T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

Comptek

Игорь Масленников: Попытки Минсвязи защитить обиженный на IP-операторов «Связьинвест» не дадут рынку ничего хорошего

Игорь Масленников 
Откровенные ответы на вопросы CNews.ru о ситуации на рынке IP-телефонии дал Игорь Масленников, директор по развитию бизнеса CompTek International,Inc.

CNews.ru: Каковы, по вашим оценкам, общая динамика и темпы роста российского рынка оборудования IP-телефонии? Какова, на ваш взгляд, сегодняшняя расстановка сил в этом секторе? Как известно, здесь доминируют крупные западные вендоры, есть ли шанс у российских производителей (например, у сборщиков IP-телефонов) потеснить их в этом секторе рынка?

Игорь Масленников: Рынок уверенно растет. И не только количественно, но и качественно: сейчас рынок оборудования IP-телефонии — это не просто рынок шлюзов IP-телефонии, как это было три года назад, но и рынок софтсвичей, рынок IP-PBX, рынок абонентских терминалов и много чего еще. Западные вендоры, действительно, доминируют, это Cisco Systems, прежде всего (безусловный лидер), при этом я не знаю ни одного крупного телекоммуникационного вендора, который не имел бы своих IP-телефонных решений. Шансов бороться с крупными западными производителями у российских компаний, на мой взгляд, нет никаких — такая борьба просто невозможна в условиях отсутствия в России технологической базы для современных исследований и производства в области телекоммуникаций, культуры организации этого бизнеса. Но при этом, совершенно точно у российских предприятий есть очень хороший шанс добиться серьезных успехов в области «придумывания» новых решений, продуктов, услуг и продажи их в любом виде (патентов, прототипов, готовых продуктов) на российском и мировых рынках, причем не только западных. Прецеденты такие есть. Ведь нынче любой продукт, особенно в области телекоммуникаций является все более и более результатом труда программистов — концентрированным интеллектом, а этот ресурс у нас пока еще есть.

CNews.ru: Оборудование какого из производителей, представляемых вами на российском рынке, пользуется наибольшей популярностью среди VoIP-операторов? Отличается ли коренным образом однотипное оборудование от разных производителей? Какова, в целом, товарная и ценовая структура спроса?

Игорь Масленников: Безусловно — Cisco Systems. Это компания, которая всю свою жизнь очень последовательно, умно и настойчиво продвигает IP-технологии, и в области IP-телефонии сейчас — ее время. Однотипное оборудование от разных производителей отличается тем, что зачастую оно либо не совместимо вообще (что сейчас редкость, впрочем), либо функциональность гетерогенного решения, построенного на продуктах разных производителей оказывается заметно меньше, чем однородного, когда в сети все устройства — одного производителя. Структура спроса по обороту сейчас такова — больше всего продается операторских шлюзов, затем следуют корпоративные шлюзы и голосовые модули, затем — системы корпоративной IP-телефонии класса IP-PBX (включая IP-телефоны и прочие элементы IP-телефонной инфраструктуры), затем — биллинг, затем — софтсвичи, затем — мелкие абонентские устройства.

CNews.ru: В последнее время распространяются слухи, что Минсвязи планирует ввести лицензии на передачу голосовых данных по IP-сетям. Насколько это реально, на ваш взгляд и каким образом это может отразиться на бизнесе вашей компании и на рынке IP-телефонии в целом? Имеет ли какое-то отношение к подготовке такого рода материалов Рабочая группа по интернет-телефонии при АДЭ, созданная под руководством вашей компании?

Игорь Масленников: Я не слышал о таких планах Минсвязи (на самом деле нынешняя ситуация с государственным регулированием IP-телефонии в России именно так и выглядит — IP-телефония лицензируется как услуги речевой связи телематической службы передачи речевой информации, без права организаций поверх IP межстанционных соединений), хотя в общем, известные мне намерения Минсвязи носят, отчасти, характер «борьбы с перекосом и несправедливостью», где в роли несправедливо обиженных IP-телефонией выступают предприятия Связьинвеста — Ростелеком, прежде всего, и Электросвязи. Ничего хорошего из этого выйти не может ни для рынка IP-телефонии, ни для телекоммуникационного рынка в целом. Рабочая группа АДЭ никакого отношения к подготовке таких материалов не имеет, и занимается в настоящее время подготовкой, по заданию Минсвязи, РД по нормированию параметров качества услуг в сетях IP-телефонии.

CNews.ru: Насколько распространено лицензирование услуг VoIP в других странах мира?

Игорь Масленников: Все страны в вопросе регулирования рынка IP-телефонии можно разделить на три группы. В развитых странах, как правило, никаких ограничений на предоставление этих услуг нет, и лицензирования нет тоже. В ряде стран, как правило развивающихся, IP-телефония либо запрещена совсем, либо сильно ограничена. И в остальных странах она лицензируется на более-менее простых условиях. Причем количество стран, в которых IP-телефония не регулируется вовсе или слабо регулируется, постоянно растет — недавно, например IP-телефонию разрешили в Аргентине, скоро разрешат в Бразилии, пару лет назад разрешили в Китае. Практически все крупные национальные телефонные операторы сталкиваются сейчас с тем, что предложений на обмен/терминацию телефонного трафика по IP они сейчас получают больше, чем по традиционной схеме, и эта тенденция прогрессирует — если так пойдет и дальше, то через какое-то время обмениваться TDM'овским трафиком будет просто не с кем. Поэтому национальные администрации связи стран, в которых IP-телефония была поначалу под запретом, и разрешают ее сейчас. Хотя попытки «разобраться» с IP-телефонией со стороны традиционных связистов случались и будут случаться: даже в США сейчас развивается очередная такая история в рамках FCC по названием «VoIP Numbering Issues».

CNews.ru: В чем, на ваш взгляд, заключается специфика российского рынка IP-телефонии по сравнению с другими странами? Какие барьеры препятствуют сегодня развитию этого направления в нашей стране?

Игорь Масленников: Я не вижу особой специфики — все как у людей (улыбается). Хорошо, что Россия, в смысле государственного регулирования IP-телефонии, пошла по пути цивилизованных стран, а не стран третьего мира, таких как Ливия или Марокко. Плохо же то, что сетевая инфраструктура по стране развита недостаточно, широкополосный доступ — проблема, сегодня есть несколько крупных современных магистральных сетей, но с уровнем доступа — «последней милей» — просто беда, там где есть техническая возможность для массового подключения по, например, ADSL, как в Москве — там на порядок выше тарифы, по сравнению с Западом, и платежеспособного спроса при таких тарифах — нет, а в регионах, как правило и технической возможности-то нет. Вопрос повсеместного распространения IP-телефонии, как впрочем и любых других IP-сервисов — это сегодня вопрос только широкополосного доступа. Кстати, в последнее время обозначилась тенденция, что именно VoIP сервисы становятся основным «двигателем» дальнейшего развития широкополосного доступа в развитых странах.

CNews.ru: В чем заключаются особенности партнерской стратегии CompTek, чем именно она отличается от стратегий ваших конкурентов?

Игорь Масленников: Особенности партнерской стратегии CompTek лучше всего выражает наш старинный девиз — «Мы не конкурируем со своими партнерами». На практике это означает, что партнеры CompTek'а используют наши ресурсы — технические, инженерные, образовательные для усиления своих позиций, особенно если речь идет о тех направлениях, в которых CompTek специализируется — IP-телефония, беспроводные сети, телефонная интеграция, Call-центры. Связка CompTek/партнер CompTek'а часто оказывается чрезвычайно эффективной, поскольку партнеры CompTek владеют ситуацией у заказчиков, а CompTek обеспечивает высокий уровень реализации проектов и конкурентные цены. С другой стороны, среди партнеров CompTek много операторов связи, в том числе — провайдеров IP-телефонии разного масштаба. Им удобно работать с CompTek'ом потому что CompTek предлагает им ровно то, что им нужно в данный момент — и технологически, и организационно, и финансово. Более того, мы часто имеем дело с людьми, которые только начинают свой IP-телефонный бизнес, не имея вообще никакого опята работы в телекоммуникациях — с ними мы проводим полный цикл работ, начиная с консалтинга и обучения, продажи комплексного решения, через этап установки узлов связи или строительства сети «под ключ», и заканчивая договором на техническое сопровождение и поддержку сети в дальнейшем — своеобразный outsourcing. Это выгодно всем — партнеры экономят свои ресурсы, а CompTek, за счет концентрации ресурсов, эффективно решает технические и организационные задачи.

CNews.ru: Каким вы видите будущее российской IP-телефонии? По некоторым оценкам, в нашей стране этот рынок будет расти более высокими темпами, чем западных странах — насколько это реально, на ваш взгляд?

Игорь Масленников: На мой взгляд, это нереально, не будет наш ранок IP-телефонии расти быстрее, чем на Западе. Причина — как раз в слабой развитости у нас широкополосного доступа. Счет широкополосным подключениям (ADSL, сети КТВ, Ethernet) в развитых странах уже идет на миллионы и десятки миллионов, а у нас — на тысячи! То есть разница — не в разы даже, а на несколько порядков. Вот это и определяет темпы развития IP-телефонии — без развитости IP-инфраструктуры говорить о развитости IP-сервисов не приходится. В то же время, безусловно, развиваться IP-телефония в России обязательно будет, и довольно быстро — сейчас просто реально нет никакого другого магистрального направления развития мировых телекоммуникаций, кроме IP, к тому же — эта самая неразвитость телекоммуникаций в России может, в принципе, ускорить темы внедрения IP-решений, за счет отсутствия альтернатив. Главное — не мешать. Вспомним историю развития сотовой связи в России — Минсвязи ведь не вкладывало денег в строительство сотовых сетей, просто не мешало (до некоторой степени) им развиваться — в результате в ряде регионов России число сотовых телефонов уже сегодня больше, чем стационарных. И тут то же самое — связисты должны научится рассматривать IP-телефонию не как угрозу, а как opportunity (возможность, Прим. Ред.), как повод для внедрения IP-технологий в свою практику, как способ повышения эффективности и доходности своего бизнеса. По моему глубокому убеждению, другого пути сегодня нет.

CNews.ru: Спасибо.

Добавить в Избранное

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS