Обозрение подготовлено

версия для печати
  • Пермский моторный завод
  • Крок

Пример решения: Создание комплексной катастрофоустойчивой вычислительной инфраструктуры на 'Пермском моторном заводе'

Пример решения: Создание комплексной катастрофоустойчивой вычислительной инфраструктуры на «Пермском моторном заводе»

В конструкторском бюро «Авиадвигатель» и «Пермском моторном заводе», базовых предприятиях Пермского моторостроительного комплекса, при участии специалистов «Крок» запущена в промышленную эксплуатацию комплексная катастрофоустойчивая вычислительная инфраструктура.

Об «Авиадвигателе»

«Авиадвигатель» — уникальное конструкторское бюро, разрабатывающее газотурбинные двигатели для самолетов гражданского и военного назначения. Созданные в Перми двигатели применяются сегодня на самых массовых российских лайнерах Ту-134, Ту-154М, Ил-62М, Ил-76, на истребителе МиГ-31, на самолете-долгожителе Ан-2, на самых современных Ил-96-300, Ту-204, Ту-214, Су-47 «Беркут». Именно пермские двигатели поднимают в воздух самолеты Ил-96-300ПУ Президента России.

В настоящее время в Перми ведутся работы над проектом семейства двигателей пятого поколения на базе уникального газогенератора для ближне-среднемагистральных самолетов.

На базе авиационных двигателей разрабатываются газотурбинные установки и электростанции серии «Урал» для нефтегазодобывающего комплекса России. Предприятие участвует в разработках газотурбинных установок для энергетики мощностью от 45 до 180 МВт, а также оказывает инжиниринговые услуги в области машиностроения.

О «Пермском моторном заводе»

«Пермский моторный завод» является одним из крупнейших предприятий СНГ. Основными заказчиками предприятия являются широко известные в мире авиастроительные фирмы Туполева, Ильюшина и Микояна, вертолетная фирма Миля, нефтяные компании, а также «Газпром», «Сургутнефтегаз» и другие.

Сегодня на «Пермском моторном заводе» ведется серийный выпуск турбовентиляторного двигателя ПС-90А и его модификаций для пассажирских и транспортных самолетов типа Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, Ил-76. Освоен серийный выпуск газотурбинных установок мощностью 2,5 — 25 МВт для промышленности и энергетики.

Цели и задачи проекта

Разработка современных газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации требует от специалистов конструкторского бюро проведения сложных газодинамических и прочностных расчетов в специализированных программных пакетах. Это увеличивает требования к ИТ-инфраструктуре по вычислительной производительности. Сегодня от скорости проектирования и выполняемых расчетов зависит время разработки новых изделий, и для предприятий Пермского мотостроительного комплекса исключительно важно не только сократить эти сроки, но и обеспечить непрерывную работу всех критичных приложений.

Решение

Специалисты «Крок» предложили несколько вариантов архитектуры вычислительного комплекса, куда вошли вычислительный кластер, серверы и система хранения с механизмом централизованного резервного копирования. Окончательный выбор конкретных программных и аппаратных решений был сделан по результатам двухэтапного нагрузочного тестирования. На первом этапе в европейском центре тестирования было проведено сравнение производительности вычислений программных пакетов «Авиадвигатель» при работе на трех возможных платформах. В результате ядром проектируемого решения, вычислительного кластера, были выбраны blade-серверы IBM на базе двухядерных процессоров AMD под управлением ОС Linux. Данная архитектура обеспечила легкую наращиваемость и масштабируемость вычислительных ресурсов с учетом растущих требований конструкторов к производительности.

При выборе серверных платформ для бизнес-приложений и систем хранения было проведено функциональное тестирование — уже в Центре компетенции «Крок» в Москве. По его результатам было выбрано унифицированное для обоих предприятий решение на базе blade-серверов IBM HS20, IBM JS21 и дисковых систем хранения IBM DS4800 и IBM DS4100.

Одновременно с проектированием и внедрением вычислительного комплекса и серверной группы для  бизнес-приложений специалисты «Крок» реализовали инженерную инфраструктуру серверных помещений для «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода». Системы бесперебойного энергоснабжения и кондиционирования обеспечат функционирование вычислительной инфраструктуры даже в случае аварийной ситуации.

Компоненты решения

Аппаратное обеспечение:

  • IBM HS20
  • IBM JS21
  • IBM DS4800
  • IBM DS4100
  • IBM LS20

Программное обеспечение:

  • ОС Linux — вычислительный кластер
  • Nowell Netware — файл-серверы и почта
  • Windows — Teamcenter
  • AIX — Oracle

Результат и перспективы

Вычислительный кластер (суперкомпьютер), новая серверная платформа для бизнес-приложений и централизованная система хранения значительно повысили производительность и качество работы проектировщиков, сократили сроки технической подготовки производства и изготовления новых изделий. Взаимное резервирование серверных платформ и систем хранения для «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода» обеспечило катастрофоустойчивость решения. Проект стал основой для создания единого территориально-распределенного центра обработки данных Пермского моторостроительного комплекса.

Бормалев Сергей Валентинович, директор по ИТ, «Пермский Моторный Завод», зам. главного конструктора, «Авиадвигатель»:
«Созданное решение полностью отвечает текущим потребностям «Авиадвигателя» и «Пермского моторного завода» и соответствует нашим перспективным задачам, при этом мы планируем его поэтапное развитие. В ближайший год количество узлов вычислительного кластера будет увеличено в 4 раза, серверная группа будет масштабироваться в точном соответствии с ростом требований  бизнес-приложений, а с помощью функции удаленного зеркалирования данных организовано катастрофоустойчивое резервирование системы хранения».

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS