Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

Идеальная стратегия: ЦОД против катастроф

В любой современной компании проблема создания стратегии централизации вычислительных и информационных ресурсов очень актуальна. Она реализуется в технологии построения центров обработки данных (ЦОД). Задача подобных систем состоит в обеспечении безотказной работы инфраструктуры предприятия, при соблюдении требуемого уровня надежности, безопасности и управляемости.

Большинство современных компаний (предприятий) обеспечивают поддержку бизнес-процессов с помощью информационных систем, играющих важную роль в деятельности предприятия и повышении эффективности ведения бизнеса. Ключевым элементом всех информационных систем (ИС) являются данные, объем которых стремительно возрастает. Согласно исследованиям компании MetaGroup, объем обрабатываемой на предприятии, информации удваивается каждые 18 месяцев.

Эти факты обуславливают возрастание рисков, связанных с простоями информационных систем, отсутствием доступности сервисов и, особенно, потерей данных. Согласно исследованиям германской страховой компании Gerling, продолжительность жизни компаний после остановки работы их  информационных систем составит от 5,5 дней для страховых компаний до 12 часов для производственных предприятий с безостановочным технологическим процессом. Компания Gartner Group подсчитала, что 43% компаний не смогли продолжить свою деятельность после необратимой потери данных.

Руслан Заединов: Эффективным путем преодоления рисков является планирование обеспечения непрерывности бизнеса

Владимир Колганов

На вопросы CNews отвечает Руслан Заединов, руководитель направления центров обработки данных компании "КРОК".

CNews: Каким образом центр обработки данных можно превратить в надежный инструмент преодоления рисков?

Руслан Заединов: Основное назначение центра обработки данных (ЦОД) — хранение и организация доступа к корпоративной информации. Наряду с этим ЦОД обеспечивает бесперебойное функционирование ERP, EAM и CRM-систем, электронной почты, систем документооборота и управления проектами, поддержку web-сайтов, совместную работу и обмен информацией посредством корпоративных порталов. Чтобы ЦОД стал средством защиты компании от рисков простоя систем и финансовых потерь, необходимо перед внедрением решения провести проектную работу, разработать документацию, исследовать потенциальные риски и протестировать работу приложений и ИТ-инфраструктуры.

Тем не менее, существует группа рисков, которые невозможно минимизировать: природные катастрофы и техногенные аварии. Чтобы защититься от них, необходимо строить территориально разнесенные ЦОД, используя оборудование и технологии, создаваемые с учетом этих рисков или специально для решения подобных проблем. Например, специалисты "КРОК" при создании систем резервирования применяют кластеры приложений HP MetroCluster, IBM HACMP/XD, Veritas Cluster Server и некоторые другие, а также технологии катастрофоустойчивого хранения HP Continuous Access и EMC SRDF и MirrorView.

Однако, одних технологий не достаточно для предупреждения рисков или уменьшения уровня потерь в случае отказа приложений. Наиболее эффективным путем преодоления рисков, наряду с построением полноценного ЦОД, является планирование обеспечения непрерывности бизнеса (например, подготовка плана восстановления после аварии — DRP). Важную роль играет планирование тех или иных мер по предотвращению нештатных ситуаций в зависимости от степени их влияния на бизнес-процессы, а также аудит существующей ИТ-инфраструктуры и постоянное обучение сотрудников с проведением плановых тренировок.

CNews: Какие отрасли или направления деятельности в наибольшей степени нуждаются в системах резервирования?

Руслан Заединов: Масштабы финансовых потерь компании при отказе работы критичных приложений зависят от времени простоя. Чтобы оценить реальные риски, необходимо определить экономические потери от одного часа простоя и критическое время простоя, то есть, какой промежуток времени является допустимым и не приведет к необратимым последствиям.

Разумеется, существует ряд компаний, для которых простои систем особенно критичны. Прежде всего, с круглосуточным режимом обслуживания своих заказчиков, к ним относятся финансовые учреждения и операторы связи. Время простоя информационных систем таких компаний не может превышать нескольких часов, а иногда и минут. Из-за длительного простоя одного из критичных приложений размер экономических потерь может приобрести фантастический масштаб, не говоря уже об ущербе деловой репутации. Поэтому защита от рисков информационных систем является одной из первоочередных задач обеспечения надежности ИТ-инфраструктуры, что лишний раз подтверждает большое число проектов, реализованных специалистами "КРОК" по построению ЦОД для компаний финансового и телекоммуникационного сегмента экономики. Безусловно, в системах резервирования нуждаются и предприятия с непрерывным производственным циклом, и в настоящее время у них появляются средства на реализацию таких проектов. Один из таких примеров — Оскольский электрометаллургический комбинат, который совместно с "КРОК" построил катастрофоустойчивый программно-аппаратный комплекс для работы с системой SAP R/3.

Важно заметить, что непредвиденные простои ИС и потеря данных из-за сбоя компьютерного оборудования или программного обеспечения, по разным оценкам, составляет только 25-35% от общего числа сбоев. В остальных случаях простои ИС и потеря данных происходила из-за отказов систем электропитания, кондиционирования, вентиляции, в результате внешних воздействий: пожары, затопления, природные явления, катастрофы.

Очевидно, что защищать, обрабатывать и сохранять данные, обеспечивать доступность информационных сервисов, использующих эти данные, лучше всего, состредоточив их на одной площадке и разместив резервную копию на другой. Политика централизации вычислительных и информационных ресурсов нашла воплощение в технологии создания и эксплуатации центра обработки данных. 

Назначение центра обработки данных — обеспечить безотказную работу основных информационных систем предприятия с требуемыми уровнями доступности, надежности, безопасности и управляемости. Уровень готовности информационных систем определяется не только надежностью серверов и прикладных программ, но и смежных "обеспечивающих" систем, таких как электропитание или кондиционирование.

Комплексный подход

Центр обработки данных (ЦОД) — это комплексная централизованная система, обеспечивающая непрерывность бизнес-процессов с высоким уровнем производительности и готовности сервисов, включающая высоконадежное серверное оборудование, систему хранения  данных, активное сетевое оборудование,архитектурно-технические решения по резервированию и дублированию критически важных сервисов информационных систем, "обеспечивающую" инженерную инфраструктуру, а также физическую защиту помещений,системы управления и мониторинга и комплекс организационных мероприятий.

При создании ЦОД необходимо решить организационные вопросы, связанные с реорганизацией информационной службы предприятия, регламентировать правила доступа в помещение ЦОД, разработать инструкции по штатному обслуживанию и реагированию на аварийные ситуации.

Бесспорный факт, что "профилактика болезни дешевле ее лечения", реализуется в ЦОД в виде системы мониторинга и управления. Система мониторинга позволяет обнаруживать "неприятные симптомы" на ранней стадии и устранять их до момента причинения ими вреда. Вся информация о состоянии вычислительных ресурсов выводится на рабочее место оператора. Устанавливаемые в помещениях ЦОД датчики (температурные, противопожарные, слежения и др.) фиксируют все происходящие события и выводят их также на консоль оператора. Это позволяет иметь полную картину состояния ЦОД в реальном времени.

Физическая защита информационных систем от таких возможных угроз как пожар, задымление, затопление, резкие температурные изменения, взлом, кражи, частичное разрушение здания, электромагнитные излучения, пыль, обеспечивается размещением оборудования в специальных помещениях — ИT-комнатах. ИT-комната — это цельная высокопрочная герметичная конструкция, соответствующая требованиям физической защиты помещений, устанавливаемых соответствующими стандартами по противопожарной защите, защите от дыма/газа, пыли, высокой температуры,  влажности и другим.

ИT-комнаты включают в себя системы раннего обнаружения задымления и затопления, контроля доступа, информация от которых интегрируется в общую систему мониторинга. Двери в такую комнату оборудуются системами доступа с защитой от взлома в соответствии со стандартами. ИT-комнаты имеют модульную структуру, позволяющую создавать помещения произвольной формы и площади, которые  могут быть установлены в уже построенном здании.

Комплекс систем бесперебойного энергоснабжения, вентиляции, кондиционирования, пожаротушения,  составляют "обеспечивающую" инженерную инфраструктуру, которая интегрируется с подсистемами входящими в ИT-комнату. При реализации системы энергоснабжения применяется схема с независимыми подводящими подстанциями, что позволяет сохранить работоспособность при отказе одной из них. В комплексе с дизель-генераторной установкой обеспечивается гарантированное энергоснабжение ЦОД.

Серверное  и сетевое оборудование вместе с системой хранения образуют главное в ЦОД — вычислительный комплекс. Степень надежности функционирования вычислительного комплекса определяется применением различных технических решений таких как объединение дисков в RAID группы, дублирование межсистемных и сетевых соединений, резервирование серверов, репликация данных между дисковыми массивами, построение кластеров.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS