Кирилл Куницын: На внедрение систем предприятия тратят пока больше, чем на поддержку

Кирилл Куницын

На вопросы CNews отвечает Кирилл Куницын, руководитель направления по работе с корпоративными заказчиками, промышленный сектор, компании «Открытые Технологии».

CNews: Какие изменения произошли на рынке информатизации российской промышленности за прошедший год, по вашим наблюдениям?

Кирилл Куницын: Основная тенденция последних нескольких лет — внедрение систем управления предприятием вышло на новый уровень. Во-первых, внедрение ERP-систем происходит сейчас не под воздействием внешних факторов, таких, как желание выйти на рынок IPO или опасения отстать от конкурента, уже внедряющего сходное решение, а в связи с осознанием необходимости такого инструмента в производственной деятельности. Во-вторых, на большинстве предприятий разработаны стратегии развития информационных технологий, в рамках которых предусмотрен комплексный подход к внедрению ERP-системы. Внедряют систему согласно стратегии и четкому плану — так, чтобы функциональные модули обеспечивали управление тем или иным бизнес-процессом целиком. Иногда для решения этой задачи требуется внедрение сразу 5-6 модулей системы управления предприятием.

Все это проводится с целью создания корпоративной информационной системы (КИС), которая будет управлять всеми бизнес-процессами и соединять все используемые на предприятии информационные системы, что позволит передавать, хранить и анализировать информацию, собранную из всех систем.

CNews: Как бы вы охарактеризовали структуру ИТ-бюджетов отечественных промышленных предприятий в настоящий момент? Какую долю составляют сегодня затраты на инфраструктуру?

Кирилл Куницын: ИТ-бюджеты сильно зависят от уровня информационного развития предприятия и отрасли, в которой оно работает. Не секрет, что в настоящий момент наиболее доходны добывающие предприятия. Следовательно, у них гораздо больше ресурсов, которые можно вкладывать в собственное развитие, в том числе и в ИТ. Имеет значение, проводится ли внедрение ERP-системы, как оно проходит и на каком этапе находится. Исходя из этого, можно выделить несколько типов предприятий.

Первый тип — предприятия, использующие информационные системы, разработанные коллективами собственных программистов (иногда еще в эпоху СССР), и не планирующие переход на ERP-системы. На таких предприятиях ИТ-бюджет направлен на поддержку ИТ-инфраструктуры и внутренней системы, на ее дальнейшую разработку. Оценить реальную стоимость содержания своей команды программистов (иногда это более 100 человек) и эффективность используемой системы трудно, но в связи с тем, что система отлажена и находится в рабочем состоянии, на модернизацию ИТ-инфраструктуры выделяется минимальный бюджет, а основные средства тратятся на закупку персональных компьютеров и принтеров.

Второй тип — предприятия, внедрившие ERP-систему пять-шесть лет назад на волне общего интереса к ним. Внедрение было формальным, и потому не принесло реального результата. В таких организациях ИТ-бюджет формируется по остаточному принципу. Обосновать необходимость нового проекта всегда тяжело, ведь в промышленности нет такой четкой взаимосвязи между бизнесом и ИТ, как, например в телекоме, где недостаточность производительности системы, надежности ИТ-инфраструктуры или используемого прикладного программного обеспечения сразу сказывается на бизнесе.

Третий тип — предприятия, успешно внедрившие ERP-систему и продолжающие ее развитие. В таком случае, ИТ-инфраструктура уже создана, финансовые вложения требуются в основном на поддержание ее работоспособности и наращивание ресурсов в связи с дальнейшим развитием КИС. При формировании бюджета информационным технологиям отводится существенная роль. Руководство, получившее такой инструмент управления бизнесом, как ERP, успело его оценить и привыкнуть к нему.

Четвертый тип — предприятия, в настоящее время внедряющие ERP-систему. Затраты на ИТ максимальны, так как кроме внедрения самой системы управления предприятиям требуется модернизация ИТ-инфраструктуры, а иногда и ее полная или частичная замена. Такие предприятия через некоторое время переходят либо во вторую, либо в третью категорию.

CNews: Эксперты уже начали говорить об ИТ-насыщении ряда промышленных отраслей, в первую очередь добывающих. Подтверждают ли подобные прогнозы ваши наблюдения? Сокращаются ли при этом ИТ-инвестиции — или же сохраняются прежние объемы средств, которые теперь направляются на поддержку внедренных решений?

Кирилл Куницын: Я считаю, что данный прогноз несколько опережает события, и в большинстве случаев об этом говорить еще рано. Но можно выделить отдельные, наиболее развитые с точки зрения ИТ организации, пример которых подтверждает тезис об ИТ-насыщении и дает возможность прогнозировать дальнейшее развитие ИТ в промышленности. Большинство из них, действительно, относятся к добывающей отрасли. ИТ-инвестиции на таких предприятиях сокращаются, но не намного. Уже внедренные информационные системы продолжают развиваться, ведь бизнес не стоит на месте, и  у организации появляются новые задачи.  

CNews: Как, из вашей практики, соотносится в обороте интеграторов, ведущих проекты в промышленности, выручка от внедрения систем и от их поддержки?

Кирилл Куницын: Естественно, на этапе внедрения предприятия тратят на ИТ больше денег, чем в дальнейшем. Но и оборот от поддержки в последнее время постепенно увеличивается. Я думаю, что в ближайшем будущем выручка от внедрения будет преобладать. Кроме основных затрат, это связано еще и с тем, что на предприятиях, развернувших те или иные системы, продолжается внедрение новых или расширение функционала уже внедренных.

CNews: Как вы оценили бы долю российских разработчиков на рынке автоматизации отечественных промышленных предприятий? В каких нишах отечественным решениям удается успешно конкурировать с западными?

Кирилл Куницын: На первый взгляд кажется, что доля российских разработчиков незначительна. Они занимают две основные ниши. Первая — создание систем, предназначенных для работы в областях, связанных с российским законодательством. Ярким примером могут служить бухгалтерские и юридические системы. Вторая — решение каких-либо уникальных задач, например, создание максимально гибкой системы, способной подстраиваться под любые требования заказчика.

Однако, если более глубоко проанализировать ситуацию, картина меняется. Действительно, пока российские разработки занимают совсем небольшую долю рынка систем класса ERP. Но любая готовая система, созданная иностранным производителем, требует настройки для работы на конкретном предприятии. Так что иногда в процессе настройки системы пишется столько доработок, что конечный продукт уже можно считать почти российским.

CNews: Какие наиболее масштабные проекты были реализованы вами в промышленности за последний год?

Кирилл Куницын: Инфраструктурные проекты на заводах, входящих в холдинг «Еврохим», и на заводе им. Дегтярева, а также проекты внедрения очередного модуля OеBS в Объединенной Металлургической Компании (ОМК).

CNews: Ожидаете ли вы в промышленном секторе ERP-«рекорда», сопоставимого по масштабам с проектом Oracle в «Связьинвесте»?

Кирилл Куницын: Такой проект уже есть — внедрение OеBS в холдинге «Еврохим». По некоторым параметрам он сравним с проектом Oracle в «Связьинвесте».

CNews: Каковы дальнейшие планы «Открытых Технологий» в области внедрения ERP-систем в промышленности?

Кирилл Куницын: Для нас это одно из стратегических направлений, которое мы будем активно развивать в ближайшее время. Особенно интересно сотрудничество с металлургическими предприятиями и предприятиями химической промышленности.

CNews: Какие факторы будут стимулировать информатизацию российских промышленных предприятий в дальнейшем?

Кирилл Куницын: Таких факторов много. Я хочу остановиться на одном, относящемся к теме ИТ-насыщения ряда предприятий добывающей отрасли. На многих из них проведена модернизация основного оборудования. Новое оборудование имеет мощные управляющие модули, большое количество датчиков, позволяющих собирать данные с агрегатов и их контролировать. Управление финансово-хозяйственной деятельностью происходит с использованием ERP и АСУТП. Но ERP и АСУТП не связаны между собой, и данные из одной системы в другую не передаются. В такой ситуации на первое место выходит внедрение MES-систем управления и оптимизации производственной деятельности в режиме реального времени. Необходима интеграция MES и АСУТП, с одной стороны, и обмен данными с ERP, с другой. Это позволит вывести управление производством на новый уровень.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS