Дмитрий Куров: Ментальность в немалой степени препятствует развитию ИТ в российской промышленности

Дмитрий Куров

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Куров, исполнительный директор «Крафтвэй Корпорэйшн ПЛС».

CNews: Какие тенденции доминируют в настоящий момент на рынке информатизации российской промышленности, на ваш взгляд?

Дмитрий Куров: Можно говорить о положительных тенденциях в сфере информатизации российской промышленности, что напрямую связано с ситуацией в российской экономике. В отрасли появились деньги, в том числе и на развитие ИТ. Прошедший год продемонстрировал достаточно стабильный рост спроса на ИТ-решения со стороны промышленных предприятий. Запланированные бюджеты в основном были выполнены. Надеюсь, что в 2006 году, если ничего не произойдет в экономике, а прогнозы благоприятные, эти тенденции продолжатся.

Сложившаяся экономическая ситуация позволяет предприятиям осмысленно строить свою ИТ-инфраструктуру, учитывая не только текущую ситуацию, Этот процесс стабильно идет уже третий год, что видится вполне нормальным ходом событий. Промышленность тратит средства на решение отнюдь не только краткосрочных задач.

CNews: Как, по вашим наблюдениям, изменилась динамика ИТ-инвестиций со стороны предприятий отрасли в последние годы? Как изменилась доля затрат, выделяемых на аппаратные средства?

Дмитрий Куров: Инвестирование в ИТ на предприятиях происходит по-разному. Мы периодически сталкивались с ситуациями, когда бюджет на ИТ выделялся достаточно большой, но «железа» при этом закупалось не очень много. Очевидно, что бессмысленно закупать аппаратные средства, если на предприятии еще нет развитой инфраструктуры. Сначала надо создать нормальную сеть, научить людей работать, а потом уже интенсивно оснащать «железом». В противном случае инвестиции в аппаратные средства окажутся мало эффективными.

Говоря об аппаратных средствах, необходимо учитывать, что ситуации могут существенно различаться в зависимости от отрасли. В целом не может не радовать то обстоятельство, что на большом количестве промышленных предприятий уже построена инфраструктура, поэтому можно серьезно говорить о закупках «железа». Больше «тяжелого» оборудования приобретают при этом предприятия, которые заново строят ИT-инфраструктуру и готовы тратить средства на серьезные решения.

CNews: Насколько успешно, на ваш взгляд, российским производителям удается конкурировать с западными вендорами на этом вертикальном рынке?

Дмитрий Куров: Позиции российских производителей в этом секторе можно оценить как достаточно серьезные. Однако «успехи» распределены не равномерно. Это связано с тем, что большинство российских производителей чувствуют себя уверенно лишь в производстве персональных компьютеров, они ориентированы на работу с массовым рынком — соответственно, в проектах для корпоративных заказчиков занимаются преимущественно поставками ПК.

Необходимо, также различать брендовых российских производителей и производителей no-name. Успешность первых очевидна: все чаще заказчики переходят от закупок продукции no-name сборщиков к приобретению брендовой техники, причем часто — российской. И здесь действительно можно говорить о том, что российские бренды стали конкурентными.

Основная конкуренция с западными производителями сейчас сосредоточена в основном в секторе серверного оборудования, систем хранения и т.д. В России пока не так много предприятий, которые могут себе позволить приобретать импортное оборудование в соответствии с заданным корпоративным стандартом. В прошлом году очень многие отечественные предприятия, благодаря усилиям целого ряда российских компаний, в том числе и нашей, изменили свое отношение к российской технике. Все чаще соотношение цена/качество склоняло выбор заказчиков в сторону отечественных решений. Говоря о компании Kraftway, отмечу, что важным фактором, обеспечивающим нашу конкурентоспособность, являются сервисы, сопровождающие жизненный цикл произведенной техники. Пользователь должен получать сервисы и услуги, ради которых он выбирает ту или иную марку. Это гарантийный пакет, условия поддержки и модернизации, какие-то дополнительные возможности. Все это в целом формирует параметр «совокупная стоимость владения». Kraftway успешно конкурирует с западными вендорами, поскольку производит оборудование, соответствующее по качеству продукции, глубине проработки технологий и широте модельного ряда лучшим западным фирмам, и при этом предоставляет клиентам серьезную техническую экспертизу, качественное сервисное обслуживание на всей территории России.

В прошлом году нам удалось подписать ряд крупных корпоративных соглашений — например, с Магнитогорским металлургическим комбинатом. Подобные соглашения являются для нас наглядным подтверждением того, что ИТ-департаменты российских промышленных предприятий признали преимущества работы с российскими производителями и качество нашей техники.

CNews: Какие подходы к выбору поставщиков компьютерного оборудования наиболее распространены сегодня среди заказчиков — промышленных предприятий?

Дмитрий Куров: Самые разные. К нашему сожалению, до сих пор на некоторых предприятиях распространен подход, который можно назвать «мы купим самое дешевое». Это характеризует некоторую незрелость ИТ-подразделений, которые ориентированы в первую очередь на цену, не очень понимая, что это далеко не единственный фактор, которым следует руководствоваться при выборе поставщика оборудования. Как минимум, следует учитывать совокупную стоимость владения на тот период, на который производится закупка этого оборудования, ориентироваться не только на текущую ИT-инфраструктуру, но и заглядывать на несколько лет вперед.

С другой стороны, необходимо отметить, что процедуры закупки оборудования становятся все более цивилизованными. Я имею в виду закупки по тендерам — т.е. с предоставлением спецификации на требуемое оборудование, сбором заявок, тендерной комиссией. Процессы становятся более прозрачными. Появляются предприятия, которые считают, что вместо проведения ежемесячно или ежеквартально тендеров на отдельные закупки, лучше провести один раз серьезный тендер и выбрать поставщика, с которым можно заключить договор на год, согласовав цены. Это будет гораздо эффективней. Однако российская ментальность в немалой степени препятствует полноценному развитию этой схемы. Принято думать, что при подобном долговременном сотрудничестве что-то «не чисто».

Безусловно, фактор цены во многом остается критичным при выборе поставщика. Наверное, он всегда будет играть свою роль, при любых обстоятельствах — в независимости от того, российский производитель или нет. Вполне естественно желание любого руководителя за меньшее количество денег получить больше.

Для российских производителей конкуренция с западными брендами осложнена некоторыми особенностями отечественной ментальности. Вот как часто мыслят ИТ-руководители: «Мы сейчас работаем с оборудованием такого-то бренда, и в принципе нас все устраивает. Вы убедили нас, что вы не хуже, но должен быть какой-то более весомый аргумент для замены поставщика». К сожалению, в большинстве случаев в качестве такого аргумента и рассматривается фактор цены первоначальной закупки. «Если вы такие же, но дешевле, тогда есть резон перейти на вашу продукцию». Подход логичный, с ним можно во многом согласиться.

Однако, не оспаривая важность ценового фактора, мы считаем, что такого прямолинейного подхода явно недостаточно. Наивно предполагать, что сервер производства Kraftway будет на 50% дешевле сервера производства HP. С какой стати? Комплектующие те же самые, а дешевле он, как правило, немного утрируя, из-за разницы в средствах, которые HP и Kraftway тратят на маркетинг, рекламу, логистику доставки и, соответственно, закладывают в стоимость этого сервера. Мы закладываем несколько меньшие суммы на эти статьи, плюс стоимость сервисных пакетов, возможность дешево получить техническую экспертизу. То, что разница в цене получается именно из-за маркетинговых бюджетов, другой стоимости логистики, возможности «тюнинговать» решение под заказчика, обеспечивая качественный «сайзинг» решений, а не из-за того, что мы используем более дешевые комплектующие или наши рабочие получают на два порядка меньше, мы и пытаемся объяснить заказчикам.

CNews: Как бы вы могли охарактеризовать в целом промышленных заказчиков компьютерного оборудования?

Дмитрий Куров: Главное отличие коренится в тех задачах, которые решает предприятие. Можно говорить о разнице в соотношении того или иного компьютерного оборудования, используемого на предприятии (если, например, сравнивать банки и промышленные предприятия). О принципиальном различии я бы не стал говорить, но есть определенные нюансы. На промышленных предприятиях, например, зачастую меньше, чем в других вертикалях нуждаются в системах хранения данных, а больше востребованы графические станции. Серверное оборудование необходимо как в промышленности, так и на других рынках. Однако в серверы изначально будут заложены определенные параметры, адекватные тем условиям, для которых они предназначены. Наверное, отличия все-таки лежат не столько в области самого «железа», сколько в тех решениях, которые делаются на его основе. Софт на промышленных предприятиях, в телекоме или банковском секторе будет сильно различаться.

CNews: Какие наиболее типичные проблемы при работе с промышленными заказчиками вы могли бы выделить?

Дмитрий Куров: Я хотел бы подчеркнуть, что ИТ в российской промышленности менее развито, чем в других отраслях, где деньги появились раньше, и раньше стартовал процесс информатизации. Количество профессионалов, работающих в этом секторе, несколько меньше, чем в других. И опыт несколько меньше, поэтому работать там сложнее.

У нас есть специалисты не только по «железу», но и в области софта. Мы имеем достаточно большой опыт создания законченных решений — как самостоятельных, так и с другими производителями. Мы анализируем ситуацию на различных предприятиях, в том числе и непромышленных, и в соответствии с этим можем давать рекомендации или какие-то прогнозные оценки. Многие предприятия экономят на тех вещах, на которых нельзя экономить. Здесь мы призваны им помочь.

CNews: Какие факторы будут, по вашим, прогнозам, стимулировать информатизацию российских промышленных предприятий в дальнейшем?

Дмитрий Куров: Наверное, тот же самый фактор, который стимулирует развитие ИТ на других предприятиях. В любой организации постепенно происходит понимание того, что информационные технологии являются неотъемлемой составляющей бизнеса. На некоторых предприятиях они достаточно серьезно влияют на финансовые показатели и эффективность работы. Это понимание и будет являться основным стимулом.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы Kraftway для отечественных промышленных предприятий за последний год?

Дмитрий Куров: Я хотел бы подчеркнуть, что помимо других направлений, в которых работает наша компания — я имею в виду вертикальные рынки — на промышленность мы всегда обращали достаточно серьезное внимание. Те успехи, которые у нас были в прошлом году, безусловно, радуют, но не удовлетворяют, потому что хочется больше. При этом есть понимание некоторых рыночных факторов, которые могут сдерживать наши возможности. Но мы с оптимизмом смотрим на 2006 год, на те процессы, которые происходят в ИT и в промышленности. Надеемся, что все большее количество предприятий будет обращать внимание на информационные технологии.

Среди проектов, реализованных нашей компанией, я бы выделил, например, работу с Магнитогорским Металлургическим комбинатом. Мы поставляем туда оборудование различного типа, и в том числе компьютеры специальной конфигурации, которые оптимизированы для работы именно в условиях Магнитки.

Кроме того, можно упомянуть оснащение 5 золоторудных приисков серверным и компьютерным оборудованием для ООО «Руссдрагмет», поставку сервера на базе Itanium с внешним дисковым массивом для МРТЗ (Московский Радиотехнический Завод), разработку проекта по внедрению 1200 терминальных станций для Мотовилихинских заводов (Мотовилиха) и целый ряд других проектов. Есть и интересные заделы на этот год.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS