Обозрение подготовлено

версия для печати
Приход интеграторов 'откроет' рынок физической безопасности в России

Приход интеграторов «откроет» рынок физической безопасности в России

Традиционные игроки рынка физической безопасности начали уступать свое место под солнцем специалистам из мира ИТ. Это вызвано целым рядом факторов, а главным итогом, по мнению экспертов, станет общее повышение уровня открытости и прозрачности сегмента.

Как известно российский бизнес в наиболее денежных его сегментах — например, в нефтегазовом комплексе, металлургии, оборонке и ритейле — стремительно укрупняется и монополизируется. А большинство отечественных игроков рынка физической безопасности либо пропустили этот момент, либо не успели еще поглотить друг друга или объединиться в альянсы. В итоге мы видим здесь несколько крупных игроков, показывающих темпы роста более 100% за счет потока крупных проектов (в особенности, связанных с IP ВН), и основную массу компаний, балансирующих между средним и малым бизнесом. А в середине — почти ничего.

В результате получается парадокс: есть спрос на услуги и продукты со стороны мега–заказчиков и госструктур, но у многих сервис-провайдеров и производителей рынка ФБ нет ни собственных, ни заемных средств на осуществление масштабных проектов. Первыми на подобное положение вещей обратили системные интеграторы и ударными темпами начали усиливать здесь свою экспертизу: это и «Микротест», и «Борлас», и «АМТ».

Как результат, традиционные игроки рынка ФБ начали уступать место под солнцем специалистам из ИТ, либо из АСУ ТП, для которого этот рынок также является смежным. В итоге «Микротест», один лидеров российского рынка системной интеграции и консалтинга, был отмечен наградой компании Sony за лучшие результаты продаж по итогам 2006 финансового года в области видеоконференцсвязи и IP-мониторинга. Под последним словом, как раз и скрывается часть систем ФБ, в частности IP ВН.

С какими трудностями сталкиваются отечественные производители средств ФБ?

Как это не покажется удивительным, но часть продукции российских производителей средств физической безопасности достаточно конкурентоспособна на зарубежных рынках. Если, скажем, увидеть в странах ЕС наш принтер или копир — из области фантастики, то работу элементов интегрированной системы с российским брендом Parsec может  протестировать любой желающий. К примеру, в «Дойче Банке». С ПО от компании «Интеллектуальные системы безопасности» (ISS) с удовольствием работает IBM. Компанию BioLink в мире тоже знают, как надежного поставщика в области биометрии.  Этот список достаточно длинный.

Однако в целом ситуация такова, что работать на экспорт нашим компаниям  не очень выгодно. О том, что Правительство России почти никак не помогает при выходе и работе на зарубежных рынках всем известно. Менее известно то, чего «стоит» получить, к примеру, возврат экспортного НДС. В прямом и переносном смысле. Процесс получение разного рода лицензий, сертификатов и разрешений — также далеко не подарок.

Но и работать исключительно внутри страны компании из сферы ФБ не могут — еще мала емкость рынка. К тому же уровень налогов и коррупции сводит на нет попытки полностью «обелить» обороты и сделать компании интересными для инвесторов и биржи. Как, например, это произошло несколько лет назад с не менее закрытым рынком информационной безопасности.

Генеральный директор группы компаний «Релвест» Леонид Стасенко с сожалением отмечает, что «ряд наших производителей средств ФБ уже перенесли часть своих производственных мощностей в страны Юго-Восточной Азии. А некоторые технологически продвинутые старт-апы  вообще продали свой бизнес иностранцам».

Оптимизм интеграторов не вызывает удивления

В подобных условиях говорить о емкости рынка можно лишь с весьма высокой долей погрешности. Заслуживающие доверия источники в российском офисе Sony так и заявили: «Ни одного надежного на 100% исследования рынка видеонаблюдения в России нет. Но они нужны, так как корпорация считает местный рынок весьма перспективным». Приблизительно то же самое говорят и представители других мировых поставщиков средств ФБ, например, Siemens. Но, к сожалению, как всегда, не раскрывают собственную информацию (которая  бывает при этом размещена на сайтах).

Россияне оказались более открытыми. Разброс мнений о темпах роста оказался достаточно широк, однако мнения интеграторов о лидерах продаж в основном совпадают: иностранная продукция. Виктор Анисимов, заместитель директора компании «Новые Технологии», отмечает, что «российский рынок систем видеонаблюдения на подъеме: продажи растут на 12 — 15% в год. Последние полтора-два года пользуются спросом многоканальные компьютерные телевизионные системы безопасности. Все чаще заказчики интересуются возможностями программного обеспечения для работы с сетевыми камерами».

Направленность потребителей на включение камер в общую ИТ-инфраструктуру компаний приводит к увеличению интереса с IP-технологиям. Так, Алексей Кобытев, управляющий директор компании "Армо-Системы" оценивая рост видеонаблюдения в целом на 20% в год, отмечает, что наиболее активно развивается все же сегмент IP ВН, где динамика составила 70%. В качестве примера, объем продаж оборудования для IP ВН у «Армо-Систем» вырос на 120%. Следом за IP-сегментом идут устройства цифровой видеозаписи и программное обеспечение с ростом в 45%.

Мурат Алтуев, президент компании ITV, тоже настроен оптимистично: «По нашим оценкам, в среднем рост рынка видеонаблюдения составляет 50%. Наиболее активно развивается сегмент продуктов и решений на стыке информационной и физической безопасности. Это IP-камеры, IP-рекордеры и ПО для управления системами безопасности. Рост продаж ПО производства нашей компании в 2006 году составил более 100%. В этом году мы надеемся сохранить темпы».

Таким образом, можно резюмировать, что рост сегмента IP ВН составляет порядка 50-70% против 15-20% аналогового. Надо заметить, что обе цифры в разы превосходят мировые показатели. А наиболее динамичными компонентами стали: ПО для видеоанализа, устройства для хранения видео и IP-камеры — рост у разных игроков до 100-120%.

Что касается динамики сегмента СКУД, то по мнению Сергея Стасенко, коммерческого директора группы компаний «Релвест», здесь можно говорить о ежегодном росте рынка на 25%. Близкие к этой цифре оценки называют эксперты относительно иных сегментов рынка ФБ: пожарно–охранных систем и т.п.

Что движет рынком средств ФБ?

Мурат Алтуев считает, что как в России, так и в мире самым активным потребителем систем видеонаблюдения является рынок торговли. Потери, связанные с хищением, в ритейле измеряются процентами от оборота, а установка систем сокращает их в десятки раз. Кроме того, стоит отметить и чисто российскую специфику, связанную с массовым освоением сетевыми торговыми магазинами регионов страны и ближнего зарубежья. Это позволяет надеяться на достаточно долгое положительное воздействие этого драйвера.

Виктор Анисимов соглашается и добавляет, что чаще всего приобретаются системы ВН сетевыми торговыми компаниями. После них — средние промышленные предприятия и строительные организации. Последние два года активно приобретаются системы для охраны частных владений, наметился спрос на системы видеоохраны городов. Что касается последнего сегмента, то эксперты в единодушно отмечают, что по количеству камер на душу населения лидируют не, как ожидалось, столицы, а города меньшего размера. Здесь можно привести в пример проекты в Костроме, Армавире (бюджет более 5 млн. рублей) и Перми (30 млн. рублей).

Алексей Кобытев  напоминает, что не стоит забывать об офисных и бизнес-центрах, а также транспорте (метро, железная дорога, авиация) и индустрии развлечений (спортивные комплексы, стадионы, кинотеатры, музеи). Специалисты в области пожарно–охранных систем и СКУД в большинстве случаев согласны с этим списком, так как ни одно вновь построенное административное, офисное или торговое здание невозможно сдать госкомиссии без соответствующей инфраструктуры безопасности.

Что касается федеральных госструктур, то в отличие от рынка ИБ, где они замают лидирующие позиции в области потребления ИТ, здесь их роль меньше. Это не замедлили заметить системные интеграторы, которые не прочь диверсифицировать рынки сбыта своих услуг. И в результате, по мнению CNews Analytics, наиболее интересным проектом в России за последнее время в области видеонаблюдения можно назвать построение «Микротестом» системы беспроводного ВН для ОАО «Варьеганнефтегаз» — дочерней компании нефтегазового холдинга ТНК-ВР.

По мнению интегратора, отличительной особенностью данного решения стало использование «составного» беспроводного канала, включающего в себя магистральные каналы для подключения месторождений и локальных зон доступа. Сам магистральный канал реализован на базе беспроводных мостов, а локальное покрытие территории месторождения создается точкой доступа Wi-Fi с внешней антенной. Созданная система включает в себя настоящее время 32 точки доступа Cisco и 17 комплектов IP-видеонаблюдения Sony. Использование протокола IP позволило построить действительно масштабную и распределенную систему ВН, способную записывать видеоинформацию в цифровом виде, исключая двойные преобразования аналог-видео-аналог, а так же анализировать информацию и акцентировать внимание диспетчера.

В сфере комплексного оснащения объектов инженерными системами безопасности выделяется компания "АРМО-Системы" с проектом создания пожарной сигнализации и пожаротушения, системы контроля доступа и охранно-тревожной сигнализации, видеонаблюдения и оперативной связи в четырехзвездочной гостинице и одновременно бизнес-центре «Courtyard by Marriott». Полностью интегрированная противопожарная система построена на базе оборудования компании Simplex. Она включает в себя подсистемы сигнализации, водяного пожаротушения, голосового оповещения о пожаре, и насчитывает более 800 пожарных извещателей, 600 громкоговорителей и 500 огнезадерживающих клапанов. Для автоматизации гостиницы в качестве интегрирующей платформы была использована система диспетчеризации  инженерно-технического комплекса METASYS М5 компании Johnson Controls. Решение постоянно осуществляет мониторинг, визуализацию и управление инженерными системами через 2 тыс. информационных точек контроля.

Что в будущем?

Первое, на что обращают внимание участники рынка, это на интеграцию ИТ и ФБ. Приведенные выше примеры показывают, как тесно они уже сплетены, но протокол IP плюс законодательные и корпоративные акты о хранении видео данных соединят их еще сильнее. Мурат Алтуев считает: «Наш рынок все еще достаточно маленький и закрытый. Однако грядет его слияние с ИТ-рынком,  и это сильно изменит ситуацию».

Могучим драйвером всего рынка ФБ, получившим совсем недавно новый импульс, стало решение о проведении Олимпиады 2014 в Сочи. Вкупе со строительством  делового центра саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке, ММДЦ «Москва-Сити», созданием трех новых центров игорного бизнеса и т.д. подряды на оснащение системами физической безопасности объектов перед саммитом G8 в Санкт-Петербурге в 2006 году могут показаться незначительными. В отличие от рынка ИТ, для которого эти вертикальные секторы по емкости находятся на вторых ролях, для игроков рынка ФБ они — лакомый кусок.

Третьим пунктом эксперты называют повышение коммерческой эффективности интеллектуальных средств ФБ и, соответственно, рост популярности этих средств. Так в качестве примера, можно привести слова руководителя пресс-службы префектуры ЦАО Москвы Екатерины Золотаревой, которая сообщила, что в ЦАО, благодаря установленным во всех подъездах камерам, количество краж снизилось на десятки процентов, а округ сэкономил на ремонте более 20 млн. рублей. Теперь власти Москвы намерены ввести в строй сотни тысяч новых камер видеонаблюдения во всех районах мегаполиса.

Средства ВН способны уменьшить взяточничество на автодорогах, а также усилить безопасность движения. О значимости данного драйвера можно судить по степени интереса — как участников, так и ряда федеральных министерств и ведомств к международной выставке средств обеспечения безопасности государства «Интерполитех — 2007», состоявшейся в конце октября 2007. Необходимо отметить победный дебют системы контроля проезда автотранспорта с распознаванием номеров и внешнего вида автомобилей «Senesys-Avto» — разработку российской компанией «Элвис». Ее уникальность заключается в распознавании номерных знаков в транспортном потоке автомобилей, движущихся со скоростями до 150 км/час. Это в совокупности с другими  достоинствами  вывела ее лидеры конкурс-теста. Разумеется, только ВН безопасность госструктур в разрезе рынка ФБ не ограничивается. Об этом много говорилось и на выставке, и  во властных структурах.

И, наконец, еще одной точка роста вызвана ростом доходов населения, которое активно начинает решать вопрос безопасности своего жилья и другого имущества. Алексей Павлов, заместитель генерального директора «Цезарь Сателлит» делится: «На наш взгляд наиболее перспективным и, самое главное, эффективным способом защиты имущества граждан станут технологии на базе видеорешений». А ряд экспертов предлагают не забывать о вкладе противопожарных и сигнализационных систем.

Однако, есть и проблемы. Одна из них — неопределенность правового статуса проведения видеонаблюдения, как вмешательства в частную жизнь граждан. Вторая кроется в незрелости этого рынка в России, о чем говорилось выше. И, как следствие, часто хромает сервисная составляющая. А ведь, по уровню сложности и интеллектуальной насыщенности ряд продуктов ФБ ничуть не уступают решениям из мира ИТ.

Вадим Ференец / CNews Analytics

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS