Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

СУИ - новое слово в расписании CIO

Чем крупнее ИТ-инфраструктура предприятия, тем сложнее ею управлять. В число приоритетных задач систем управления инфраструктурой (СУИ) входит контроль работоспособности и производительности инфраструктуры предприятия, а также оптимальная организация работы персонала ИТ-службы.

Cтраницы:   1    2   следующая следующая

Работа любого современного предприятия немыслима без использования ИТ. Обширный экономический опыт подтверждает выводы аналитиков о том, что эффективное применение ИТ существенно повышает производительность компании, контроль и управляемость ее текущей и перспективной деятельностью, позволяет оптимизировать и сделать более гибкими и прозрачными внутренние бизнес-процессы. Также оно заметно снижает затраты и издержки. Все это в конечном счете повышает стоимость компании и ее конкурентоспособность.

Сегодня все больше организаций осознают важнейшую роль ИТ в их бизнесе. Но чем крупнее ИТ-инфраструктура предприятия, тем больше возникает проблем — сложнее становится процесс ее управления и контроля, исчезает четкое представление об эффективном распределении бюджетных средств в ИТ (а у крупных компаний они немалые) и их отдаче. Также возникает вопрос, насколько оптимально выстроена организация работы соответствующих ИТ-служб. Иными словами, мало иметь ИТ в качестве инструмента для развития бизнеса, нужно еще уметь грамотно и эффективно воспользоваться этим инструментом.

Решение этих проблем существенно облегчается в случае автоматизации процессов управления с использованием специализированных программных комплексов. При этом обычно выделяют две категории средств управления. К первой относятся различные узкоспециализированные продукты, которые создаются для решения отдельных текущих задач. Подобные решения, как правило, разрабатываются кустарным способом внутри организации, имеют сравнительно низкую стоимость, но вместе с тем и слабую функциональность, низкую надежность и возможность развития. На практике внедрение подобных самописных программ на крупных предприятиях дает по меньшей мере сомнительный эффект и не обеспечивает никаких гарантий безотказной работы.

Вторая категория ПО — это комплексные системы промышленного уровня, построенные по модульному принципу и предназначенные для управления всей ИТ-инфраструктурой предприятия. Как показывает опыт, внедрение таких решений приносит организации наибольший эффект как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Комплексные системы ориентированы на решение широкого спектра задач, они тщательно тестируются и отлаживаются, а кроме того, обладают высокой совместимостью и гибкостью при настройке и адаптации под различные условия использования. Разработчики таких решений предоставляют гарантии и поддержку, а также обеспечивают дальнейшее развитие ПО, тем самым сохраняя ИТ-инвестиции заказчика.

Игорь Никулин: Систему управления ИТ-инфраструктурой недостаточно просто установить и настроить

Игорь Никулин

Об актуальных методах управления ИТ-инфраструктурой рассказывает CNews Игорь Никулин, директор департамента ИТ компании «КРОК».

CNews: Существуют ли на рынке комплексные решения по управлению ИТ-инфраструктурой?

Игорь Никулин: Сегодня на российском рынке систем управления существует большой набор продуктов для управления ИТ-инфраструктурой. Тем не менее, полный спектр решений сегодня не предлагает ни один поставщик — выходом в данном случае является интеграция компонентов различных производителей. Правильный выбор и сочетание этих продуктов, организационные меры и грамотное применение существующих у заказчика средств позволяют создать решение, которое обеспечит гибкое и прозрачное управление ИТ-ресурсами компании. Задача усложняется, когда у заказчика на некоторых участках системы уже внедрены различные программно-аппаратные решения по управлению и мониторингу ИТ-инфраструктуры. В этом случае системному интегратору понадобится дополнительное время на анализ существующей ситуации, построение плана развертывания компонент системы. Поскольку при реализации подобных проектов необходимо стремиться к наиболее полной интеграции модулей решения друг с другом и с прикладными системами.

CNews: Какие компоненты систем управления ИТ-инфраструктурой сегодня внедряются чаще всего?

Игорь Никулин: Сегодня все компании осознали необходимость быстрого устранения ошибок и сбоев ИТ-инфраструктуры. Поэтому наиболее востребованы системы управления сетевой инфраструктурой, системы мониторинга ИТ-инфраструктуры, системы учета программно-аппаратных средств и автоматизации процессов поддержки пользователей. Очень редко внедряются системы управления уровнем качества ИТ-сервисов, но многие компании закладывают возможность их реализации в будущем.

CNews: Какие сложности возникают после внедрения систем мониторинга и управления ИТ-инфраструктурой?

Игорь Никулин: Систему управления и мониторинга ИТ-инфраструктурой недостаточно просто установить и настроить, провести обучение пользователей. Необходимо продемонстрировать сотрудникам ИТ-службы, что это средство позволит выполнять их функции гораздо эффективней. А оперативную и отчетную информацию, получаемую от компонент системы, предоставлять различным группам пользователей в наиболее удобной для принятия решений форме. В одном случае — администратору, в другом — руководителю ИТ-службы, поскольку предоставляемая информация только тогда имеет ценность, когда попадает к нужным получателям.

Сегодня большинство крупных предприятий и корпораций уже обратили внимание на программные продукты ведущих мировых производителей в области комплексных решений по управлению ИТ. Как показало проведенное в США исследование IDC, внедрение таких систем позволяет на 26% увеличить эффективность работы всей информационной инфраструктуры предприятия. При этом на 42% повышается продуктивность работы пользователей, почти на треть снижаются общие потери из-за недоступности информационных ресурсов, а также время недоступности приложений.

Производители и потребители

По данным ряда независимых аналитических компаний, на сегодняшний день лидерами на рынке ПО для управления ИТ-инфраструктурой предприятий являются IBM, Hewlett-Packard, Computer Associates, BMC Software и Microsoft, причем первые две имеют наибольшие и примерно равные рыночные доли. Все эти производители предлагают наиболее полные и сбалансированные семейства продуктов для решения широкого спектра задач — IBM Tivoli, HP OpenView, CA Unicenter, BMC Patrol/Remedy и Microsoft SMS/MOM.

Основными потребителями подобных комплексных решений, прежде всего, выступают крупные предприятия и корпорации в самых разных областях бизнеса. Внедрение систем управления промышленного масштаба становится наиболее оправданным в организациях, где численность ИТ-службы насчитывает несколько десятков специалистов.

Важное преимущество крупных систем управления заключается в их высокой функциональности, а также в том, что они в одно время и в одном месте обеспечивают получение не только частной, но и общей прозрачной картины о состоянии всей ИТ-инфраструктуры и работе ИТ-службы. Кроме того, они позволяют заметно снизить требования к квалификации и опыту ИТ-специалиста, который фактически перестает быть для компании уникальным.

Это означает, что подобные системы являются важными не только для ИТ-специалистов, но также и для руководства предприятия, которое на основе полученных консолидированных данных может проводить соответствующий анализ и принимать тактические и стратегические решения. При этом стоит отметить, что внедрение столь мощного инструмента контроля нередко встречает и определенное противодействие со стороны ИТ-служб, сотрудники которых по понятным причинам не заинтересованы в полной прозрачности своей деятельности и снижении собственной ценности для компании.

Cтраницы:   1    2   следующая следующая


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS