Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

О трех рулях в управлении ИТ-инфраструктурой

Работоспособность и производительность ИТ-инфраструктуры обеспечивают специализированные системы управления, контролирующие три основные области — сети, серверы и приложения, а также автоматизированные рабочие места (АРМ). Эти технологически ориентированные решения гарантируют безотказность оборудования и ПО, а значит, стабильность функционирования всего предприятия.

Системы управления сетями

Общий подход в реализации систем управления сетями у разных производителей схож и принципиальных отличий не имеет. Основными задачами этих решений являются контроль работоспособности сети и построение ее топологии. В то же время задачи мониторинга производительности в корпоративных сетях не являются первоочередными из-за малой эффективности и низкой отдачи этих процессов. При необходимости они могут быть решены с помощью специальных технологий контроля полосы пропускания, встроенных в современные сетевые устройства.

На сегодня основным стандартом управления сетевым оборудованием является протокол SNMP, и именно он лежит в основе работы большинства систем такого класса. Различия состоят в особенностях алгоритмов и касаются, прежде всего, построения топологий сети и ее отдельных срезов с последующей визуализацией. Как правило, современные сетевые устройства в подавляющем большинстве оснащаются встроенными агентами SNMP, через которые и осуществляется контроль сети, а также управление устройством с сервера мониторинга.

Системы управления серверами и приложениями

Среди задач, которые решает ИТ-служба для систем этой группы, основной можно считать обеспечение безотказности. По этой причине и соответствующие решения ориентированы главным образом на контроль работоспособности и требуемой производительности серверного оборудования и ПО.

Базовая организация подобных систем выглядит следующим образом. На сервер мониторинга устанавливается управляющее ПО, которое обеспечивает функции сбора и анализа информации. На элементы аппаратной или программной части оборудования, которые требуется контролировать, загружаются соответствующие агенты, получающие и выполняющие инструкции. В рамках базовой платформы систем управления серверами и приложениями реализуются двустороннее взаимодействие между центральным сервером и агентом, механизмы настройки и интеграция на уровне данных и на уровне графических интерфейсов. При увеличении числа контролируемых объектов увеличивается и количество установленных на них агентов, а также дополняется управляющее ПО на центральном сервере.

На этом принципе основаны решения по управлению серверами и приложениями IBM, НР и Microsoft. В них центральное устройство мониторинга взаимодействует с агентами, обеспечивая интеграцию на всех уровнях. По мере роста числа агентов управляющая программа на центральном сервере дополняется соответствующими программными блоками. Такой подход позволяет получить как частную, так и общую картину состояния всех контролируемых объектов.

У Сomputer Associates отличие базовой платформы системы управлениями серверами состоит в том, что она реализована только на уровне интеграции графических интерфейсов. При этом каждому агенту (т. е. контролируемому элементу) соответствует своя управляющая программа, работающая независимо от остальных пар «агент—центральная программа». По мере увеличения контролируемых объектов на центральном сервере увеличивается и число управляющих программ, а значит, все корреляционные процессы необходимо налаживать дополнительно. В силу этого, кроме общего графического интерфейса в наборе из N независимых подсистем данная система от одного вендора мало чем отличается от N систем, реализованных на решениях нескольких производителей.

В свою очередь, система управления серверами и приложениями ВМС фактически не имеет базовой платформы. В ней нет центрального сервера управления, а все управляющие функции переданы агенту, который собирает, анализирует и хранит данные, а также выполняет определенные инструкции. Таким образом, каждый сервер, который требуется контролировать, — это независимая система. Поочередный мониторинг таких «умных» агентов можно осуществлять с помощью организованной консоли администратора.

Системы управления с архитектурой, аналогичной ВМС, наиболее целесообразно использовать в случаях, когда требуется контролировать малое число серверов, а в случае их увеличения нужно дополнительно создавать способ получения общей картины состояния контролируемых серверов и приложений ИТ-инфраструктуры.

Решение ВМС по управлению серверами и приложениями не является по-настоящему централизованным. Дело в том, что этот производитель долгое время работал на рынке малых и средних компаний и теперь не может до конца отказаться от децентрализованного принципа — прежде всего из-за необходимости обеспечивать совместимость и преемственность своих систем. В тоже время стоит отметить, что принцип обратной совместимости версий является не менее важным и для других производителей промышленных систем управления, поскольку таким образом защищаются инвестиции заказчиков и обеспечивается их лояльность.

Компания Microsoft вышла на рынок систем мониторинга и управления серверами и приложениями с относительно новым продуктом — Microsoft Operations Manager 2005 (MOM). Одна из основных его функций — проактивный мониторинг информационной системы, позволяющий администратору получать актуальную информацию о всех ее компонентах, а также выявлять и устранять мелкие неполадки еще до того, как они перерастут в большие.

Архитектура MOM построена на базе пакетов управления — наборов правил для отслеживания состояния сетевых устройств и серверных приложений. Как заявляет Microsoft, MOM может работать с различными платформами, однако агенты системы управления для платформ, отличных от Microsoft, разрабатываются и поставляются третьими фирмами-разработчиками. Как можно видеть, данный подход отчасти напоминает подход CA. Время покажет, как эта система будет развиваться в дальнейшем.

Системы управления рабочими местами

Базовая платформа построения систем управления автоматизированными рабочими местами (АРМ) реализована аналогично системам управления серверами и приложениями, однако их основными задачами являются инвентаризация рабочих мест (конфигурация ПК, базовые установки, набор установленных программ и утилит), централизованное распространение ПО и удаленное управление. Задачи же производительности АРМ не относятся к первостепенным, поскольку ПК и периферийное оборудование в принципе можно отнести к стандартным устройствам. В стороне остается и задача контроля используемых лицензий: подобные решения существуют, но пользуются на российском рынке весьма ограниченным спросом.

Эти особенности отражаются на архитектуре агентов и управляющих программ систем управления АРМ — в частности, в отличие от сервера, ПК не требуется непрерывно контролировать, поэтому управление здесь происходит по запросу. Если требуется произвести, например, инвентаризацию, то с центрального сервера поступает команда, установленный на ПК агент загружает необходимый программный модуль, исполняет его, а после выгружает, тем самым высвобождая ресурсы системы.

Тем не менее, принципиальная схожесть архитектур модулей управления серверами и приложениями и модулей управления АРМ позволяет в некоторых случаях предлагать их комплексную реализацию. Например, по этому пути пошла IBM. В системе IBM Tivoli для управления серверами, приложениями и рабочими местами можно использовать один центральный сервер мониторинга, на котором главная программа включает оба модуля, сохраняя со всеми агентами двустороннее взаимодействие. И для предприятий с территориально распределенной структурой такое решение оказывается наиболее эффективным.

В свою очередь, в системе HP OpenView система управления серверами и приложениями и система управления АРМ реализованы независимо. В этом случае, несмотря на то, что каждая из двух подсистем работает согласно базовому принципу, взаимодействие двух центральных серверов требуется налаживать дополнительно. В то же время отсутствие централизованного управления в комплексной системе управления позволяет гармонично интегрировать в качестве подсистем решения других производителей.

Система управления АРМ Systems Management Server (SMS), разработанная Microsoft, включает инструменты для проведения инвентаризации программных и аппаратных средств, распространения приложений и обновлений. Неоспоримыми преимуществами SMS являются легкость развертывания и эксплуатации, а также высокая масштабируемость, которая позволяет наращивать уровень управления от небольшого количества АРМ до крупной территориально распределенной системы с сотнями тысяч конечных устройств. Как и в случае с модулем управления серверами и приложениями, для взаимодействия с платформами, отличными от Windows, Microsoft предлагает использовать ПО третьих фирм, которое интегрируется с SMS.

В целом системы управления АРМ в последнее время пользуются повышенным спросом. И в этой области среди относительно новых разработок довольно известны такие системы, как Altiris, Marimba и Novadigm (при этом вторая уже приобретена ВМС, а третья принадлежит НР). Данные решения поддерживают описанную выше базовую платформу систем управления АРМ. Корпорация Intel также продвигает свою систему управления АРМ (LanDesk Man), которую, однако, нельзя отнести к новым разработкам. К тому же это решение реализовано на совершенно иных принципах и на российском рынке сегодня почти не присутствует.

Сергей Сафонов

Леонид Гольденберг: Интегратор должен предложить сценарий развития информационной системы во времени.

Леонид Гольденберг

На вопросы CNews отвечает Леонид Гольденберг, председатель правления компании «Систематика».

CNews: Как изменились за последнее время методы построения ИТ-инфраструктур для отечественных предприятий?

Леонид Гольденберг: У крупных корпоративных заказчиков происходит  переход от унаследованной «лоскутной» автоматизации к консолидации ИТ-ресурсов, использованию единых корпоративных стандартов и платформ, что находит отражение в построении ИТ-инфраструктуры. Это связано с возрастанием рисков, связанных с простоями информационных систем, отсутствием доступности сервисов и потерей данных, т.е. повышением зависимостью бизнеса большинства современных предприятий от ИТ.

Второй существенный момент — стремление к централизации, сосредоточению ресурсов для удобства управления и экономии на эксплуатации и поддержке. И в-третьих, «профилактика болезни дешевле ее лечения». Этот принцип реализуется в виде использования комплексных систем управления вычислительной инфраструктурой  и все более активного внедрения систем управления ИТ-сервисами и пониманием сервиса как предоставления услуги.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS