T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

Mera Network

Константин Никашов: Через два года мы не узнаем рынок IP-телефонии в России

Константин Никашов 
Константин Никашов, вице-президент по развитию бизнеса нижегородской компании «MERA Networks», производителя решений и оборудования в области VoIP, в интервью CNews.ru поделился своим видением того, что сейчас происходит в области VoIP в мире и в России, используя опыт и впечатления от участия в международных выставках по IP-телефонии -VoDSL 2002 в Париже, Spring VON 2002 в Сиэтл, США, VoIP China 2002 в Пекине, VON Europe 2002 в Хельсинки, Expocomm Argentina 2002 в Буэнос-Айресе и Expocomm Canada Communications 2002 в Торонто.

Cnews.ru: Как вы оценивает текущее состояние российского рынка IP-телефонии — его темпы роста, объем?

Константин Никашов: Я думаю, что расцвет рынка наступит не раньше, чем года через два — в лучшем случае. На рынке наблюдалась такая ситуация: тарифы на междугороднюю связь у нас в стране достаточно высокие. Причем если посмотреть на специфику, то в относительном масштабе цен получается, что некоторые тарифы на звонки из России за рубеж ниже, чем внутренние по России. Соответственно, появилось много компаний, которые последние года полтора-два представляют услуги IP-телефонии по карточкам. То есть они уже появились, и своего рода первый слой рынка каким-то образом захватили. На самом деле, сейчас ситуация в данном секторе рынка кардинальным образом меняется из-за того, что изменяется сам интернет. Никто, наверное, сейчас еще не задумывается о том, что за последние два года в интернете произошла своеобразная «ползучая» революция: если еще два года назад у всех были открытые IP-адреса, то сейчас, по моим оценкам, процентов 80 абонентов находятся за всевозможными файерволлами, NASами и прочими устройствами, которые отгораживают их внутреннюю сеть от интернета и, соответственно, системы корпоративной IP-телефонии в традиционном их понимаю не работают в такой структуре, и каких-то свежих, коммерчески готовых решений пока еще нету. Более того, те небольшие операторы, которые начали предоставлять услуги IP-телефонии, столкнулись с другой проблемой: их стало много, и им всем надо как-то взаимодействовать, а каких-то системных решений, достаточно распространенных, сейчас пока еще нет. Собственно, тот товар, который мы предлагаем на рынке, сегодня самый популярный в нашей стране — по моим оценкам, учитывая нелегальные копии, процентов 60 от софтсвичей в России поставляем мы. Мы поддерживаем обратную связь с операторами, и по их отзывам видно, что происходит сдвиг от того, чтобы предоставлять услуги телефонии через телефон-автомат или собственный телефон абонента; все хотят предоставлять более продвинутые услуги, которые бы уже конкурировали с традиционными операторами. Таким образом, с одной стороны, виден интерес компаний, которые продвигают эти услуги, а с другой стороны — подготовка компаний, у которых уже есть высокоскоростной доступ к интернету, кардинально меняет рынок IP-телефонии. Я думаю, года через два мы его не узнаем, а пока он маленький. По нашим оценкам, за ближайшие два года при существующем положении мы хотим продать в России на общем рынке софтсвичей продукции не более чем на $2 млн.

Cnews.ru: Продукция вашей компании рассчитана, в первую очередь, на российский рынок, или же офшорное программирование тоже занимает важное место в вашем бизнесе?

Константин Никашов: Наша компания исторически имеет российские корни и достаточно старая по российским меркам — мы образовались в 1987 году и вначале занимались, в основном, разработкой программного и аппаратного обеспечения. Офшорным программированием мы занялись в 1993 году, когда появился интерес западных заказчиков к России не только как к экзотике, но и как к потенциальным партнерам для бизнеса. В том же году мы стали работать на компанию Nortel Networks, и до сих пор успешно с ними сотрудничаем — у нас около 160 программистов работают на Nortel. С ними же мы впервые это слово — IP-телефония — услышали, где-то в 1995 году. В 1999 году мы выделили отдельное направление компании, которое занимается исключительно продукцией, направленной на IP-телефонию. Где-то 50% наших продаж сейчас происходят в России и странах СНГ — немало покупают страны Балтии, Казахстан и другие, в силу, видимо, исторической тяги к российским производителям — и язык один и тот же, и легче работать с российскими менеджерами, чем с западными.

Cnews.ru: И, наверное, дешевле?

Константин Никашов: Я бы не сказал, что дешевле. Мы сейчас отслеживаем конкурентную ситуацию на рынке, и цены мы держим примерно на том же уровне, что и американские производители, потому что продукт у нас, я считаю, более высокого качества. В мире интернета вообще отсутствует понятие расстояния, стран, и по IP-адресу большинство людей не смогут определить, откуда же пришло сообщение. А за рубежом у нас, в основном, продажи происходят в Юго-Восточной Азии — это Сингапур, Китай, Япония, Корея (мы очень тесно работаем с компанией Samsung на корейском рынке), а также в Латинской Америке. Там существует очень большой интерес к IP-телефонии. Дело в том, что в некоторых странах существовали легальные барьеры, когда запрещали предоставлять услуги IP-телефонии, а за последние месяца четыре эти барьеры во многих странах — в частности, в Аргентине, Бразилии, Индии — сняты. Естественно, после там происходит бум, появляются новые операторы, люди хотят заниматься новым бизнесом, и они не настолько связаны обязательствами со своими постоянными поставщиками, поскольку их просто еще нет.

Cnews.ru: В последнее время распространяются слухи, что Минсвязи планирует ввести лицензии на передачу голосовых данных по IP-сетям. Насколько это реально, на Ваш взгляд?

Константин Никашов: Я думаю, такие лицензии введут. Такие вопросы поднимаются периодически не только в России, но и во многих странах, с которыми мы работаем, в США, к примеру. Попытки введения лицензий предпринимаются и лоббируются традиционными операторами, потому что IP-телефония воспринимается обычными операторами как демпинг. Цена на международные и междугородние звонки упала — скажем, когда мы начинали работать с США в 1995 году, цена одной минуты звонка в эту страну достигала $5. Сейчас же стоимость звонков из США в Россию через традиционных операторов упала приблизительно до 20 центов, если приобрести хороший тарифный план. Естественно, что обычные операторы пытаются какими-то демонстративными рычагами защитить свои прибыли, но я не думаю, что у них это получится, в силу многих причин. Во-первых, как я уже говорил, корпоративная телефония вообще с трудом подпадает под лицензирование, потому что это внутренний продукт. Что же касается операторов, которые предоставляют VoIP-услуги по телефонным картам, то здесь получится такая ситуация — если вдруг какая-то страна начнет очень сильно «прижимать» IP-телефонию, все равно бизнес найдет способ, как это обойти. Аналогичная ситуация развивается сейчас на наших глазах на Украине: бывшая государственная монополия «Укртелеком» ввела очень жесткие ограничения на услуги IP-телефонии, и с VoIP-операторов взимаются огромные суммы за подключение, за право пропуска трафика и т.п. Но, тем не менее, за те два месяца, которые прошли с момента введения ограничений, обходные пути нашлись и бизнес восстановился. Поэтому я не думаю, что административными запретами это можно как-то ограничить. А лицензирование, в принципе, нужно, поскольку VoIP-услуги рассчитаны на массового пользователя, и все равно за их качеством и безопасностью должно будет следить государство — придется применить к IP-телефонии СОРМ и контролировать ее на легальной основе. В конце концов, и те компании, которые занимаются IP-телефонией, традиционные операторы, государство, все равно выработают рано или поздно какой-нибудь законодательный акт, который на бизнес не будет влиять, а какой-то порядок внесет. Но это мой взгляд оптимиста.

Cnews.ru: Значит, рынку IP-телефонии, и, в частности, тем мелким операторам, которых с каждым днем становится все больше, ничего не угрожает?

Константин Никашов: Безусловно, какую-то часть игроков этого рынка политика лицензирования откинет, но, скорее всего, это будет выражаться как повышение барьеров вхождения на рынок. У больших операторов уже сейчас есть лицензии не только на телематику, но и на голосовую связь. Поэтому какую-то часть операторов это вообще не затронет. Затронет это, в основном, небольших операторов, которые только-только начали работать, но я думаю, что рынок не сильно от этого пострадает, а операторы все равно найдут какие-то способы, чтобы получить эти лицензии.

Cnews.ru: И на разработчиках — таких компаниях, как ваша. — это не скажется?

Константин Никашов: На разработчиках это, вероятно, скажется каким-то образом, поскольку основными нашими клиентами сейчас все равно являются мелкие и средние компании IP-телефонии.

Маленькие компании, которые развиваются более динамично, на данный момент охотнее покупают наш товар. С большими же компаниями, с одной стороны, сложнее работать, но, с другой стороны, от них поступает больший объем заказов. Мы сейчас работаем и с «Голден Телеком», и с другими крупными компаниями, сейчас пытаемся наладить контакт с «Транстелекомом». Большие компании тоже испытывают необходимость в организации целостной сети, которая представляла бы собой централизованные, хорошо управляемые и с хорошим биллингом узлы, для чего и используются софтсвичи. Но в секторе крупных корпоративных клиентов у нас возникают уже другие конкуренты: системы крупного масштаба производят и большие компании — Cisco Systems и другие. Здесь мы пытаемся конкурировать по цене — мы можем объективно выставлять стоимость на свои продукты, поскольку у нас расходы на разработку ниже, чем у конкурентов. Мы предлагаем более конкурентную цену, пытаемся работать. Недавно установили для опытной эксплуатации наши версии в отделение AT&T в Аргентине, и достаточно успешно у них там все продвигается.

Cnews.ru: Насколько жесткой, все-таки, является конкуренция в вашем секторе рынка?

Константин Никашов: Мы не сильно пока ее ощущаем, хотя, к примеру, на ежегодной конференции по IP-телефонии, которую в конце ноября проводит Comptek, будут представлены еще примерно восемь компаний, которые производят аналогичную продукцию. Наше конкурентное преимущество — то, что у нас уже накоплена достаточно большая база клиентов по России, которые попробовали наши продукты. Я так думаю, что большинство операторов уже пользуются либо купленной у нас версией, либо взломанной и ворованной у нас же, либо опробовали уже ту демонстрацию, которую можно загрузить с нашего веб-сайта. Сильной конкуренции пока нету, хотя она обязательно появится, я думаю, через полгода, и никак не раньше, потому что у софтверных продуктов очень длинный период стабилизации: после того, как выпущен первый релиз, уходит как минимум полгода на то, чтобы он реально заработал. Это вызвано тем, что оборудование сложное, протоколы сложные, технических проблем тоже очень много, как осуществлять продажи в России — тоже отдельный совершенно разговор. У нас не то чтобы платят неохотно, но возникает много разных сложностей, связанных и с тем, что отсутствует культура использования лицензионного программного обеспечения. В других странах это принято решать несколько по-другому, и с ними потому легче работать.

Cnews.ru: Как скоро, на ваш взгляд, услуги IP-телефонии станут в России по-настоящему «народными»?

Константин Никашов: Эти услуги не стали еще по-настоящему распространенными по многим причинам. Во-первых, этому препятствует плохой маркетинг этих услуг. IP-телефония, если немного углубиться в историю, изначально зародилась в США как массовая услуга: большое количество эмигрантов из Мексики уезжало в Калифорнию, в Техасс, в южные штаты, как правило, с целью что-то там заработать, и им хотелось периодически звонить на родину, делиться своими успехами и обсуждать последние новости. Соответственно, появились компании, которые работали прямо внутри этой эмиграции и предлагали услуги дешевой связи. В России происходит то же самое — насколько я знаю, существует очень большой трафик на Вьетнам, выходцев откуда уже достаточно много в нашей стране, и они тоже хотят звонить по более низким тарифам, чем предлагают традиционные операторы. У нас, конечно, наблюдалось некоторое затишье в бизнесе после кризиса 1998 года, это особенно было заметно в аэропортах — ими пользовались гораздо меньше людей, чем в других странах. Но сейчас бизнес развивается, и чем больше людей будут перемещаться по стране, тем более востребованной будет услуга IP-телефонии, ведь карточка IP-телефонии дома, по сути, не очень-то и нужна, там и традиционных операторов вполне хватает, и тарифы у них не намного выше. Недоверие у рядовых абонентов вызывает еще и то, что в России не все IP-телефонные карты соответствуют обещанным стандартам -где-то присутствует цена за соединение, качество связи может быть у каких-то операторов ниже и т.д. Действительно, количество пользователей IP-телефонных карт в России невелико, так как рынок пока маленький, мало компаний посылают своих сотрудников в командировки и испытывают потребность связываться с ними в других городах. Я думаю, что в России большие перспективы существуют для корпоративных сетей IP-телефонии. Уже сейчас могу сказать, глядя на своих конкурентов, что у многих компаний существуют отделения в нескольких крупных городах, и они как раз и нуждаются в такого рода услугах, даже не с точки зрения удешевления, хотя любая корпорация должна деньги экономить, а, скорее, с точки зрения мобильности и удобства. Я думаю, что в России, в силу того, что рынок высокоскоростного интернета еще мало развит, но компании, тем не менее, его покупают, то корпоративные сети также будут развиваться высокими темпами. Кстати, это оценка очень тесно совпадает с мнением наших коллег из компании Samsung, с которыми мы сейчас очень тесно работаем по продвижению так называемой идеи IP-телефонной системы — это маленькая телефонная станция, которая устанавливается в офисе и обеспечивает весь персонал внутренней телефонией, а также позволяет соединяться с другими аналогичными станциями в любой точке интернета. Как мне кажется, рынок таких систем у нас скорее получит распространение, чем карточные системы. Использование карточек равно, даже в силу особенностей нашей сети, часто затруднено — не везде можно найти уличный телефон-автомат, который можно переключить в режим тонального набора. Если же пропускать такие звонки через оператора, то никакого смысла IP-телефония не имеет, потому что расходы на оператора превышают ту прибыль, которую можно получить на разнице между тарифами.

Cnews.ru: Вы сознательно делаете в своем бизнесе ставку на корпоративную IP-телефонию?

Константин Никашов: Вообще-то в начале мы не уделяли особо пристальное внимание именно IP-телефонии, и, может быть, именно поэтому она у нас так успешно развилась. Сначала мы делали лишь то, что требовали от нас «железные» клиенты. При первых инсталляциях мы даже не очень осознавали, какой продукт мы изготавливаем. Дело в том, что наша компания входит в холдинг из трех компаний. Сейчас это уже не столь крепкое объединение, как было в начале, но тогда наши партнеры по холдингу — компания «Агентство деловой связи», которая предоставляет услуги обычной телефонии, и компания «Коммерческие информационные сети», интернет-провайдер, — требовали от нас какие-то необходимые для своей деятельности вещи, и постепенно у нас получился продукт, который очень четко попадает в диапазон требований регионального или небольшого и среднего операторов IP-телефонии. То же самое получается и с корпоративными системами — мы сейчас работаем как с компаниями-заказчиками, получая от них отзывы о нашем продукте, так и с поставщиками VoIP-оборудования, поэтому первый созданный нами продукт, который мы сейчас будем презентовать на конференции Comptek, сформировался под требования рынка. Дело в том, что сейчас сформулировать какие-то четкие требования к такому ПО достаточно тяжело — еще никто из менеджмента даже не готов обсуждать эту тему. Мы сделали уже предварительную презентацию нашего нового продукта на семинаре Samsung, где было порядка 50 компаний, которые покупают VoIP-оборудование Samsung, и он вызвал очень живой интерес. Сейчас вместе с коллегами из Samsung мы дорабатываем это программное решение до какого-то финального релиза, а с декабря, наверное, уже начнем его опытную эксплуатацию в разных компаниях, посмотрим, что из этого получится.

Cnews.ru: И, в заключение, каковы же в целом перспективы развития рынка IP-телефонии в России и в мире?

Константин Никашов: IP-телефония, безусловно, очень перспективное направление, однако не стоит ожидать от него каких-то революционных изменений в ближайшие пару лет. Во-первых, это связано с общим состоянием рынка, где наблюдается кризис в ИТ-секторе, и очень многие разработки были заморожены, это вылилось в кризис телекома, но не в России, правда. Потому быстрого какого-то изменения ситуации на рынке мы не предвидим. Но то, что будет постоянный сдвиг в область IP-телефонии, и через два года мы совершенно не узнаем этот мир, — вполне очевидно. Ситуация на рынке хорошая, перспективы у этого направления большие, причем не только в России; как мы видим по темпам роста своих крупных клиентов, во многих странах сейчас наблюдается бурное достаточно развитие этого сектора, в некоторых идет бурное развитие домашних систем IP-телефонии. Например, в США уже можно купить домашний телефон не у телефонной компании, а у компании IP-телефонии: они через линию DSL или кабельного интернета ставят обычный городской телефон с хорошими тарифами.

Cnews.ru: Но ведь оборудование для IP-телефонии гораздо дороже обычного?

Константин Никашов: Оборудование достаточно дорогое, но, насколько видно по отраслевым выставкам, сейчас очень много компаний из Китая, Тайваня, Кореи предлагают очень конкурентоспособные цены на него. Добавлю, что и наша компания в 1999 году разработала свой IP-телефон, и в ту пору его цена для конечного пользователя была $200. Но мы не смогли конкурировать с Cisco, которая в то время купила компанию Comodo Systems, выпускающую аналогичный продукт и с которой мы тогда очень активно тогда сотрудничали. Если бы был серьезный объем продаж, то по состоянию этой нашей разработки мы могли бы сейчас, наверное, снизить цену где-то до $50, что сравнимо со стоимостью обычного телефона.

Cnews.ru: Вы считаете, что в России домашние системы IP-телефонии были бы востребованными?

Константин Никашов: Безусловно. Мы обсуждали этот вопрос со многими компаниями-системными интеграторами в Москве: здесь существует немало новостроек, еще не охваченных телефонией. У альтернативных же операторов достаточно высокие цены, потому что они все-таки используют дорогостоящее традиционное оборудование, кроме того, стоимость развертывания сети тоже достаточно велика. Если бы какой-то из операторов начал предоставлять те же самые услуги на базе IP-телефонии, они могли бы охватить все новостройки, предлагая те же тарифы, что и у городской сети, и иметь дополнительную прибыль на междугороднем трафике и звонках на сотовые телефоны. Операторов сейчас сдерживает то, нет готового целостного решения, которое можно купить у одной компании. Рынок IP-телефонии постепенно формируется, и я думаю, что он, особенно в корпоративном сегменте, потеснит очень сильно традиционных операторов, тем более, что в России пока очень мало компаний, которые подключили свои офисные телефонные станции по нормальным протоколам и интерфейсам к традиционным операторам, и поэтому сейчас перед ними встанет выбор — к кому же пойти, к традиционным операторам или к операторам IP-телефонии. Я думаю, они выберут IP. Это подтверждается государственными программами многих стран, в частности, в Корее есть государственная программа, согласно которой в течении следующих нескольких лет вся телефония в стране будет переведена на IP. В России же, поскольку инфраструктура бизнеса только-только начинает формироваться и нет привязки к традиционным операторам, IP-телефония может вырасти быстрее, чем в развитых странах — может быть, не так быстро, как в Корее, но явно быстрее, чем, скажем, в США.

Cnews.ru: Спасибо.

Добавить в Избранное

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS