Обзор подготовлен
CNewsAnalytics

ITIL: анатомия ИТ-услуг

Любой современный бизнес базируется на бесперебойной работе всех информационных систем компании. Рыночный успех все чаще зависит от качества предоставления ИТ-услуг, функционирование которых, в свою очередь, связано с ИТ-инфраструктурой. Обеспечить ее надежность позволяют системы управления, организованные в соответствии с методами ITIL.

ITIL (IT Infrastructure Library) определяет ИТ-инфраструктуру как набор аппаратного и программного обеспечения, телекоммуникационных решений, а также соответствующих процедур и документации.

Одним из способов обеспечения надежности является использование систем управления, позволяющих осуществлять мониторинг состояния компонентов ИТ-инфраструктуры, оповещать об аварийных ситуациях, устранять критические состояния элементов. Разнообразие компонентов обусловило существование систем управления серверами, приложениями, рабочими станциями, сетями и документацией (системы документооборота).

Последние стоят в этом списке особняком, так как имеют свои характерные особенности и заслуживают отдельного разговора.

Есть еще один тип систем управления, который непосредственно не относится к системам управления ИТ-инфраструктурой, но тесно связан с ними. Речь идет о системах управления безопасностью. Здесь имеются в виду системы, позволяющие организовать безопасный и управляемый доступ пользователей к корпоративным ресурсам. Подобные системы обычно применяются в компаниях, использующих технологии электронной коммерции.

Системы управления серверами и приложениями ежедневно собирают, фильтруют и обрабатывают тысячи событий.

Ключевыми этапами процесса мониторинга и управления являются сбор, обработка и представление данных, а также реакция на события.

Сбор данных осуществляют программные агенты, которые могут обнаруживать сбои и спады производительности с помощью мониторинга лог-файлов, системных сообщений, прерываний SNMP, состояния аппаратной части и переменных окружения приложений. После того, как агент собрал информацию, она передается на центральный управляющий компьютер. Для гарантирования сохранности информации при обрыве связи с центральным компьютером чаще всего используются механизмы локальной буферизации.

Обработка данных, полученных от различных источников, начинается с приведения всей информации к единому внутреннему формату. С помощью фильтрации «отсеиваются» дублирующиеся и несущественные сообщения. В результате обработки все события ранжируются и классифицируются по логическим группам. Служба оповещения системы управления может выводить сообщения на консоль оператора системы или обеспечить автоматическую пересылку, например с помощью e-mail.

Формат представления данных не зависит от источника сообщения и является строго определенным. Сообщения, сигнализирующие о неисправности, могут отображаться различными цветами в зависимости от важности сбоя. Также системы управления серверами и приложениями обеспечивают операторов доступом к базе знаний по устранению неисправностей.

Реакция на события является основой механизма управления для подобных систем. В качестве реакции на события чаще всего выступает запуск предопределенных корректирующих действий.

Во всех системах управления, в том числе и в системах управления серверами и приложениями, используется концепция разделения сфер ответственности. Системы управления многих производителей поддерживают такие роли пользователей систем, как оператор системы, эксперт, отвечающий за обработку поступающих сообщений и устранение возникающих сбоев, и администратор, отвечающий за работоспособность системы в целом, а также на настройку шаблонов сбора и обработки поступающих сообщений.

Системы управления рабочими станциями нацелены на решение комплекса задач централизованного управления конфигурациями территориально распределенных ПК, ноутбуков, КПК, а также на управление жизненным циклом установленного на них системного и прикладного программного обеспечения.

Многие системы управления рабочими станциями позволяют осуществлять сбор инвентаризационной информации по всем электронным активам, включая программное обеспечение, настройки операционных систем, корпоративные и личные данные пользователей, аппаратному обеспечению на множестве программно-аппаратных платформ (включая Windows, UNIX, Linux, PalmOS, WinCE и других).

Эти системы позволяют осуществлять автоматическое распространение и удаленную установку программного обеспечения, патчей, контролируя при этом права доступа пользователей, совместимость ПО, версии продуктов и т.п.

Многие системы управления рабочими станциями имеют в своем составе модули автоматической установки и настройки операционных систем, основанные на политиках и работающие в режиме реального времени. Эти модули позволяют динамически модифицировать информационную систему компании, значительно сокращая время развертывания и автоматизируя обслуживание операционных систем, что способствует уменьшению совокупной стоимости владения рабочими станциями и мобильными компьютерами. Также использование модулей обслуживания операционных систем позволяет уменьшить расходы на техническую поддержку, благодаря сокращению времени установки, настройки и восстановления операционных систем на рабочих местах пользователей.

Системы управления корпоративными сетями содержат наборы инструментов и средств, предназначенных для управления сетевым оборудованием. Данный тип систем предназначен для мониторинга корпоративной сети и анализа сбоев, происходящих в ней, а также для прогнозирования возможных неисправностей.

Системы управления сетями строятся по такому же принципу, как и системы управления серверами и приложениями – принципу управления на основе событий.

Используемые в этих системах механизмы фильтрации и корреляционного анализа событий значительно уменьшают нагрузку на системных инженеров, обслуживающих сети.

Для успешного управления корпоративной сетью компании нужно четко представлять взаимосвязи всех элементов сети и то, каким образом они обеспечивают работу прикладных систем и специальных служб. Системы управления сетями позволяют реализовать автоматическое исследование и анализ сложных сетевых сред TCP/IP и сетей на основе коммутируемых сред, представляя собранные данные в виде понятных карт сетей. Возможность быстрого вызова нужной карты сети значительно сокращает время диагностики и анализа неисправностей. Динамическое отображение взаимосвязей между сетевыми устройствами обеспечивает возможность управления масштабными и сложными сетями. Работоспособность тех или иных устройств и точное местоположение точек отказа отображаются на картах в реальном времени, что позволяет начать устранение неисправностей до того, как они примут критический характер.

По оценкам IDC, внедрение систем управления ИТ-инфраструктурой позволяет достичь повышения продуктивности работы пользователей более чем на 40%, увеличения эффективности работы ИТ-инфраструктуры более чем на 25%, снижения общих потерь, вызванных простоем компонентов ИТ-инфраструктуры, более чем на 30%, сокращения времени простоя приложений более чем на 30%.

Все системы управления ИТ-инфраструктурой, представленные на мировом рынке ведущими производителями, такими как HP, IBM, Microsoft, CA и пр., являются модульными системами, что дает возможность постепенно наращивать их функционал и увеличивать количество объектов управления. Таким образом, применение систем управления позволяет руководить крупными гетерогенными средами с поэтапным инвестированием, обеспечивая надежный фундамент для бизнеса компании.

Роман Федосеев / CNews Analytics

Максим Ковалев: Сегодня мы видим переход к архитектурам с наличием дублирующих и резервных центров

Максим Ковалев

На вопросы CNews отвечает Максим Ковалев, начальник отдела вычислительных систем компании INLINE Technologies.

CNews: По вашим наблюдениям, спрос на какого рода инфраструктурные решения вырос особенно заметно за последний год?

Максим Ковалев: В 2005 году продолжилась тенденция отказа от коробочных решений на фоне востребованности комплексных решений, включающих проектирование комплексов для выполнения конкретных задач, их построение «под ключ» и последующее сопровождение. При этом даже предприятия и организации с хорошо развитой ИТ-службой все больше ориентируются на поддержку принятых в эксплуатацию комплексов и все больше сосредоточиваются на выполнении оперативных задач, а функции проектировщика и генерального подрядчика поручают профессиональной в области системной интеграции компании.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS