Обзор подготовлен

версия для печати
СОА в России: только для избранных

СОА в России: только для избранных

Внедрение концепции сервисно-ориентированной архитектуры (СОА) по-прежнему является одним из наиболее эффективных способов автоматизации бизнес-процессов на предприятии. Но, несмотря на ряд положительных сдвигов в развитии российских ИТ, большинство отечественных предприятий находятся вдали от мирового технологического мэйнстрима.

Аналитики IDC в очередной раз заявляют о том, что именно СОА будет основой стратегии для управления бизнес-процессами, в том числе и в рамках внедряемых "облачных" технологий: прогнозируется, что рост мировых расходов на СОА к 2013 году составит 25%.

В свете растущего интереса к "облачным" вычислениям в последнее время термин СОА все реже упоминается при обсуждении вопросов автоматизации бизнес-процессов, хотя в середине 2000-х годов шумиха вокруг СОА была не меньше, чем сейчас относительно "облаков". Однако это вовсе не означает, что интерес к данной тематике снизился, а лишь демонстрирует тот факт, что для СОА наступил этап практического применения.

Архитектурные решения всегда нацелены на достаточно долгосрочную перспективу, поэтому в проектах сферы СОА неразумно рассчитывать на быстрый эффект. Будучи принципиально новым этапом в развитии ИТ, концепция СОА набрала необходимую для своей реализации критическую массу совсем недавно. В этом случае есть все основания доверять мнению тех аналитиков, которые говорят о дальнейшем развитии сервисного подхода, в том числе и в рамках "облачных" вычислений.

СОА-решения – на мировом ИТ-рынке

Современная глобальная экономика заставляет бизнес играть по новым, более жестким правилам. Быстрый рост, усиливающаяся конкуренция, постоянные слияния и поглощения компаний значительно повышают требования  к организации традиционных бизнес-процессов, таких как производство товаров, продажи, обслуживание клиентов и т.п. Наибольшее конкурентное преимущество получают компании, имеющие возможность "на лету" корректировать свои бизнес-стратегии, приспосабливаясь к условиям быстро изменяющихся глобальных рынков. А для этого на предприятии должна быть внедрена достаточно гибкая ИТ-инфраструктура.

Внедрение СОА подразумевает коренной пересмотр организации информационных ресурсов предприятия. Реализация подобных проектов более всего рассчитана на получение синергетического эффекта за счет более легкой компоновки отдельных операций и автоматизации сквозных бизнес-процессов. Такие решения особенно актуальны для крупных компаний, работающих на глобальных рынках с высоким уровнем конкуренции. СОА позволяет более быстро создавать и изменять бизнес-процессы (причем не только внутренние, но и выходящие за пределы компании), что дает возможность раскрыть неиспользуемый потенциал бизнес-процессов внутри компании, ускоряет внедрение инноваций, повышает эффективность операционной деятельности, а также значительно улучшает взаимодействие с деловыми партнерами. Можно достаточно уверенно заявлять, что использование СОА на предприятии становится весьма весомым преимуществом в сложной конкурентной борьбе.

В настоящее время многие предприятия изменили свое традиционное отношение к ИТ и рассматривают их как основной компонент при построении современного бизнеса. В компаниях появляется долгосрочная ИТ-стратегия, ИТ департаменты приобретают статус основных производственных единиц, а граница взаимоотношений ИТ и бизнеса все больше сдвигается от предоставления услуг к усилению участия в деятельности всей компании. По большому счету, именно этого и не хватало для более успешного продвижения СОА несколько лет назад. А поскольку вопросы повышения эффективности при одновременном сокращении расходов на обслуживание ИТ-инфраструктуры по-прежнему остаются основным приоритетом для большинства компаний в мире, то и переход на СОА продолжает оставаться вполне обоснованным решением: апгрейд и сопровождение старых информационных систем и прикладного ПО становится слишком дорогим удовольствием.

Активное развитие "облачных" вычислений также "играет на руку" дальнейшему продвижению СОА, расширяя возможности ее применения. Благодаря публичным "облакам", необходимые для построения сервисной архитектуры ИТ-решения становятся доступными не только крупным предприятиям, но также малому и среднему бизнесу. При этом смешивать понятия "облачные вычисления" и "сервисно-ориентированная архитектура" не стоит: покупая "облачные" сервисы, клиент платит за готовую услугу, а в случае с СОА речь идет даже не столько о технологии, сколько об идеологии информатизации бизнеса, основанной на процессном подходе.

Интеграторы, внедряющие решения на базе СОА, преимуществами данной архитектуры обычно называют следующие: более высокая скорость функционирования бизнеса, уменьшение стоимости интеграции ERP-систем, возможность повторного использования ИТ-активов предприятия, снижение бизнес-рисков и увеличение открытости бизнеса. Как уже отмечалось, внедрение СОА – достаточно длительный процесс. Чтобы полностью перевести на новую архитектуру крупную компанию, может потребоваться до 10 лет, хотя первые преимущества СОА станут заметны уже в течение года после начала интеграции. Поэтому для успешной реализации подобных проектов имеет смысл начинать с небольших изменений в определенных бизнес-процессах. Получив конкретный положительный результат, можно смело продолжать внедрение новой архитектуры, постепенно расширяя область ее применения. Одним словом, процесс перехода на СОА вполне может проходить эволюционным путём, по мере развития соответствующих информационных потребностей самого предприятия.

Аналитики Gartner видят СОА как одно из ведущих направлений в области инфраструктуры разработки, развертывания и поддержки приложений масштаба предприятия.

Магический СОА-квадрант

 

Источник: Gartner, 2010

В Gartner продолжают считать, что внедрение СОА неизбежно для большинства предприятий, несмотря на множество явно неудачных попыток внедрения данной архитектуры. Активное развитие смежных с СОА направлений, таких как SaaS (ПО как услуга), BPM (управление бизнес-процессами) и cloud computing (облачные вычисления), значительно упрощает процесс принятия бизнесом данной концепции. В сегменте СОА "магического квадранта" Gartner обозначены более 20 компаний, при этом лидерами с большим отрывом продолжают оставаться три ведущих мировых вендора ПО: Oracle, IBM и Microsoft.

СОА в российских компаниях

Несмотря на ряд положительных сдвигов в развитии российских ИТ, большинство отечественных предприятий находятся вдали от мирового технологического мэйнстрима. И вряд ли стоит ожидать, что в ближайшем будущем произойдет нечто такое, что могло бы кардинальным образом изменить ситуацию. Бизнес России никак не привыкнет работать на перспективу. Многие отечественные компании в принципе не заинтересованы в преимуществах, которые можно получить за счёт интеграции существующих разнородных бизнес-приложений при помощи СОА, предпочитая вкладывать средства во внедрение тяжеловесных современных систем класса ERP. Другие просто не хотят рисковать, затевая коренную перестройку устоявшейся ИТ-инфраструктуры, - ведь использование веб-сервисов и других подобных технологий совсем не обязательно для их бизнеса.

По результатам исследования российского рынка управления бизнес-процессами, проведенного компанией Software AG & IDS Scheer в 2010 году, СОА используют только 7% опрошенных респондентов. Еще 16% планируют начать "строительство" СОА в течение ближайшего года. Абсолютное большинство респондентов (более 70%) признали, что СОА в их компаниях нет. Нет СОА и в государственном секторе, который, казалось бы, в первую очередь должен быть заинтересован в построении решений на базе сервисной архитектуры для реализации масштабных систем по предоставлению государственных услуг населению. Возможно, подвижки в данном направлении появятся в ближайшее время.

Приходится констатировать, что основными потребителями СОА-решений в России остаются крупные сервисные организации, работающие на высококонкурентных рынках (телеком, банковский сектор, страхование). Именно здесь востребованы основные преимущества сервисной архитектуры – высокая гибкость и скорость реакции бизнеса на внешние изменения. Кроме того, в подобных компаниях есть все необходимые ресурсы для реализации подобных проектов.

Таким образом, пока нет повода говорить о том, что СОА играет хоть сколько-нибудь значимую роль на российском рынке ИТ. Комментируя перспективы развития СОА в российских компаниях, директор отделения автоматизации деловых процессов компании "ФОРС – Центр разработки" Василий Анфиногентов отметил, что кризис не так сильно повлиял на тот сегмент рынка, который связан с интеграционными проектами. По его словам, заказчики, серьезно планировавшие или уже приступившие к внедрению решений на основе СОА, не изменили объем работ или масштабы планируемых проектов. А вот отношение заказчиков к полученным результатам изменилось – оно стало намного более ответственным и взвешенным в оценке эффекта от внедрения на каждом из этапов проекта.

При этом Василий Анфиногентов не считает, что внедрение СOA в компании — это затратное мероприятие. "Просто пока, к сожалению, выгоды инфраструктурных проектов плохо понимаются бизнесом, – говорит он. – На самом деле, необходимой статьей затрат при реализации СОА будут лишь расходы по адаптации существующих приложений, а издержек, связанных  с новыми разработками, можно будет в значительной степени избежать. СОА по своей сути ориентирована на повторное использование существующей функциональности, что также обеспечивает сокращение операционных затрат на ИТ на десятки процентов".

Елена Лебедева, руководитель отдела маркетинга департамента по работе с корпоративными клиентами компании Softline, считает, что пока российские компании используют принципы СОА для ограниченного круга выделенных  бизнес-процессов. По ее мнению, высокая стоимость, а также длительные сроки внедрения и окупаемости подобных проектов являются основными препятствиями на пути более широкого распространения СОА среди российских предприятий.

Так же считает и Александр Таранов, начальник Центра программных решений "Инфосистемы Джет": "Воплощение принципов СОА в ИТ-системах будет происходить (и уже происходит)  не глобально, на уровне стратегии развития ИС предприятия, а локально, начиная с тех участков, для которых ориентация на сервисный подход не менее важна, чем сами сервисы. Это будет происходить прежде всего там, где отсутствие должной гибкости начинает сказываться на доходах компании".

По мнению Андрея Коптелова, директора практики консалтинга и внедрения бизнес-приложений Software AG & IDS Scheer Россия и страны СНГ, развитие СОА в России не будет носить взрывной характер. Результаты аналитических исследований Software AG & IDS Scheer говорят о том, что некоторые компании уже пошли по пути внедрения СОА, и их процент будет увеличиваться год от года. "В то же время многие отрасли (нефтегаз, металлургия, энергетика) пока будут обходиться без СОА при построении своих ИТ-решений", – говорит Андрей Коптелов.

Отвечая на вопрос, каким компаниям СОА наиболее интересна, Василий Анфиногентов отметил, что и в отраслевом разрезе и по масштабу это могут быть любые компании: "В тех компаниях, где используется процессный подход к управлению, выгоды от применения СОА будут наиболее очевидны.  Однако и организациям с чисто функциональным построением СOA может принести существенную пользу при создании информационных систем, т.к. этот подход позволяет с наименьшими трудностями объединить приложения, поддерживающие отдельные функциональные единицы компании".

В свою очередь, Елена Лебедева подтвердила, что на текущий момент СОА в первую очередь интересна компаниям, имеющим высокий уровень зрелости IT-инфраструктуры, а именно банкам, страховым компаниям и сфере телеком. Андрей Коптелов с ней соглашается, отмечая, что "изменения в этих отраслях происходят чаще, что в свою очередь требует от существующей ИТ-архитектуры определенной гибкости, которая и достигается применением СОА архитектуры".

Говоря об эффективности внедрения СОА, Василий Анфиногентов сказал, что для эффективного использования СОА, и бизнес-процессы, и ИТ-инфраструктура на предприятии должны быть зрелыми: "Уровень автоматизации бизнес-процессов должен быть достаточно высоким: желательно, чтобы около 90%  операций было в той или иной степени автоматизировано. Иначе, в силу того, что малая часть процессов будет пронизана информационными технологиями, просто нельзя будет ощутить преимущества СOA. Для многих российских предприятий это, к сожалению, пока невозможно – не хватает уровня зрелости управления организацией".

При переходе на СОА предприятия сталкиваются с множеством сложностей. Василий Анфиногентов считает, что реальной проблемой может стать использование интеграционных технологий без внятного понимания того, зачем это делается. По его мнению, инициатива должна исходить от бизнес-подразделений, заинтересованных в реализации сквозных бизнес-процессов, ускорении операционной деятельности в компании и создании возможностей для быстрой "переналадки" существующих информационных систем. При этом реальный СОА-проект всегда должен иметь четкое бизнес-содержание, а не создаваться с единственной целью отчитаться о реализации подобной функциональности. "Причем в нашей практике наблюдался взрывоподобный рост заинтересованности в развитии СОА по мере того, как приходит понимание новых возможностей, открываемых за счет стандартизации интерфейсов", - отмечает Василий.

Андрей Коптелов называет основной сложностью при внедрении СОА отношение к подобным инновациям самого бизнеса: "Если ИТ- подразделения готовы к переходу на СОА, то бизнес часто смотрит на тему СОА c недоверием". Елена Лебедева считает, что наличие высококвалифицированных и уже имеющих опыт построения СОА кадров является одним из основных аргументов при принятии решения компании о переходе на СОА. При этом подобные специалисты должны быть как у интегратора, так и у самого заказчика. "СOA облегчает и ускоряет появление новых систем, – говорит Елена. – Но, в то же время, наличие большого количества систем  приводит к сложности управления данными в масштабе всего комплекса".

Александр Таранов в дополнение ко всему вышеперечисленному добавляет ряд чисто технических трудностей, связанных с тем, что при внедрении приходится переходить к асинхронным интерфейсам, вводить слой работы с метаинформацией, изживать излишнюю контекстную зависимость сервисов и т.п. Но одна из главных проблем, по его мнению, в том, что СОА -  это не технология, а система архитектурных принципов: "Даже очень правильную идеологию трудно продать бизнесу".

Говоря о выборе программной платформы, Василий Анфиногентов рекомендует обратить внимание на то, поддерживается ли она каким-либо крупным вендором и имеется ли наработанный опыт отраслевого применения: "Так, к примеру, СOA от Oracle является основой для вертикально-ориентированных решений на базе Application Integration Architecture. Также, важнейшим фактором успеха для СОА-проекта является наличие отработанной методики внедрения данной платформы и возможность привлечения к работе команды профессионалов, которые обладают опытом как применения такой методики, так и её адаптации. Просто наличие на рынке программного продукта, используемого при создании решения на базе архитектуры СОА, еще недостаточно".

Как показал опыт прошлых лет, по мере развития сервисной архитектуры в мире, отечественные компании также осваивают эту область, а поставщики и интеграторы дорабатывают свои решения в соответствии с ее требованиями. Будем надеяться, что и в этом случае мировой опыт, а также опыт уже реализованных в России проектов сыграет свою положительную роль, и в будущем отечественный ИТ-рынок ждет более активное практическое применение концепции СОА.

Максим Никитин / CNews

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS