Обзор подготовлен

версия для печати
  • PM Expert
  • Гражданские самолеты Сухого

Пример решения: Реализация первого этапа построения корпоративной системы управления проектами (КСУП) в компании 'Гражданские самолеты Сухого'

Пример решения: Реализация первого этапа построения корпоративной системы управления проектами (КСУП) в компании «Гражданские самолеты Сухого»

 

О заказчике

«Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), основанное в 2000 году, выступает в роли интегратора программы по созданию семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 — прорывного проекта российского авиапрома, который реализуется в широчайшей международной кооперации с мировыми авиастроительными лидерами.

Первый летный самолет Sukhoi Superjet 100 был представлен общественности 26 сентября 2007 года на основной сборочной площадке компании в Комсомольске-на-Амуре.

Основными направлениями деятельности «ГСС» являются разработка и производство самолетов гражданского назначения, а также их маркетинг, продажи и послепродажное обслуживание.

Одним из основных проектов «ГСС» является проект по организации послепродажного обслуживания заказчиков самолетов семейства SSJ100. Реализацией данного проекта занимается Служба обслуживания заказчиков (СОЗ) «ГСС».

В настоящее время СОЗ проводит работу одновременно по шестнадцати направлениям деятельности, по которым, в дальнейшем, соответствующие службы будут обслуживать заказчиков самолетов семейства SSJ100.

На современном этапе развития СОЗ руководством службы и компании «ГСС» были отмечены проблемы, прежде всего связанные с вопросами организации, контроля и координации реализуемых проектов, увязки их с дирекцией по проектированию, иностранными поставщиками систем и оборудования.

При этом было отмечено, что часть проектов СОЗ находятся на стадии реализации, часть проектов находятся в стадии инициализации. И те, и другие отличаются своей технической и технологической новизной и сложностью.

Для решения возникших проблем руководство компании приняло решение о необходимости постановки проектного управления в СОЗ. Тендер на построение корпоративной системы управления проектами выиграла компания PM Expert.

Изучение всех аспектов существующей в рамках СОЗ системы проектного управления, проведенное компанией PM Expert выявило необходимость  упорядочения проектной деятельности и создания единой методологической базы управления проектами.

Постановка проблемы

Служба обслуживания заказчиков «ГСС» реализует проекты, существенно различающиеся с точки зрения жизненных циклов продуктов, что требует разных подходов к управлению проектами. В отсутствие формализованной единой методологической базы проекты ведутся недостаточно эффективно: ресурсы используются нерационально, недостаточно контролируется исполнение работ по проекту, отсутствует единая картина по всем проектам СОЗ.

В то же время проектная деятельность на производстве должна быть организована с учетом требований нормативных документов «ГСС», стандартов производства, регламентирующих порядок организации, контроля и координации выполняемых работ по проектам в рамках программы Sukhoi Superjet 100 и оказания услуг по послепродажному обслуживанию заказчиков в соответствии с утвержденным «Планом послепродажного обслуживания (CSP)».

Изучение существующей проектной деятельности, проведенное PM Expert, выявило следующие наиболее существенные проблемы:

  • отсутствие единой методологии управления проектами;
  • неформализованная система контроля и отчетности о реализации проектов;
  • отсутствие единой информационной системы, поддерживающей проектную деятельность СОЗ.

Решение

В качестве решения сформулированных проблем компания PM Expert предложила внедрить систему управления проектами (СУП) СОЗ, которая бы регламентировала проектную деятельность с учетом специфики подразделения, как ключевого в системе маркетинга и взаимоотношений с заказчиками компании «ГСС».

Основными результатами внедрения СУП СОЗ являются:

  • Разработанная и согласованная с заказчиком, утвержденная Методология управления проектами СОЗ;
  • Регламентация деятельности проектного офиса СОЗ;
  • Внедренная информационная система управления проектами СОЗ;
  • Обучение персонала СОЗ управлению проектами.

Проект построения СУП СОЗ состоит из пяти этапов:

  • Этап 1. Разработка методологии управления проектами службы обслуживания заказчиков;
  • Этап 2. Формирование функциональных требований к информационной системе управления проектами СОЗ (ИСУП СОЗ);
  • Этап 3. Создание проектного офиса СОЗ;
  • Этап 4. Сопровождение реализации функциональных требований к ИСУП СОЗ;
  • Этап 5. Опытная эксплуатация СУП на пилотных проектах СОЗ.

Кроме того, в ходе проекта проводится обучение специалистов компании:

  • По базовому курсу управления проектами на основании стандарта PMI PMBOK 3rd Edition (2004);
  • По работе с методологией управления проектами СОЗ;
  • По работе с ИСУП СОЗ на основании методологии управления проектами СОЗ.

В настоящее время полностью завершен первый этап, ведутся работы по второму и третьему этапам проекта.

В ходе выполнения первого этапа проекта построения СУП СОЗ, помимо проведения установочного семинара для команды проекта на базе стандарта ANSI PMI PMBOK 2004, компания PM Expert разработала следующие документы:

  • «Классификатор проектов» и «Схема управления проектами в зависимости от классификации», определяющие особенности управления разными категориями проектов;
  • «Базовая версия методологии проектного управления СОЗ»;
  • Положение о проектном офисе СОЗ, регламент работы проектного офиса СОЗ, которые регламентируют деятельность организационных структур по управлению проектами;
  • Шаблоны основных документов и руководств по заполнению входящих в них разделов;
  • Детальное описание функций сотрудников проектного офиса СОЗ в должностных инструкциях сотрудников проектного офиса СОЗ;
  • Структура реестра проектов СОЗ и сформирован реестр проектов при участии рабочей группы проекта.

Результат

В результате первого этапа проекта консультанты PM Expert совместно с сотрудниками СОЗ разработали следующие документы и материалы:

  • Базовая версия методологии управления проектами СОЗ, которая фиксирует единые принципы управления проектами СОЗ с учетом требований стандартов производства. Базовая версия включает в себя:
    • Классификатор проектов;
    • Описание организационной структуры проекта в зависимости от класса;
    • Описание схемы управления различными проектами;
    • Определение степени детализации проектных документов;
    • Принципы взаимодействия СОЗ с подразделениями ЗАО «ГСС», отвечающими за развитие управления проектами в Компании (Программный офис);
    • Шаблоны проектных документов.
  • Детальное описание процессов управления проектами;
  • Должностные инструкции участников проектной деятельности СОЗ, позволяющие четко разграничить обязанности и полномочия всех участников проектной деятельности СОЗ.

После успешного завершения в декабре 2007 года этапа по разработке методологии управления проектами СОЗ, специалисты PM Expert совместно с рабочей группой проекта со стороны СОЗ в январе 2008 года перешли к реализации второго этапа внедрения системы управления проектами СОЗ.

Успешное выполнение всех этапов проекта создаст предпосылки для успешного тиражирования системы управления проектами СОЗ на все подразделения «ГСС» и обеспечит возможность масштабирования этой модели на бизнес материнской компании — компании «Сухой».

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS