бизнес компании и ее финансовое положение. У руководителей предприятий растет понимание того, что информационная безопасность — это важнейший компонент информационной структуры, который нельзя финансировать по остаточному принципу. К этой проблеме тесно примыкает проблема надежного хранения технической и технологической документации, что обуславливает интерес заказчиков к соответствующим решениям и технологиям. Кроме того, с ростом уровня автоматизации на предприятиях встают вопросы организации систем обработки данных высокой доступности, растет заинтересованность в кластерных решениях и средствах построения высоконадежных хранилищ данных.

CNews: Можно ли сейчас говорить, что какие-то отрасли промышленности оказались в наибольшей степени затронуты процессами информатизации?

Сергей Турчин: В нашем портфеле заказов основную долю занимают предприятия машиностроения и металлургической отрасли, а также транспорта. Процесс информатизации данных отраслей носит неравномерный характер, например металлургическая промышленность развивалась относительно благополучно в последнее время, в машиностроении же ситуация более драматичная, так как в определенный период эти предприятия, в частности, предприятия ВПК, по известным причинам, развивались достаточно слабо. Сейчас, после вынужденной паузы в несколько лет, ощущается явный подъем. У таких предприятий, как правило, нет груза унаследованных решений и большого количества морально устаревшего оборудования. И в некотором смысле это является положительным фактором, поскольку в таких условиях довольно просто внедрять современные информационные и телекоммуникационные технологии, которые получили развитие и достигли совершенства за последние два-три года. Я имею в виду  IP-телефонию, видеоконференцсвязь, сети и системы хранения, беспроводные технологии , современные решения и технологии в области ИБ и.т.д.

Выбор технологий, которые мы внедряем на промышленных предприятиях в настоящее время, не всегда напрямую определяется требованиями бизнеса. В частности, речь идет о транспортных системах, а также других предприятиях повышенной опасности, особо уязвимых к террористическим актам и техногенным катастрофам. У таких заказчиков растет потребность в развертывании сложных систем наблюдения и контроля, в том числе интерактивных, которые позволяли бы противодействовать  потенциальным угрозам террористических актов и техногенных аварий, а также содействовать ликвидации их последствий.

Исходя из потребностей рынка, наша компания реализовала и реализует сейчас довольно много проектов, направленных на создание сложных систем, которые принято называть ситуационными центрами и которые, включают в себя подсистемы цифрового видеонаблюдения высокого разрешения с интерактивными функциями, специализированные базы данных, центры обработки вызовов и.т.д. Эти системы отличаются от тех, которые мы реализовали за последние годы тем,  что они являются заказными системами, учитывающими особенности и индивидуальный характер потребностей заказчика. Хотя в основном они строятся на базе стандартных модулей и компонент, при создании таких систем невозможно избежать создания специального заказного ПО, которое управляет всем комплексом технических и программных средств.

CNews: Некоторое время назад эксперты говорили о возможном сокращении инвестиций в ИT со стороны предприятий этой отрасли. Насколько, по вашим наблюдениям, эти прогнозы соответствуют действительности?

Сергей Турчин: Честно говоря, для меня это сюрприз, что такие прогнозы имели место. Возможно речь идет о том, что потерпел фиаско вульгарный и прямолинейный подход к расчету ROI, который был популярен некоторое время назад. Этот подход утверждал, что локальное внедрение какого-либо ПО или оборудования, скажем  кластерной серверной системы, способно предсказуемым образом изменить экономические характеристики производства автоматизируемой компании, и этот эффект можно достаточно точно  подсчитать.

Вполне естественно, что такой прямолинейный подход был необоснованным и спустя какое-то время вызвал предсказуемую негативную реакцию руководства автоматизируемых предприятий, что достаточно широко обсуждается как в нашей, так и в западной прессе. Довольно быстро всем стало ясно, что возврат инвестиций в инфраструктуру ИТ  — косвенный и непростой процесс. Все это закономерно привело к более взвешенному подходу к инвестициям в ИТ. Однако если снижение инвестиций в автоматизации. предприятий и было характерно для какого-то периода, сейчас  можно наблюдать стабилизацию и увеличение затрат на финансирование ИТ предприятий, при этом надо отметить, что значительно смещаются фокусы приложения этих затрат.

На мой взгляд, это связано с тем, что в последние месяцы в России интенсивно восстанавливается и развивается производство технически сложных, наукоемких изделий, где очень велика доля проектно-конструкторской деятельности, а также велик объем информации, связанной с технологической подготовкой производства.

Когда системы автоматизации бизнес-процессов, делопроизводства, технологического обеспечения производства становятся главными элементами, определяющим экономические характеристики деятельности предприятия, повышаются требования к отказоустойчивости и надежности информационной инфраструктуры. Как только эта система действительно наполняется жизнью, она уже не может эксплуатироваться на базе  нестабильной ИТ-инфраструктуры, которая может привести к простоям и неработоспособности автоматизированных систем управления предприятием. В связи с этими факторами повышаются требования как к качеству технического решения, так и проектной и конструкторской документации, создаваемой при разработке или модернизации информационных систем. Проекты таких систем должны разрабатываться, внедряться и эксплуатироваться таким образом, чтобы непрерывность бизнеса не страдала.

Стоит специально отметить новую и весьма важную тенденцию в практике российских предприятий, когда еще на этапе создания сложного технического изделия прорабатываются вопросы, связанные с обеспечением его технической поддержки в процессе эксплуатации у заказчиков.  Поскольку такие изделия должны конкурировать с аналогичной продукцией западных производителей, которые имеют развитую и очень эффективную сеть технической поддержки данный момент очень важен. 

 В частности, на самых ранних этапах наши заказчики-производители сложной продукции озабочены разработкой таких систем, как центр обработки вызовов. Это радует и вселяет надежду — очевидно, что наша промышленность зачастую неконкурентоспособна не потому, что она делает плохие изделия, а потому что она не может их обслуживать в течение жизненного цикла, связанного не только с поставкой, но и с эксплуатацией, оперативной поставкой запасных частей, доработками, модернизацией и.т.д. Такими проектами мы тоже занимаемся. Конечно, доля проектов с контактными центрами в промышленности еще очень и очень мала, но сам факт появления таких пилотных проектов является знаковым.

В целом я могу отметить, что инвестиции в ИТ со стороны российских промышленных предприятий стали увеличиваться, по крайней мере это справедливо по отношению к нашим основным заказчикам: предприятиям машиностроения и металлургической промышленности, а также транспорта.

СNews: Какие ИT-решения в настоящий момент наиболее востребованы отечественными производственными промышленными предприятиями?

Сергей Турчин: Я не могу сказать, что сейчас существуют какие-то остро модные направления, востребованные абсолютно всеми заказчиками, вне зависимости от отрасли или этапа автоматизации, на котором они находятся.  Для разных предприятий разные направления становятся приоритетными.

Однако следует все-таки отметить несколько направлений, где отмечен более интенсивный  рост. Например, можно отметить большой интерес к системам видеоконференцсвязи у промышленных предприятий, чего три-четыре года назад просто быть не могло по технологическим и экономическим причинам — системы видеоконференцсвязи стали достаточно хорошо работать поверх протокола IP не так давно, также недавно тарифы на междугородний IP-трафик с обеспечением качества сервиса снизились до разумного уровня. Это значительно понизило планку стоимости внедрения и эксплуатации систем корпоративной видеоконференцсвязи, ранее доступной только операторам связи и государственным заказчикам наиболее высокого ранга.

Эти технологические и ценовые изменения тарифов и дали возможность внедрять системы видеоконференцсвязи, используя различные ведомственные и операторские сети и каналы.

В связи с описанными причинами многие предприятия машиностроения стали интенсивно внедрять системы видеоконференцсвязи. Это связано с тем, что в процессе производства сложных технических изделий, необходимо оперативное сотрудничество специалистов, конструкторов, технологов, руководителей предприятия для совместного решения ряда проблем, порой возникающих спонтанно. Подобное сотрудничество, как правило, требует аудиовизуального взаимодействия. Сейчас, как в пилотной стадии, так и в стадии реализации находится не менее десятка проектов, связанных с созданием систем корпоративной видеоконференцсвязи для заказчиков аэрокосмической и машиностроительной областей.

В то же время ощущается то, что бум, ожидавшийся в области беспроводных технологий, пока не состоялся. И причин здесь несколько. Во-первых, дурную службу беспроводным решениям сослужили тенденциозные публикации о том, что беспроводные сети абсолютно несостоятельны с точки зрения информационной безопасности.

Во-вторых, многие публикации дезинформировали доверчивых заказчиков, сознательно выдавая теоретические скорости передачи в режиме точка-точка, за пропускную способность реальных систем в многоточечном режиме. Это дезориентировало часть заказчиков, которые неправильно определили стратегические направления для внедрения беспроводных технологий.

Наконец, несовершенство нашего законодательства ограничивает легитимное применение беспроводных технологий для стандартов 802.11a/b/g вообще и для наружного применения вне зданий в частности. Все эти факторы сильно ограничили распространение этой технологии. При этом для специалистов предельно ясно, что проблема информационной безопасности сетей неоправданно раздута и имеется масса методов и решений (хотя зачастую и привязанных к конкретному производителю), которые позволяют сделать беспроводные сети не менее, а порой и более безопасными, чем проводные. Тем не менее, эта дурная слава за технологиями WiFi спадает небыстро. Однако беспроводные решения — это очень удобный, оперативный и эффективный механизм доступа и рано или поздно должно произойти широкое внедрение этих технологий, в том числе  у промышленных заказчиков.

Может быть не так быстро, как хотелось бы,  развивается направление систем хранения. Связано это с тем, что понимание того, что инфраструктура промышленных предприятий должна быть очень стабильной, надежной и масштабируемой, и в частности задачи обеспечения резервирования, копирования и сохранности данных часто являются критическими для бизнеса, сложилось относительно недавно.

Наша компания ведет работу со многими промышленными предприятиями, которые сейчас планируют кардинальную модернизацию своих систем хранения, часть из них строится на основе современных технологий, включая создание сетей хранения, в том числе с применением протокола IP, а также организации резервных центров. В ближайшие два года мы вправе ожидать достаточно интенсивный рост инвестиций в это направление.

Постепенно приходит понимание того, что информационная безопасность — это направление, обеспечивающее стабильность бизнеса. Современное предприятие не может работать без связи с интернетом, и те предприятия, которые упрямо настаивают на изоляции от него, рано или поздно оказываются экономически менее состоятельными, чем конкуренты. Однако подключение корпоративных сетей к интернету без проведения адекватных мер организации системы информационной защиты и контроля доступа приводит к тому, что такая сеть становится действительно небезопасной.

Причем решение проблем ИБ, так сказать, задним числом, потребует существенной модернизации и дополнительных затрат в сравнении с тем, если бы ИБ была встроена на этапе создания информационной системы предприятия. И даже у тех предприятий, где сеть никаким образом не связана с интернетом, невозможно обеспечить полную изоляцию от проникновения вирусов, вредоносного кода при помощи flash карт, CD, DVD и других мобильных носителей.

Изоляция от интернет не снимает необходимости в проведении мероприятий по антивирусной защите, защите от противодействия вредоносного кода, также не следует забывать и о том, что многие угрозы ИБ предприятия исходят от внутренних, а не внешних злоумышленников. Изолированная корпоративная сеть, в которой нет отлаженной систем защиты, которая могла бы противодействовать перечисленным выше угрозам, также беззащитна, как беззащитны были жившие в изоляции племена индейцев, вымершие после знакомства с инфекциями европейцев.

Доля инвестиций в информационную безопасность будет возрастать не только потому, что имеется потребность в устойчивости бизнеса, как такового, но и в связи с тем, что наша система стандартов в области ИБ постепенно мигрирует к стандартам ИБ, принятым во всем мире. В частности, принят и уже действует почти два года российский аналог международного стандарта ISO/IEC 15408-1999 — ГОСТ P ИСО/МЭК 15408-2002 («Критерии оценки безопасности информационных технологий»), более известный под кодовым названием «Общие критерии». Этот документ предназначен для использования в качестве основы при оценке характеристик безопасности продуктов и систем ИТ. Соответствие ИТ предприятия данному стандарту на Западе — это критерий доверия к предприятию вообще и очевидно, что с течением времени аналогичный подход будет распространяться и переноситься на нашу почву. Все это говорит об очевидных тенденциях увеличения затрат на информационную безопасность.

CNews: В чем вы видите специфику построения ИT-инфраструктуры для промышленных предприятий?

Сергей Турчин: Машиностроительное производство, например, включает ряд сложных циклов, в которых от заготовительного цеха до цеха сборки происходит параллельный и очень сложный процесс, когда узлы и детали производятся на различном станочном оборудовании, это производство должно быть синхронизировано, обеспечено комплектующими и т.п. Одна из важнейших проблем связана с эффективностью загрузки станочного парка, потому что современное оборудование, как правило, очень дорогостоящее и загрузка должна быть максимальной. Сколько надо станков, как их надо загружать, как автоматизировать процесс загрузки — это отдельная задача, с которой не приходится сталкиваться отраслям типа электронной дистрибуции или добычи сырья.

Промышленные предприятия, как правило, территориально достаточно велики, расположены на нескольких площадках, связаны информационным обменом значительного объема с другими предприятиями — партнерами по производству конечного изделия. Эти факторы приводят к тому, что для промышленных предприятий приходится решать инфраструктурные задачи, соизмеримые  по сложности и масштабности аналогичным задачам для операторов сетей и услуг связи.

Кроме того, спецификой ИТ-систем промышленных предприятий является то, им характерны определенные традиции выполнения проектов. Любому машиностроительному предприятию свойственно и естественно следовать отработанным процессам и технологиям выполнения проекта, описанным в стандартах создания сложных изделий и автоматизированных систем. Соответственно, подобные требования выдвигаются к интегратору, который реализует для них информационные системы. Подобная практика и технология выполнения проектов приводит, в конечном счете, к сокращению расходов на развертывание, миграцию и дальнейшую эксплуатацию сложных информационных систем и позволяет реализовывать системы, которые действительно отвечают требованиям заказчика, однако она требует от интегратора большей организации и определенной дисциплины при выполнении проекта.

В этом отношении эта отрасль для нас очень понятна, и мы с большим удовольствием работаем с такими предприятиями, поскольку игнорирование этих принципов, пренебрежение документированием, формальное отношение к разработке и согласованию технического задания приводит к тому, что при завершении проекта у заказчика и у исполнителя часто возникают взаимные претензии. Заказчик получает не то, что он думал, а исполнитель реализует то, что он умеет, а не то, что нужно заказчику. Подобная ситуация является почвой для конфликтов, и решение, которое позволило бы избежать такой ситуации, только одно. Это тщательное взаимодействие исполнителя с заказчиком на начальном этапе и следование стандартам создания сложных информационных систем. Современные информационные системы действительно являются не простыми, поэтому требуют именно тех подходов, которые применялись и применяются к созданию сложных изделий и систем в машиностроении и других отраслях.

Мне кажется, что стоить отметить и такую особенность, как многоэтапность внедрения проектов в промышленности, которые часто внедряются в течение нескольких лет и затрагивают разные направления автоматизации.  Это в свою очередь определяет  долгосрочное сотрудничество между заказчиком и исполнителем, и которое должно строится на взаимном доверии и глубоком внедрении в особенности, нужды и проблемы заказчика.

CNews: Как соотносится сегодня в обороте интеграторов, ведущих проекты в промышленности, выручка от внедрения систем и от дальнейшей поддержки?

Сергей Турчин: Тенденции таковы, что техническая поддержка сейчас признана необходимой компонентой всеми заказчиками, и промышленными в том числе. Доля затрат на техническую поддержку в течение года, как правило равна, либо даже превышает стоимость услуг по проектированию и по созданию сети.

Хотелось бы отметить еще одну тенденцию, которая связанна с тем, что технологические решения, которые внедряются в корпоративном секторе в течение последних нескольких лет, действительно стали значительно более сложными и изощренными. В связи с этим сейчас ясно обозначился разрыв между возможностями служб эксплуатации ИТ-департаментов заказчика и сложностью тех решений, которые предлагают интеграторы, особенно это характерно для таких решений, как IP-телефония и видеоконференцсвязь, системы и сети хранения, информационная безопасность и беспроводные технологии.

Очевидной стала проблема создания системы технической поддержки нового поколения, поскольку существующие ее схемы предполагают услуги по замене вышедшего из строя оборудования, обновлению ПО и т.п. Однако такие услуги уже недостаточны для большинства крупных заказчиков. Конечно, известна и применяется на практике, так называемая проактивная поддержка, но и она также в большей степени ориентирована на глобальное наблюдение за сетью заказчика и заблаговременное  выявление критических мест, нежели на реальные повседневные проблемы эксплуатации сложных систем.

В идеале значительная доля предприятий, в том числе и промышленных, должна воспользоваться услугами аутсорсинга. Однако в настоящее время для этого существует как минимум два препятствия. Первое связано с тем, что многие предприятия, главным образом государственные, а также предприятия ВПК различных форм собственности, не могут передать полностью эксплуатацию своих информационных систем сторонним организациям по соображениям конфиденциальности своей деятельности или бизнеса.  Вторая причина, по которой аутсорсинг в значительной степени проблематичен для большого числа предприятий, состоит в том, что традиционно даже самые продвинутые отечественные предприятия все-таки имеют невысокий уровень и качество автоматизации, если сравнивать их с уровнем западных предприятий.

При этом, интегратор, или организация, которая будет обеспечивать аутсорсинг, должна брать на себя серьезные обязательства по непрерывности и надежности эксплуатации.  Очень многие компании, которые заявляют сейчас о готовности взять на аутсорсинг сети любых заказчиков, в значительной степени потеряют свой энтузиазм, когда поймут, что сети потенциальных заказчиков в своем подавляющем большинстве не готовы к эксплуатации с тем уровнем, тем качеством сервисного обслуживания, которое от них потребуют эти самые заказчики в рамках аутсорсинговых контрактов.

Кроме того, есть один немаловажный подводный камень аутсорсинга — организация, полностью доверившая управление и сопровождение своей ИТ-инфраструктуры внешней организации становится полностью от нее зависимой и в случае, если по какой-либо причине аутсорсер откажется от дальнейшей работы с заказчиком — то при полной деградации собственных служб эксплуатации и развития у заказчика даже процесс передачи ИТ-хозяйства новому исполнителю займет много времени и чреват остановками эксплуатации ИТ-систем, не говоря уже о возможной неприятной ситуации, когда аутсорсер по той или иной причине будет вести скрытый саботаж в работе с заказчиком. 

Для многих заказчиков прежде чем их сети можно будет взять на аутсорсинг, будет необходимо выполнить их редизайн и модернизацию, чтобы дотянуть их уровень надежности, безопасности и т.п. до минимально необходимого уровня, организовать внутренние регламентные процессы и т.п. А это может стоить немалых денег и на начальном этапе не снизит, а увеличит интегральные затраты предприятия на развитие и эксплуатацию сети. Думаю, что эту проблему понимают далеко не все заказчики, которые желают воспользоваться услугами аутсорсеров. да и потенциальные исполнители тоже.

На мой взгляд, сейчас пришло время подумать об интегрированной услуге нового типа, которая предполагала бы совместную согласованную работу со службами эксплуатации заказчика по обеспечению функционирования сети. При этом каждая из сторон должна выполнять свой круг обязанностей и оперативно и эффективно взаимодействовать со своими партнерами в рамках оптимальных регламентов взаимодействия.

На мой взгляд — обеспечение такого взаимодействия — это тот ключевой момент, который будет определять успех как работы ИТ-систем промышленных, и не только промышленных предприятий в ближайшем будущем. Несмотря на то, что специалистов, которые могут обеспечить необходимый уровень технической поддержки, не так много, кадровая  проблема все-таки решаема. Гораздо сложнее выработать формы организационного взаимодействия и регламентов для такой схемы технической поддержки. Этот процесс, по-видимому займет много времени, но без решения этой задачи в ближайшие несколько лет эксплуатация сложных информационных корпоративных систем станет практически невозможна.

CNews: Какую долю, по вашим оценкам, составляют затраты на телекоммуникации в ИT-бюджетах российских промышленников?

Сергей Турчин: Если говорить о том, какую долю занимает оплата услуг операторов местной и междугородней связи, то надо признать, что она пока все-таки не очень велика в силу того, что для большей части предприятий более дорогими являются системы  коммутирующего оборудования. Это связано и с тем, что для многих предприятий была характерна пауза в развитии ИТ и сейчас проводятся масштабные концентрированные модернизации информационных систем предприятий.

Это связано еще и с тем, что пока у большей части промышленных предприятий внедряются и уже внедрены только базовые услуги. Например, корпоративная почта или телефония с общим адресным планом для всей филиальной сети — это достаточно распространенное решение, но потребности в большом объеме междугороднего трафика для распределенной корпоративной сети в этом случае все-таки не так велики.

Однако тенденции распространения систем видеоконференцсвязи и других приложений с большими требованиями к полосе пропускания резко повышают требования к каналам и внешним сетям, и соответственно, увеличивают потребность в услугах операторов связи. Повышение доли этих затрат прогнозируется также в связи с тем, что передача данных, аудио, видео информации по инфраструктуре операторов связи небезопасна с точки зрения информационной безопасности. В связи с чем возникает потребность в криптографической защите данных, передаваемых по публичным сетям, что влечет за собой потребность в дополнительной полосе, необходимой для работы приложений поверх инфраструктуры оператора связи, и как следствие, в росте затрат на телекоммуникационные услуги.

Важно отметить, что в настоящее время технологические решения, обеспечивающие криптографическую защиту, которые удовлетворяют национальным стандартам, испытаны и адаптированы для применения в мультимедийных сетях. Фактически технических препятствий для внедрения таких решений в наших проектах уже не существует. Прежде всего, я должен упомянуть о решениях компании S-terra.

Это решение, обеспечивает построение сетей VPN, причем в качестве криптографических алгоритмов применяются, т.н. ГОСТовские алгоритмы шифрования, с другой стороны его исполнение и системы управления позволяют оптимально встраивать его в современные сети, построенные на оборудовании западных производителей, прежде всего Cisco. Таким образом, проблема легитимности применения VPN для многих заказчиков, включая  государственные организации и предприятия становится решенной.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы «АМТ Груп» в промышленности за последний год?

Сергей Турчин: Как я уже сказал, основные наши заказчики принадлежат трем направлениям — машиностроение, включая предприятия ВПК, металлургическая промышленность и предприятия транспорта.

В последние несколько лет  мы очень плодотворно работаем с различными предприятиями аэрокосмического комплекса. Для них мы выполняем самые разные решения — от создания заводских сетей передачи данных, включая прокладку волоконно-оптических сетей и построение СКС до внедрения систем, связанных с управлением предприятием — здесь мы работаем  совместно с нашими традиционными партнерами. Со многими предприятиями этой отрасли наше взаимодействие длится уже несколько лет, в качестве примера можно привести УОМЗ — http://www.setevoi.ru/IT/5_6`2005.html, с другими наша совместная работа началась в этом году.

Также многолетним является наше сотрудничество с металлургическими предприятиями — в частности  крупные проекты модернизации сетей предприятий Уральская Сталь и НТМК, были выполненны в этом году.

Также давним является наше сотрудничество с московским Метро, где мы почти 10 лет участвуем в проектах построения опорной сети и создания системы видеонаблюдения, но в этом году оно вышло на качественно новый уровень — завершена большая часть масштабного проекта по созданию ситуационного центра московского метрополитена.

Внедренное комплексное решение во многом уникально. Двусторонняя голосовая связь дает каждому пассажиру метро при помощи специальных информационных терминалов, размещенных в колоннах возможность сообщить о возникшей экстренной ситуации или запросить справку.

Дежурный, в свою очередь, может выяснить детали и дать необходимые рекомендации. Очень важно, что у сотрудников центра появилась возможность не только слышать, но и видеть своего собеседника, что позволяет получать более достоверную информацию с места событий, адекватно и оперативно реагировать на противоправные действия и кризисные ситуации.

Реализованный проект демонстрирует возможности, далеко выходящие за рамки стандартных решений. Специально разработанное программное обеспечение фактически объединяет функциональность современных центров обработки вызовов, систем видеоконференцсвязи и видеонаблюдения. Ядром системы является центр обработки вызовов Cisco IPCC, который принимает вызовы с колонн и распределяет их на рабочие места операторов ситуационного центра.

Единый интерфейс обработки обращений позволяет работать с интерактивными картами метрополитена, журналом регистрации вызовов, выводить изображение с других установленных на станции камер наблюдения, организовывать видео- или аудио-конференцию с ответственными сотрудниками метрополитена и правоохранительных органов, быстро принимать скоординированные решения.

Возможности системы были недавно продемонстрированы экспертам правоохранительных органов государств «большой восьмерки» http://www.rambler.ru/db/megapolis/msg.html?place=news&mid=6778384

В течение этого года был выполнен технологически сложный проект модернизации сети московского офиса компании Индезит, в результате чего в сеть предприятия стала мультисервисной и пополнилась такой компонентой как центр обработки вызовов — http://www.connect.ru/newsdetail.asp?id=6560.

Также, за прошедший год АМТ-Груп выполнила ряд проектов по автоматизации и телефонизации для ряда объектов горно-рудной промышленности, в том числе с использованием спутниковых каналов.

CNews: Какие факторы будут, по вашим прогнозам, стимулировать информатизацию российских промышленных предприятий в дальнейшем?

Сергей Турчин: Главным фактором, который будет стимулировать автоматизацию на промышленных предприятиях, на мой взгляд, является потребность обеспечения эффективности и прозрачности бизнеса, оперативности взаимодействия с партнерами и заказчиками. Поэтому резко возрастают требования к устойчивости, непрерывности бизнеса, а значит к устойчивости и непрерывности информационных систем, которые обеспечивают функционирование этого бизнеса.

С другой стороны, как уже упоминалось, возникает серьезная потребность в обеспечении информационной безопасности бизнеса. В связи с этим еще раз хочется подчеркнуть то, что следование России в общем русле стандартов по информационной безопасности приведет к тому, что эти требования станут обязательными. Предприятие, не следующее этим стандартам, будет менее конкурентоспособно по сравнению с аналогичным предприятием, которое таким стандартам следует.

Новые технологические подходы и решения позволяют повысить оперативность взаимодействия удаленных предприятий и их подразделений — речь идет о развертывании систем видеоконференцсвязи, которые предназначены для повышения оперативности принятия решений и снижения затрат.

Необходимо упомянуть то, что многие наши промышленные предприятия вовлечены в процесс интеграции с мировым бизнесом, что требует качественного улучшения технической и информационной поддержки при эксплуатации и обеспечении жизненного цикла изделия, произведенного на данном промышленном предприятии. И здесь прогнозируется развитие такого направления, как контакт-центры — такие системы будут весьма востребованы в аэрокосмических областях и других отраслях, связанных с производством изделий длительного цикла жизни выпущенной продукции 

Мне, как человеку, начинавшему свою карьеру в авиационной промышленности,  очень отрадно видеть тенденции возрождения этой отрасли. Конечно, хотелось бы, чтобы это возрождение происходило таким образом, чтобы эффективность на наших промышленных предприятиях возросла. С технической точки зрения, многие решения, которые были реализованы в авиапроме и других подобных отраслях даже до начала 90-х годов, еще не потеряли своей актуальности, но сделать их экономически выгодными — это та задача, решению которой мы можем помочь, внедряя комплексные системы автоматизации своим заказчикам.

CNews: Спасибо


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS