Обзор подготовлен

версия для печати

Пищепром еще не нагулял ИТ-аппетит

Пищепром еще не нагулял ИТ-аппетит

Довольно устойчивая рентабельность в пищевой промышленности является крайне ценным свойством с точки зрения и долгосрочного планирования инвестиций в развитие, в том числе в ИТ-модернизацию. При этом, в отличие от других отраслей, в пищепроме нет производственных "гигантов" и, соответственно, отсутствует потребность в дорогих и сложных ИТ-решениях.

Пищевая промышленность, несмотря на ресурсоемкий характер отрасли, никогда не характеризовалась полным отсутствием чувствительности к ИТ-решениям, что обуславливается, как минимум, тремя основными обстоятельствами. Первое — особое внимание предприятий к контролю качества продукции, которое в случае продовольственных товаров определяется покупателем мгновенно. Это создает потребность в аппаратно-программных средствах, позволяющих осуществлять контроль продукции на соответствие стандартам качества. Второе — короткий срок реализации многих пищевых товаров, который остро ставит вопрос внедрения информационных систем, позволяющих контролировать все бизнес-процессы и поддерживали идеологию бережливого производства. И третье — современный рынок продовольственных товаров отличается насыщенностью и высокой диверсифицированностью ассортимента. Жизненный цикл продуктов очень короток, а значит, процессы рыночной самоорганизации протекают очень быстро. Императив гибкости заставляет предприятия автоматизировать управление производством.

Экономико-технические показатели российской пищевой промышленности

Показатель1 Вид экономич. деятельности
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Промышленность
в целом
Показатели экономического потенциала отрасли
Индекс производства, % к пред. году2 105,4 (104,4) 103,9 (104,0)
Уровень рентабельности, % 9,3 (7,9) 16,8 (18,8)
Доля убыточных предприятий, % 34,8 (39,1) 29,7 (36,4)10
Индекс задолженности, %3 6,3 -10
Доля инновационно-активных предприятий, % 8,0 ­ 9,3
Индекс инновационности, %4 4,5 5,0
Индекс реструктуризации, %11 1,8 10,710
Показатели использования ИКТ в производстве
Индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала, руб./чел.5 17,1 74,9
Индекс ИТ-емкости, %6 0,23 0,41
Удельный отраслевой ИТ-бюджет одного предприятия, млн руб.7 0,17 0,49
ИТ-вооруженность работника, % 8 12 (4) 23 (7)10
Индекс интегрированности ИТ-инфраструктуры, %9 80,4 71,110
Примечания:
1 В скобках дается значение за предыд. год; стрелка указывает на рост или снижение показателя за год
2 Рост выпуска продукции и услуг за год в реальном выражении
3 Превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской
4 Доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции
5 Затраты на ИТ-обучение на одного сотрудника
6 Затраты на ИКТ в объеме произведенной продукции
7 Без учета малых предприятий
8 Число ПК на 100 работников (число ПК с выходом в интернет на 100 работников)
9 Доля ПК, интегрированных в ЛВС, в общем количестве ПК
10 Экономика в целом
11 Доля затрат на производственное проектирование в общем объеме затрат на технологические инновации

Источник: CNews Analytics, 2007

Темпы роста пищевого производства несколько выше, чем в среднем по промышленности (+5,4% против +3,9%). Тем не менее, развитие пищепрома в начале 2000-х гг. было существенно более динамичным — в 2001-2003 гг. ежегодный прирост составлял 7-8%. Однако рентабельность пищевого производства за эти годы выросла — с 7-8 до 9,3%. Это далеко не самый высокий показатель доходности производства — в среднем по промышленности он составляет 17-19%. Таким образом, свобода маневра в инвестиционной политике у пищевых предприятий является умеренной. Но при этом, что не маловажно, рентабельность в пищепроме довольно устойчива и не колеблется резко от года к году, что является крайне ценным свойством производства именно с точки зрения средне- и долгосрочного планирования инвестиций в развитие, в том числе в ИТ-модернизацию производств.

Убыточность снижается

Как и в большинстве других отраслей промышленности, в пищевой снижается доля убыточных предприятий. За последний год — с 39,1 до 34,8%. Это является показателем расширения "пространства информатизации" в отрасли, поскольку происходит на фоне роста общего числа предприятий. Так, в 2005-2006 гг. количество компаний пищевой промышленности увеличилось с 64,5 до 69,3 тысяч. Таким образом, в отрасли действительно происходит рост сегмента "здоровых" предприятий. Следует учесть, однако, что в отличие от других отраслей здесь нет производственных "гигантов" и, соответственно, отсутствует потребность в дорогих и сложных ИТ-решениях.

В целом в отрасли сохраняется некоторое превышение просроченной кредиторской задолженности над просроченной дебиторской, составяющее чуть более 6%. Однако данный показатель устойчиво снижается от года к году и не является таким разительным, как в ряде других отраслей. Например, в тяжелом машиностроении просроченная кредиторская задолженность почти в 1,5 раза превышает просроченную дебиторскую задолженность, в электронном машиностроении — более чем в 2 раза, в транспортном — в 1,6 раза. Таким образом, в пищепроме рост "пространства информатизации" за счет постепенного решения проблем взаимных неплатежей будет происходить более высокими темпами, чем в том же машиностроении. Принципиально важно, что незначительный уровень превышения собственных долгов над чужими является свидетельством в большей мере не внутренних проблем убыточных предприятий, а трудностей, связанных с внешним окружением. При сохранении общей тенденции стабилизации экономики решение кризиса неплатежей сразу приведет к появлению здоровых, конкурентоспособных, не отягощенных непокрытыми долгами предприятий, которые, скорее всего, склонны буду к активной политики инвестиций в технологическую модернизацию.

Инновационная активность скромна

При этом в пищепроме довольно низкими являются показатели инновационной активности предприятий. Так, доля инновационно-активных предприятий составляет всего 8% (по промышленности в целом — 9,3%), а доля инновационной продукции 4,5% (по промышленности в целом — 5%). При этом, процент предприятий, осваивающих инновационную продукцию, растет, а ее объем сокращается.

Наряду с этим, довольно скромными являются и отраслевые затраты на реструктуризацию предприятий. По итогам года инвестиции, направленные предприятиями отрасли на реструктуризацию, составили 1,8% от всех затрат на технологические инновации, в то время как общая доля по промышленности в целом около 11%.

Низкие значения группы показателей, характеризующих в целом инновационную активность пищевых предприятий, однако, не являются однозначным свидетельством того, что спрос на ИТ в отрасли начнет падать. Повторим, основные факторы, стимулирующие потребность пищевых предприятий в ИТ, не связаны напрямую с инновационной активностью предприятий, с повышением систем контроля качества и автоматизации процессов производства. Поэтому спрос на отдельные функциональные блоки ERP-систем и специализированное аппаратное и программное обеспечение пищевого производства будет сохраняться.

Тем не менее, по уровню использования средств ИКТ в производстве, пищевая промышленность пока демонстрирует весьма умеренные показатели. Дает о себе знать ресурсоемкий характер производства.

Технологическая грамотность

В первую очередь, эффективность внедренных ИС зависит от технологической грамотности работников, которые должны уметь использовать в полной мере потенциал внедренных систем. Здесь картина по этому показателю в целом хуже, чем в других отраслях. Так, по промышленности в целом на одного работающего в организациях приходятся затраты на ИТ-обучение в размере 74,9 руб. в год. При этом, индекс инвестиций в ИТ-грамотность персонала в пищевой промышленности в 4 раза ниже — 17 руб./чел. в год. Это один из самых низких показателей в промышленности. Коррелирует с этим выводом и тот факт, что в пищепроме очень низкий уровень ИТ-емкости и ИТ-вооруженности рабочих мест. Затраты на ИТ в общем объеме отгруженной продукции составляют 0,23%, тогда как в целом по экономике — 0,41%. Правда, это нельзя расценивать как целиком негативный факт по причине все той же ресурсоемкости пищевого производства. Низкий уровень ИТ-затрат на единицу произведенной продукции  — это особенность отрасли, а не ее недостаток. То же касается ИТ-вооруженности работников. Если по экономике в целом компьютерами оборудовано 23% рабочих мест, в том числе 7% имеют выход в интернет, то в пищевой промышленности соответствующие показатели почти в два раза ниже. Так, уровень компьютеризации рабочих мест составляет 12%, из расчета по количеству изолированных ПК, и 4% из расчета по количеству ПК, оборудованных выходом в интернет.

Тем не менее, пищепром занимает одно из первых мест среди отраслей промышленности, по уровню интегрированности ИТ-инфраструктуры. На предприятиях пищевой промышленности доля компьютеров, являющихся частью КИС или ЛВС, составляет 80,4%. Соответствующий показатель по экономике ниже — 71%, а в наукоемких отраслях вообще непозволительно мал — 65-75%.

Наконец, как и следовало ожидать, пищевая отрасль занимает самое последнее место в общем рейтинге отраслей по величине удельного отраслевого ИТ-бюджета одного предприятия. Также как и индекс инвестиций в ИТ-грамотность, данный показатель не учитывает эффект локализации инвестиций, но, с учетом этих оговорок, позволяет выявить портрет среднестатистического ИТ-заказчика в пищевой промышленности. Удельный отраслевой ИТ-бюджет среднего предприятия  экономики составляет около 490 тыс руб., в то время как в пищепроме он всего 170 тыс руб. Цифра несопоставимо мала в сравнении с любой другой отраслью. Отсюда можно сделать вывод о том, что среднестатистическое предприятие пищевой промышленности не является активным на рынке комплексных информационных систем, устанавливая лишь их отдельные функциональные блоки и элементарные средства ИКТ.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS