Обозрение подготовлено

версия для печати
Ренат Юсупов
Крафтвей

Ренат Юсупов:

Сегодня сами производители аппаратных средств фактически реализуют интеграцию

Об изменениях на рынке интеграции, об эволюции подходов при построении ИТ-инфраструктур в интервью CNews рассказал старший вице-президент компании Kraftway по технологиям Ренат Юсупов.

CNews: Какие изменения вы отмечаете на рынке интеграции в России за последние время? Какие факторы оказывают на него влияние сегодня?

Ренат Юсупов: Те изменения, которые происходят на рынке интеграции на протяжении последних нескольких лет, хорошо очерчены и вполне закономерны. В первую очередь, речь идет о структурировании интеграции на отдельные направления. Если раньше считалось, что интегратор — это «мастер на все руки», что заказчик может прийти к нему, рассказать про свою головную боль, и тот решит любую его проблему, то теперь ситуация принципиально изменилась. С одной стороны, проблемы стали значительно масштабнее, а, с другой стороны, они стали более четко формулироваться заказчиком, который хочет уже не каких-то абстракций, а требует конкретных решений, и с этой точки зрения интеграция также стала более конкретной.

Кроме того, интеграция сегодня разделяется как по вертикалям, так и по горизонталям. Появляются вертикальные отраслевые специализации, например, в медицине, образовании, ЖКХ и т.д. Вместе с тем интеграция развивается горизонтально, возникло новое большое направление — инфраструктурная интеграция, — включающее в себя и безопасность, и управление данными, и единые информационные сервисы (такие как почта или мгновенные сообщения), и коммуникационные сервисы (как, например, IP-телефония), и др. Все это в чистом виде горизонтальная интеграция. По отношению к интеграции вертикальной она выступает своего рода технологическим фундаментом.

В связи с таким разветвлением поменялся и сам подход к интеграции — она все больше становится сервис ориентированной. Великое множество самых разнообразных ее разделов, различных специализированных приложений надо как-то объединять в цельное решение. Составные части этой «ИТ-мозаики» не могут «жить» локально, независимо друг от друга, они не могут оставаться маленькими самодостаточными «кусочками», они должны существовать как единый организм, а значит, должны обмениваться между собой данными. Одни приложения могут быть использованы как источник данных для других, между ними появляется взаимосвязь. Таким образом, кроме разделения по сегментам, одновременно произошло и некоторого рода слияние — слияние через общие архитектурные решения. Внутри всей этой, казалось бы, разрозненной системы обязательно должен был появиться и в итоге появился общий стандарт взаимодействия. Возьмем для примера аппаратные технологии — обычный компьютер, уже ставший привычным предметом обихода. Если внимательно присмотреться, в нем сосредоточен целый набор стандартов, которые описывают общую структуру компьютера, интерфейсы, а также механизм обмена данными и сигналы управления. Ровно то же самое происходит и в интеграции — появляется общий подход, реализованный в виде сервис ориентированной архитектуры (СОА). Фактически, этим стандартом была узаконена модульная структура интеграционных решений через описание системы взаимодействия независимых модулей. Есть поставщики сервисов — тех самых приложений, которые генерируют какие-то данные. Есть провайдеры сервисов, которые обеспечивают взаимосвязь между этими приложениями. И есть потребители сервисов, которым нужны данные от тех или иных приложений.

Появление такого интегрирующего подхода, реализованного в виде СОА, — это очень позитивный момент, ибо теперь становится возможным применение промышленного подхода при построении любых систем. То есть если раньше интеграцией могли заниматься только крупные компании, обладавшие большими ресурсами, имевшие возможность самостоятельно просчитать и выполнить весь проект от начала до конца, то сейчас на рынок интеграции могут выходить и успешно на нем работать и небольшие компании, обеспечивающие разработку приложений в отдельных, узкоспециализированных сегментах. В свою очередь, это ведет к усилению конкурентной борьбы, что влечет за собой повышение качества продуктов.

Отмечу еще один момент. Сегодня уже сами производители аппаратных средств вплотную подошли к интеграции, более того, они ее уже фактически реализуют, занимаясь разработкой тех же самых средств мониторинга и управления, хотя на самом деле, эта задача — чисто программная, относящаяся к инфраструктурной интеграции. В настоящее время многие крупные мировые концерны попросту скупают компании, занимающиеся разработкой ПО для инфраструктуры. И, насколько я могу судить, это направление они считают для себя одним из ключевых. То же самое происходит и в России. Скажем, наша компания на протяжении последних нескольких лет реализует подобный проект, и на сегодняшний день мы далеко продвинулись на этом пути.

CNews: Насколько, из вашей практики, за последние годы увеличились бюджеты и масштабы проектов по построению ИТ-инфраструктуры?

Ренат Юсупов: Тренды в росте бюджетов и масштабов проектов лучше всего проиллюстрировать с помощью некоторых аналогий. Как известно, существуют волны автоматизации, первая из них — волна «дикой» автоматизации, когда происходит первичное насыщение техникой с использованием примитивных приложений. Как это было, например, в сфере образования? В начале 1990-х годов в школах стали организовывать компьютерные классы. Сначала никаких особых приложений не требовалось — закупалось «железо». Потом, когда появлялось «железо», его устанавливали в классах и обычно запирали на ключ — учителей информатики еще катастрофически не хватало, а на самом начальном этапе их и вовсе не было. Но постепенно стали подготавливать учителей, внедрять простенькие программы, и образовательная система начала работать. Однако пока шел весь этот процесс, уже сама техника устаревала, да и требования к ней претерпевали серьезные изменения. Надо было объединять компьютеры в локальные сети, более того, возникла необходимость объединения в глобальные сети с тем, чтобы можно было распространять те или иные учебные программы в разные школы, да и вообще обмениваться информацией. Таким образом, возникла вторая волна, которая, впрочем, и сейчас в образовании еще не улеглась — именно сегодня школы активно подключаются к интернету. Следующим шагом здесь, наверняка, будет создание неких крупных образовательных порталов, которые станут универсальным источником данных и курсов, а также средством для управления учебным процессом.

Так вот, в инфраструктурной интеграции все похоже до интонаций. Автоматизация начиналась с насыщения коммуникационным и серверным оборудованием и организации клиентских рабочих мест. Сейчас аппаратная инфраструктура более или менее построена (разумеется, я говорю о государственных структурах и крупном бизнесе, СМБ и частный пользователь пока практически не являются потребителями инфраструктурных решений), и возникла следующая задача — эффективного использования ресурсов и управления инфраструктурой. Ведь что получилось? Технику и ПО в свое время закупили в избытке (меня недавно поразила цифра по одному из министерств, где на работающего приходится уже больше одного ПК), но никто при этом не подумал об унификации. В результате — компьютеры разные по возможностям, программные платформы разные по сути, приложения в большинстве своем уникальные (разрабатывались на заказ), разное коммуникационное оборудование и т.п. Одним словом, типичный «ИТ-зоопарк». Разумеется, поддерживать стопроцентную работоспособность и доступность приложений в такой инфраструктуре едва ли возможно. Из общения с руководителями подобного рода предприятий, представителями их ИТ-подразделений, становится понятно, что эта проблема стала сегодня еще более серьезной, чем внедрение новых приложений — бюджеты на эксплуатацию растут значительно быстрее, чем бюджеты на внедрение новых приложений и закупку новой техники.

Так, что же делать дальше? А вот это «дальше» и есть та самая вторая волна. На этом этапе происходит изменение подхода к ИТ-инфраструктуре. Пользователи начинают задумываться о том, каким образом эффективно ее обслуживать. На практике наиболее часто применяют следующие рецепты: с одной стороны, инфраструктура максимально унифицируется, а, с другой стороны, любые новые внедрения обязательно происходят с интегрированными средствами управления этой инфраструктурой, которые должны стыковаться с центральной консолью управления на предприятии. Сейчас это сделать уже не так сложно. В 2005 году специальной рабочей группой по разработке стандартов управления инфраструктурой — DMTF (Distributed Management Task Force) — был принят общий стандарт — Web Services Management, в который вошли наиболее удачные наработки участников этой группы. Данный промышленный стандарт в управлении немедленно стал использоваться практически во всех ключевых элементах инфраструктуры, будь то серверы или приложения. Стандарт стал реализовываться как в кремнии (в виде систем сбора информации с датчиков), так и на уровне приложений в виде модулей, поддерживающих архитектуру WS Man. Крупные производители ПО, такие как Microsoft, Oracle, Sun и др., в своих новых продуктах стали использовать именно эту архитектуру. Что это означает? Это означает стандартизацию, которая, в свою очередь, ведет к тому, что стало возможным покупать программные продукты разных производителей, разнородную технику, не имея в тоже время проблем с их интеграцией в общую консоль управления. Конечно же, надо делать следующие шаги. Стандарты управления инфраструктурой развиваются. Так, относительно недавно появился стандарт DASH (Desktop and mobile Architecture for System Hardware), призванный расширить спецификации управления на клиентские рабочие места. И этот новый стандарт по мере его интеграции в системы управления разных производителей, как аппаратных, так и программных, будет еще более способствовать лучшей управляемости разнородной инфраструктурой. Все это неизменно повлечет за собой позитивные изменения в структуре ИТ-бюджетов. По мере развития средств управления большая часть финансов вновь будет направляться на развитие, а не на эксплуатацию.

Если сейчас инфраструктура строится в основном в наиболее крупных ведомствах, а также в больших концернах, которые имеют возможность вложить немало средств в коммуникационную структуру, в дорогую технику, то по мере развития технологий управления деньги начнут инвестироваться в ИТ таких условно отстающих отраслей, как ЖКХ, здравоохранение, образование, сельское хозяйство и т.п. Это очень сложные клиенты, требующие специальных решений, но при наличии достаточного количества стандартных инструментов и продуктов, инфраструктурная интеграция у них не представляется заоблачно сложной.

CNews: Где вы видите сегодня нишу российских разработчиков инфраструктурных решений?

Ренат Юсупов: Поскольку в сфере ИТ активно внедряются промышленные стандарты, и большинство из них относится именно к инфраструктурной интеграции, то, используя нормативную базу этих стандартов, российские разработчики могут делать весьма эффективные локальные решения. Например, какие-то небольшие решения по безопасности, скажем, по безопасной передаче информации и криптографии, или решения по управлению аппаратной частью инфраструктуры. Наверняка, будут востребованы системы по автоматической дистрибуции ПО и управлению клиентскими местами. Зачем лицензировать ПО на каждом рабочем месте, если можно при наличии нормальных сетей связи получать необходимый для работы набор с внешнего сервера. Подобную идеологию (выноса всех сервисов в интернет) сейчас активно развивают Google и Microsoft. По той же схеме вполне можно предоставлять сервисы внутри крупных корпораций — централизованно, с центров обработки данных этих корпораций. В общем-то, такие технологии уже активно внедряются.

Стандартизация — это на самом деле великое изобретение человечества. Решение можно разбить на отдельные модули и затем совершенно спокойно по описанным правилам собирать их в работоспособную схему. Такое условное «ИТ-Лего». Тут я и вижу нишу для российских компаний. Построить очень мощное, большое и сложное вертикальное решение — непростая задача, требующая огромных ресурсов, и, конечно, многим компаниям такая задача не под силу. Однако качественно делать отдельные модули — вполне «по плечу» многим.

CNews: Какие сложности вы видите на пути возможных оптимизаций ИТ-инфраструктур?

Ренат Юсупов: В общем-то, никаких особых сложностей я не вижу. Единственная сложность — это как раз то самое ИТ-наследие: много вложили и теперь непонятно, что со всем этим устаревшим «ИТ-хозяйством» делать. Выбросить имеющееся оборудование и выстроить все с нуля не хватит никаких бюджетов, это очень дорого. А потому приходится компаниям искать компромисс между новыми технологиями, новыми решениями и возможностями существующей инфраструктуры. Собственно говоря, именно этим чаще всего и занимаются ИТ-подразделения компаний — ищут разумный баланс между новым и старым, стараются делать так, чтобы система всегда была более или менее актуальна и работоспособна. Если бы можно было каждое утро начинать заново — строить ИТ-инфраструктуру под задачи на ближайший день, — то, конечно же, жить было бы намного легче, но, к сожалению, пока это невозможно.

CNews: Какие решения в области управления серверными системами видятся вам наиболее эффективными?

Ренат Юсупов: С моей точки зрения, тут не стоит нечего выдумывать — самое эффективное решение по управлению серверными системами — это виртуализация. Причем базироваться виртуальный сервер может как на мощных mainframe, так и на распределенных ячеистых GRID-системах.

Оба этих инфраструктурных подхода параллельны, и с точки зрения адаптивной инфраструктуры приводят к почти одинаковому результату, ибо позволяют строить гибкие системы, которые динамически предоставляют ресурсы под изменяющийся объем задач. Решение бизнес-проблем с помощью ИТ — это крайне важный момент. Информационные технологии уже фактически стали незаменимым инструментом бизнеса — они включаются в основные процессы. Не дай Бог, например, в Amazon’е не хватит мощности сервера по приему заявок — это же прямые потери. Или если сервер казначейства вдруг станет медленнее обрабатывать платежки, представляете, что это означает для финансовой системы страны? Поэтому, я уверен, что адаптивные решения наиболее перспективны.

В идеале, конечно, все клиенты должны быть «тонкими» (в смысле ИТ). То есть все приложения, все данные, все сервисы — «за стенкой». У пользователя на столе — только монитор, клавиатура, мышь и небольшой вычислительный модуль, который обрабатывает входящую и исходящую информацию. Здесь можно использовать разные методы: либо передавать экраны, как в терминальном режиме доступа, либо доставлять приложения клиенту. Таким образом, адаптивная инфраструктура и «тонкий» клиент видятся наиболее эффективным способом автоматизации.

CNews: Насколько «вписываются» решения Kraftway в активно продвигаемые сегодня концепции адаптивных инфраструктур?

Ренат Юсупов: Если термин адаптивная инфраструктура рассматривать в общем понимании, абстрагировавшись от конкретных маркетинговых посылов отдельных вендоров, то нетрудно заметить, что производители инфраструктурных блоков считают такой подход единственным приемлемым вариантом построения гибкой и масштабируемой инфраструктуры. Мы, естественно, не стоим в стороне от процесса и активно экспериментируем в этом направлении, предлагая рынку свою экспертизу и готовые решения.

В рамках нашего Центра исследований и экспертизы существует несколько лабораторий, работающих непосредственно над созданием инфраструктурных решений. Это лаборатория GRID-решений; лаборатория встроенных решений; лаборатория по разработке ПО управления инфраструктурой; лаборатория решений для HPC; вновь появившаяся лаборатория специализированных инфраструктурных решений и вскоре планируется открытие лаборатории по системам безопасности.

За всеми этими названиями стоят конкретные наработки, продукты и реализованные проекты, которые трудно уместить в рамки небольшой статьи. Тем не менее, приведу всего лишь один пример реального и очень конкурентоспособного продукта для мониторинга и управления инфраструктуры — это пакет Kraftway System Manager. Его особенность — платформонезависимость. На сегодняшний день он работает в среде Windows и Linux и позволяет мониторить и управлять очень широкий спектр оборудования (ПК, серверы, терминальные станции, хранилища данных, ПО), не привязываясь к конкретному производителю. Есть, конечно, ограничения, но мы их постепенно снимаем, интегрируя в KSM все новые и новые протоколы, расширяя спектр поддерживаемого оборудования как по вендорам, так и по типам.

Описанный пример — лишь один из элементов адаптивной инфраструктуры, который говорит о нашем стремлении к реализации этого перспективного направления.

CNews: Какие крупные инфраструктурные проекты были реализованы Kraftway за последнее время?

Ренат Юсупов: Самый интересный инфраструктурный проект, реализованный нашей компанией за последнее время, — это система мониторинга инфраструктуры и информационных ресурсов (СМИИР) для Правительства Москвы. Этот проект настолько масштабный, что позволю себе перечислить его модули и разделы в телеграфном стиле. Итак, в состав проекта вошли: проектирование и внедрение единой службы каталога подразделений и департаментов на основе Active Directory; проектирование и внедрение централизованной инфраструктуры мониторинга и управления следующими компонентами инфраструктуры: серверное оборудование, сетевое оборудование, клиентские рабочие места, сети и каналы связи, инженерные системы; проектирование и внедрение системы инвентаризации и управления лицензиями; проектирование и внедрение средств потоковой доставки приложений; проектирование и внедрение системы класса «сервис-деск»; проектирование и внедрение единой системы клиентских сервисов (почта, мгновенные сообщения, групповая работа); разработка регламентов обслуживания единых сервисов; разработка специализированных программных адаптеров для интеграции в систему мониторинга разнородных аппаратных средств (попросту — «зоопарка»), системных сервисов и приложений в систему мониторинга; разработка и внедрение хранилища и витрины данных, а также разворачивание аналитической системы для составления разного рода отчетов.

Возможно, я что-то упустил, но и перечисленного вполне достаточно для понимания масштаба проекта. Некоторые модули уже внедрены, некоторые находятся в стадии реализации, с некоторыми уже внедренными аналогичными системами, которые могут быть источником данных, мы делаем программные стыки. Кстати, проект СМИИР подробно описан на сайте компании Microsoft (правда, на английском языке). В этом году по нему был снят документальный фильм, а некоторые программные модули, разработанные в рамках этого проекта, в частности Kraftway Management Pack, в 2006 году попали в финал всемирного конкурса лучших решений на платформе Microsoft в номинации OEM Hardware Solution.

Если понятие инфраструктуры немного расширить, абстрагировавшись от утилитарного представления о нем в виде вычислительных ресурсов, то могу назвать еще два наших крупных инфраструктурных проекта: участие в реализации системы управления мобильными нарядами ГУВД Москвы и системы общественной безопасности города.

Первый из них обеспечивает построение управляемой инфраструктуры, в которую будут включены все мобильные экипажи различных служб ГУВД для эффективного управления ресурсами в целях быстрого предотвращения противоправных действий. Проект очень интересный, сложный и социально значимый. Он немного выбивается из узкого представления инфраструктуры, но по сути именно к ней и относится.

Второй — обеспечивает построение инфраструктуры сбора, передачи, обработки и распространения заинтересованным службам информации с видеокамер, квартирных счетчиков потребления услуг ЖКХ и инженерных систем дома. Система многослойная и предназначена для создания не существовавшей ранее инженерной инфраструктуры мониторинга в целях обеспечения безопасности граждан и мониторинга сервисов и состояния коммунального хозяйства.

Оба проекта реализуются в рамках программы «Электронная Москва» и охватывают город в целом. Таким образом, данные проекты являются значимыми не только в рамках нашего государства, но и заметны в мире, о чем свидетельствует интерес к ним, проявляемый мировыми лидерами ИТ-отрасли.

CNews: Спасибо.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS