Обзор подготовлен

версия для печати
Бизнес готов платить за наглядность и интерактивность

Бизнес готов платить за наглядность и интерактивность

Интерактивные возможности мультимедийных комплексов активно используются крупным бизнесом, повышая эффективность деятельности. Визуализация позволяет быстро выделить из массы информации нужные для принятия решения данные, что сильно экономит время.

Динамику спроса российского бизнеса на мультимедийные системы можно отслеживать преимущественно "на глаз" - аналитика от независимых агентств практически отсутствует, поэтому источниками информации служат данные участников рынка. "2011 год для мультимедийных систем стал прорывным. Объемы рынка выросли вдвое и, по нашим оценкам, достигли 130-150 млн" долл., – говорит директор департамента телекоммуникационных решений компании "Астерос" Валерий Соколюк. Годом ранее некоторые эксперты отмечали, что за направление аудиовизуального комплекса росло более чем в 3 раза.

По мнению Елены Новиковой, генерального директора компании Polymedia, динамика спроса на мультимедийные системы для переговорных за последние 12 месяцев выглядит не очень репрезентативно. Нагляднее всего можно оценить спрос на системы мультимедиа за последние 5 лет. "За этот период спрос значительно вырос, несмотря на влияние кризиса в 2009 году", – говорит Елена Новикова.

Рост выручки компании "Техносерв" от мультимедийных проектов в 2011 году составил более 60%. "Крупные компании, обладающие развитой сетевой инфраструктурой, задумаются об увеличении функционала ВКС и интеграции медиатехнологий с традиционными приложениями (корпоративная электронная почта, электронные каталоги, call-центр)",– рассказывает о тенденциях спроса заместитель технического директора интегратора "Техносерв" Артем Соколов.

По мнению Валерия Соколюка, растущий спрос на мультимедийные системы объясняется двумя причинами. Во-первых, многие производители мультимедийного оборудования переходят на ресурсосберегающие технологии. Их клиентами становятся компании, которые ратуют за экономический подход в бизнесе. К примеру, замена ламповых проекционных модулей на светодиодные позволяет заметно снизить стоимость энергопотребления, не теряя качества передачи информации. Во-вторых, меняются стандарты трансляции аудио- и видеосигналов, например аналоговые на цифровые, заменяются интерфейсы устройств. Если раньше стандартом, которому следовало большинство производителей видеоадаптеров, был VGA (Video Graphics Adapter), то сегодня это DVI, HDMI и даже Display Port. "В результате увеличивается качество сигнала и его разрешающая способность", – отмечает Валерий Соколюк. Кроме того, многие производители меняют технологии передачи сигналов, переходя наоптические имедные линии. Есть и третий драйвер роста спроса – распространение "умных" мобильных устройств, которые интегрируются в корпоративную ИТ-инфраструктуру, в том числе и в мультимедийные системы.

Переговоры и совещания

Самое распространенное направление использования мультимедийных комплексов - для организации совещаний или переговоров. Например, в конце 2010 года российское представительство компании Pfizer приняло решение о переезде в новый офис в бизнес-центре "Москва-Сити". Руководство компании хотело установить оборудование, которое позволило бы сотрудникам работать эффективнее. Особое внимание уделялось задаче улучшения представления информации и облегчения управления презентациями для больших и малых групп слушателей. От исполнителя требовалось разработать концепцию технического оснащения с учетом потребностей компании, планировки офиса и необходимости интеграции уже имеющегося оборудования."Рассмотрев множество вариантов, мы остановились на проекте, включающем, в числе прочего, установку интерактивной доски SMARTBoard и 24 интерактивных LCD панелей Flame", – рассказывает Сергей Синегубкин, менеджер по инфраструктуре и сервисам отдела бизнес-технологий компании Pfizer в России.

В результате были оснащены 33 переговорные комнаты, зона ресепшн и рекреация. В зонах ресепшн и рекреации инсталлированы дисплеи с системой распределения контента (информация о компании, новости Pfizer). В 23 переговорных установлены сенсорные multitouch-дисплеи (42 дюйма) Flame со встроенными динамиками и с функцией внесения графических комментариев и заметок поверх презентаций, документов, видео и сохранения всех корректировок в электронном виде. "Специально для Pfizer инженеры Polymedia разработали авторское решение – многофункциональную переговорную-трансформер, которая в зависимости от количества участников совещаний и решаемых задач может превращаться в три небольшие переговорные комнаты или один большой конференц-зал площадью 155 кв. метров, – рассказывает Елена Новикова. – Переговорная оснащена интерактивной доской SMART Board SB685, проекционными экранами и мультимедийными проекторами, профессиональной акустической системой с возможностью объединения и разведения звука, микрофонной системой".

Проект длился с марта по август 2011 года. Особого внимания потребовала стыковка нового оборудования с некоторыми ИТ-системами. "Возникла проблема подключения интерактивных LCD-панелей к используемым в компании компьютерам. На тестовых образцах интерактивных панелей подключение происходило без установки драйверов, однако поставленное в итоге оборудование потребовало установки драйверов на все компьютеры, что вызвало небольшую задержку сроков начала эксплуатации", – приводит пример Сергей Синегубкин. Вообще при использовании технологических новинок нередки случаи, когда оборудование дорабатывается производителем, и между моментом заказа и поставки в оборудовании происходят некоторые изменения.

Один из самых крупных проектов такого рода в прошлом году – внедрение мультимедийного комплекса в инвестиционной корпорации "Роснано". В силу специфики деятельности ее руководство регулярно проводит совещания и заседания с большим числом участников, часто с привлечением международных экспертов. Для удобства общения в прошлом году былоткрыт проект внедрения мультимедийного комплекса, построенного по принципу "все вижу, всех слышу, со всеми говорю".

Быдо внедрено 14 мультимедийных систем в конференц-зале, пресс-центре, залах заседаний правления и научно-технического совета. Системы образуют общий интегрированный контур. Возможен быстрый вывод изображений на встроенные в стол ЖК-панели, потолочные плазменные панели, напольные плазменные панели, выбор типа освещения и звукоподачи в залы. Причем потолочные плазменные панели опускаются и поворачиваются в разных направлениях, чтобы доставить визуальную информацию каждому участнику мероприятия. К системе синхронного перевода можно подключать проводных и беспроводных абонентов. Система ВКС интегрирована с системой документирования, что позволяет подключать удаленных участников к проводимым мероприятиям, записывать и архивировать их выступления.

В проекте использованы решения компаний Bosch, Clockaudio, AKG, Panasonic, Mitsubishi, Crestron, Christie, Extron, ElementOne, TV-One, Polycom, DBX, Crown, JBL. Централизованное управление реализовано на базе оборудования Crestron. Создана система интерактивной работы с презентационными материалами на платформе Microsoft Lync 2010. И докладчик, и участники могут пользоваться "указкой" и писать поверх слайдов на своих сенсорных мониторах. В конференц-зале построена видеостена, состоящая из видеокубов Christie Microtiles размером 6х1,5 метра (15х5 видеокубов, созданных по технологии LED). Проект реализован за 9 месяцев.

Наборы типовых мультимедийных решений

Помещение Оборудование Основные компоненты Сопутствующие услуги
Конференц-зал A, B, C, D, E, F A. Система звукоусиления

B. Система видеопроекции

C. Система документирования

D. Конференц-система

E. Система видеоконференции

F. Система синхронного перевода

G. Лингафонная система
Консалтинг,
обследование помещения,
разработка проекта,
поставка оборудования,
монтаж и наладка,
техническое сопровождение
Зал совещаний A, B, C, D, E, F
Ситуационный центр A, B, C, D, E
Кабинет руководителя A, B, E
Мобильный комплект
(мобильный конференц-зал)
A, B, D

Источник: "Стэл – Компьютерные Системы", 2012

"Удобство подачи презентационных материалов для всех участников, возможность интерактивной работы с ними, подключения удаленных участников к проводимым мероприятиям и синхронный перевод – для нас острая необходимость. Единый информационный мультимедийный комплекс позволяет проводить мероприятия на совершенно новом уровне. Это уже успели оценить наши высокопоставленные гости в рамках статусных мероприятий. Например, 66-я Госсекретарь США Кондолиза Райс во время встречи с правлением "Роснано", представители международной издательской компании NaturePublishihgGroup из 11 стран на встрече с нашим руководством, председатель Правительства РФ Владимир Путин во время совещания по итогам деятельности корпорации в 2007-2010 годах", – рассказал заместитель директора департамента безопасности "Роснано" Андрей Казачков.

Управление бизнесом

Постепенно задачи, для решения которых применяются мультимедийные комплексы, усложняются. В новом офисе ТНК-ВР вопрос организации эффективных коммуникаций был стратегическим. Поэтому одной из ключевых задач стало создание комплекса мультимедийных систем, который объединил 114 помещений, расположенных на 18 этажах здания. В комплекс вошли система отображения информации с LCD-панелями, звукоусиления, интегрированная система управления мультимедийным оборудованием. При необходимости видео, презентации и другую аудиовизуальную информацию можно выводить сразу на несколько экранов в разных помещениях.

Специфическим требованием заказчика стало создание центра визуального моделирования. "Это специальное помещение, оборудованное современным программно-аппаратным комплексом для решения геологических, геофизических и гидродинамических исследовательских задач нефтяной отрасли. Центр снабжен современным проекционным оборудованием, но ведущая роль отведена сплошному экрану размерами 6х2 м, специально произведенному для ТНК-ВР. На экран выводятся данные, поступающие из филиалов и предприятий нефтяной группы, в формате 3D с высоким разрешением", – рассказывает Роман Яковлев, руководитель программ департамента управления комплексными проектами компании "Астерос".

Как ни странно, самой большой трудностью проекта стала транспортировка экрана. "Это цельная стеклянная конструкция площадью 12 кв. метров. Экран делался на заказ в США, потом со множеством предосторожностей был привезен в Россию. Когда его наконец доставили к офисному зданию, оказалось, что ни в один дверной проем он не проходит. Встал вопрос о разборке фасада, вызове альпинистов и подъемного крана. Когда разобрали фасад, оказалось, что зазор между экраном и проемом в лучшем случае составляет по 2-3 см. Таким образом, альпинисты, крановщик провели ювелирную работу при большой парусности изделия на высоте около 50-ти метров", – рассказывает руководитель проекта Nordstar со стороны ТНК-ВР Татьяна Мохова.

Похоже, проблема доставки больших экранов для мультимедийных комплексов системная. "В одном из крупных ведомств плазменную панель из-за размеров пришлось затаскивать в кабинет руководителя с помощью крана через окно", – вспоминает Артем Соколов.

Окупаемость и перспективы

Стоимость подобных проектов велика, счет идет на миллионы долларов. Например, бюджет переезда ТНК-ВР составил 22 млн долл. В 2011 году много говорилось о создании ситуационного центра "Аэрофлота" стоимостью 2 млн долл. Проект выделается и сроками реализации (всего 7 месяцев), и масштабом, и организацией. Работа не повлияла на операционную деятельность предприятия, хотя требовалась интеграция множества систем.

Соответственно, сроки окупаемости исчисляются годами. Сейчас "Техносерв" разворачивает сеть ВКС для большинства отделений крупного российского банка из первой десятки. "ИТ-департамент банка убедил на цифрах руководство в том, что система окупится в ближайшие 2,5 года. Особенностью проекта является его интеграция с корпоративными сервисами (бронирование ресурсов, интеграция в корпоративный каталог)", – говорит Артем Соколов. По словам Сергея Синегубкина, большее количество и доступность презентационного оборудования, его интерактивность (можно работать с оборудованием и презентациями с помощью жестов или рисовать непосредственно на экране) на 30% увеличили время использования мультимедийной системы сотрудниками Pfizer в России. "Большинство вопросов, требующих обсуждения в группах, теперь решаются в среднем в 2 раза быстрее", – отмечает он.

Прозрачная оценка эффекта привлекает заказчиков. По оценке экспертов компании "Астерос", в ближайшие два-три года мультимедийный рынок в России будет расти приблизительно на 40% в год. "Объяснение простое – активно строятся новые офисы, ситуационные центры, спортивные объекты. Все они обязательно сопровождаются мультимедийными системами и оборудованием", – объясняет Валерий Соколюк.

Все чаще мультимедийные системы воспринимаются как продолжение коммуникаторов личного пользования. Распространение планшетов, смартфонов, активное использование их в работе привели к тому, что потребности в удобном интерактиве транслируются на офисные решения. "Пользователи ожидают от корпоративных продуктов того же уровня user experience, к которому они привыкли, используя современные смартфоны и другие "умные" устройства. Также от мультимедийных продуктов требуется все более глубокая интеграция с социальными сетями и облачными сервисами и высокий уровень информационной безопасности", – перечисляет тенденции Елена Новикова. По ее мнению, пока не существует интерактивного дисплея, удовлетворяющего этим потребностям корпоративного пользователя, а сама Polymedia разрабатывает свой продукт.

Мультимедийные технологии недешевы, но компании готовы вкладываться в заведомо выгодные решения, которые будут экономить не только их средства, но и время сотрудников. По мнению Артема Соколова, потенциальные клиенты - это все те, кто умеет хорошо считать деньги: банки, государственные структуры, федеральные компании, работающие на B2C рынке, транснациональные корпорации, а также компании, имеющие в своем активе так называемый home-office. Мультимедиа также привлекательны для организаций, выходящих на международные рынки.

Наталья Анищук / CNews

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS