T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

ЗАО «Корпорация ОСС»

Илья Забродоцкий: Нужно совместными усилиями подготовить руководящий документ, который дал бы участникам рынка IP-телефонии возможность нормально работать и развиваться

Илья Забродоцкий 
Генеральный директор ЗАО «Корпорация ОСС» Илья Юрьевич Забродоцкий в интервью CNews.ru дал свои оценки текущего состояния российского рынка IP-телефонии, рассказал о его проблемах и перспективах, а также о тех услугах и партнерских программах, которые предлагает его компания.

CNews.ru: Как вы оцениваете сегодняшнее состояние российского рынка IP-телефонии — его объем, темпы роста?

Илья Забродоцкий: Выступая недавно на очень представительном инвестиционном форуме, на котором присутствовало множество аналитиков телекоммуникационного рынка, а также директоров предприятий связи, я задал аудитории вопрос: «Как, по вашему мнению, соотносится трафик Российских традиционных операторов и сетей IP-телефонии? » В качестве примера я взял традиционного оператора OAO «Электросвязь» Приморского края (по доходам занимающего 13-е место среди других 90 электросвязей в России, с телефонной емкостью 500 тыс. номеров и 5765 человек персонала, работающего в регионе с населением 2,5 миллиона человек) и оператора IP-телефонии ЗАО «Корпорация ОСС» (частная компания с 65 человек персонала, где проект по IP-телефонии стартовал в конце 1999 г.). Вопрос полностью звучал таким образом: «Во сколько раз исходящий междугородний + международный трафик ОАО «Электросвязь» больше, чем у молодого оператора IP-телефонии ЗАО «Корпорация ОСС»? Были предложены следующие варианты ответов: в 10000 раз, в 1000 раз, в 100 раз, в 10 раз и примерно одинаковый.

95% аудитории выбрало один из трех первых ответов: в 10.000, 1.000 или 100 раз меньше. На самом деле, трафик этих операторов примерно одинаковый: 23.000.000 минут/месяц и 25.000.000 минут/месяц соответственно. Таким образом, оператор IP-телефонии ЗАО «Корпорация ОСС» вполне сопоставима по объемам трафика с крупнейшими традиционными операторами связи. Однако подавляющее большинство руководителей телекоммуникационных компаний и аналитиков рынка до сих пор считают, что IP-телефония — это несерьезно.

Я считаю, что для российской IP-телефонии основное событие 2002 года — превращение в индустрию. Операторы IP-телефонии и операторы традиционной телефонии стали вполне сравнимы по объемам трафика.

Началом развития рынка IP-телефонии в России принято считать лето 1999 года, когда Министерство связи приняло решение о начале выдачи лицензий. На тот момент, условно назовем его «детство», на рынке уже присутствовало несколько операторов, предлагающих IP-телефонию. Однако качество услуг оставляло желать лучшего. Оборудование различных производителей было несовместимо между собой. Состояние рынка IP-телефонии сегодня можно охарактеризовать как подростковый период — большинство вопросов качества передачи голоса и совместимости оборудования решены, но технология пока не стала массовой. По нашим оценкам, не более 5% населения Москвы, и не более 2% населения России пользуются услугами IP-телефонии. Однако динамика роста трафика показывает, что в ближайшие 1–2 года проникновение технологии превысит критический порог и услуга станет по настоящему массовой.

Что касается наших оценок: суммарный исходящий международный трафик всех операторов IP-телефонии составляет 30.000.000 минут/месяц, входящий международный трафик -35.000.000 минут/месяц, внутрироссийский трафик — 120.000.000 минут/месяц.

CNews.ru: Что, на ваш взгляд, мешает сегодня развитию рынка IP-телефонии в России- законодательные барьеры, экстенсивные методы ведения бизнеса или что-то другое?

Илья Забродоцкий: В 1999 году Министерство Связи приняло решение о начале выдачи лицензий на ТСПРИ. Простота процедуры и дешевизна лицензии поначалу были благом и служили стимулом развития технологии и рынка. В настоящее время фактически не существует барьеров для входа на операторский рынок — достаточно суммы в $40 тыс. долларов. Результатом стало появление большого количества небольших операторов, ценовые войны на еще не освоенном рынке, а также никем не контролируемое качество услуг, которое часто бывает неудовлетворительным и дискредитирует технологию в целом.

По моему мнению, сегодня уже необходимо ввести более жесткие требования к компаниям, желающим получить лицензию. За те несколько лет, которые ЗАО «Корпорация ОСС» занимается IP-телефонией, мы видели многих людей, имеющих $20–50 тыс. и желающих начать предоставлять услуги IP-телефонии, не имея ни малейшего представления об отрасли связи в общем и о технологии IP-телефонии в частности. Эти энтузиасты получали лицензии и, с горем пополам, начинали вести свой бизнес. В большинстве случаев, через полгода-год эти компании закрывались.

Также я считаю, что уже назрела необходимость законодательно ввести нормирование качества в сетях IP-телефонии. В этом случае операторы, поддерживающие в своих сетях QoS (качество сервиса), получили бы конкурентное преимущество, а в выигрыше оказался бы потребитель. В настоящее время АДЭ по поручению Министерства Связи разрабатывает руководящий документ по качеству в сетях IP-телефонии. Я думаю, что все участники рынка, заинтересованные в подготовке РД по нормированию качества услуг в сетях IP-телефонии, должны посетить форум по подготовке этого документа, ознакомиться с имеющимися материалами и внести свои комментарии и предложения. Форум находится на сайте АДЭ, далее «Рабочие Группы» — «IP-телефония» — «Обсуждение». Давайте постараемся совместными усилиями подготовить документ, который дал бы нам самим возможность нормально работать и развиваться.

CNews.ru: Насколько жесткой, на ваш взгляд, является конкурентная борьба между сетями IP-телефонии?

 OCC
Илья Забродоцкий: Если зайти в любой московский салон связи, можно увидеть множество различных карт доступа к услугам IP-телефонии — начиная от известных игроков — «ОСС», «Зебра», «МТУ», «Совинтел» и т.д. и заканчивая картами небольших операторов. Операторы наперебой снижают цены на звонки во все страны мира, проводят маркетинговые акции со скидками, разыгрывают призы. Создается впечатление, что рынок очень конкурентный и перенасыщенный: в Москве более 200 операторов IP-телефонии, в продаже — более 150 видов карт IP-телефонии. Операторы соревнуются друг с другом в скорости снижения тарифов: например, стоимость минуты разговора с дальними зонами России за 1 год уменьшилась в 2 раза с 20 — 25 до 8 -14 центов.

Однако «Корпорация ОСС» силами студентов ВУЗов провела опрос населения Москвы в возрасте 20–50 лет на предмет знания и использования IP-телефонных карт. Выборка осуществлялась случайным образом и составила 3000 человек. Оказалось, что только около 5% респондентов пользуются картами IP-телефонии. Только 7% примерно представляют себе, какие выгоды это дает. 52% респондентов на вопрос: «Согласны ли вы звонить по межгороду в 2 раза дешевле, если для этого необходимо будет купить карту IP-телефонии, и вместо восьмерки набирать 14 цифр?» ответили положительно.

Отсюда напрашиваются такие выводы: проникновение технологии на розничном рынке совсем невелико — не более 5%. Основная масса населения просто не знает о том, какие выгоды дает использование IP-телефонии. Все операторы делят между собой 5% пользователей. В настоящее время на розничном рынке складывается парадоксальная ситуация — рынок еще не освоен, однако идут ценовые войны.

 
В свете вышеприведенных данных представляется целесообразным создать некоммерческую ассоциацию операторов IP-телефонии для аккумулирования средств операторов и пропаганды/продвижения технологии в массы.

Что касается сетей IP-телефонии, то здесь ситуация иная. Наиболее активно продвигаются в Российские регионы и строят свои наложенные сети компании ОСС (Сеть OSS-Net) и компания Equant. В этом сегменте пока не наблюдается жесткой конкуренции, компании часто совместно используют инфраструктуру и обмениваются трафиком.

CNews.ru: На клиентов какого масштаба, в первую очередь, рассчитаны услуги вашей компании — на крупные корпорации или компании малого и среднего бизнеса?

Илья Забродоцкий: «Корпорация ОСС» нацелена на работу с тремя рыночными нишами: розничный рынок, корпоративный сектор и операторы связи. В корпоративном секторе нашими клиентами являются несколько очень крупных компаний, а также представители малого и среднего бизнеса.

CNews.ru: Насколько приоритетным в деятельности вашей компании является направлении IP-телефонии?

Илья Забродоцкий: Это основное направление нашей деятельности.

CNews.ru: Какие конкурентные преимущества позволяет корпорации ОСС успешно функционировать на этих сегментах рынка?

Илья Забродоцкий: ЗАО «Корпорация ОСС» эмитирует несколько видов карт — карты IP-телефонии (карты ОСС и ОСС-Тревел), карты доступа в интернет (ОСС-Интернет, ОСС-Ночной полет), и универсальные карты, позволяющие клиенту пользоваться как IP-телефонией, так и доступом в интернет (ОСС-Плюс). На розничном рынке основными конкурентными преимуществами компании в первую очередь является качество услуг, удобные номиналы карт и широкая дистрибьюторская сеть.

Что касается развития сети в регионах и обмена трафиком с операторами связи, то конкурентными преимуществами «Корпорации ОСС» является, в первую очередь, наличие собственной сети в регионах — это более 120 городов России — и выгодные тарифы. Используется оборудования ведущих производителей VoсalTec Communications и Cisco Systems, удовлетворяющее всем стандартам качества. «Корпорация ОСС» имеет собственные площадки в мировых центрах обмена трафиком: Франкфурт и Нью-Йорк, предлагая лучшие тарифы на зарубежные направления. Заключаются контракты с крупнейшими зарубежными операторами IP-телефонии, существует множество дополнительных бесплатных услуг для партнеров сети: биллинг, бизнес-модель развития, консультации, техподдержка. Еще раз хочется подчеркнуть высокое качество услуг, которое достигается благодаря сотрудничеству с лучшими российскими и зарубежными операторами и автоматическому контролю качества.

На базе принадлежащих «Корпорации ОСС» узлов в городах Москва и Нью-Йорк организованы международные центры обмена трафиком (Clearinghouse), что позволяет партнерам корпорации терминировать IP-трафик по самым выгодным в России тарифам. Сотрудничество с ведущими мировыми операторами связи — Telia International Carrier, ITXC, iBasis, Dentel, Bezeq и крупнейшими сетями IP-телефонии позволяет гибко маршрутизировать трафик и обеспечить высокое качество и доступность услуг. На сегодняшний день сеть OSS-Net обеспечивает качество связи, сравнимое с традиционной телефонией, а также высококачественный доступ к сети интернет для ITSP-провайдеров.

CNews.ru: Что представляет собой сеть OSS-Net?

Илья Забродоцкий: «Корпорация ОСС» развивает международную сеть IP-телефонии «OSS-Net» с 1999 года. В настоящее время сеть «OSS-Net» является крупнейшей российской сетью IP-телефонии и насчитывает более 120 узлов на территории России и стран СНГ. Сеть «OSS-Net» представляет собой сеть партнерств с операторами IP-телефонии по территории России и стран СНГ с центральным узлом в Москве. Сеть строится на выделенных каналах связи. Около 300 региональных операторов связи оценили наши преимущества и выбрали «Корпорацию ОСС» как основного поставщика услуг IP-телефонии. Ежемесячный объем трафика в сети «OSS-Net» на регионы России превышает 25 миллионов минут.

Как я уже говорил, существенным отличием от других существующих сетей является то, что сеть «OSS-Net» строится на выделенных каналах связи, и использует оборудование ведущих мировых производителей. В качестве региональных партнеров сети «OSS-Net» выступают ведущие региональные операторы связи и провайдеры интернет. Сеть «OSS-Net» включена выделенными каналами в международные сети IP-телефонии ITXC, iBasis, Telia International Carrier, Dentel и другие. Благодаря использованию выделенных каналов, достигается высокое качество услуг в сети OSS-Net.

CNews.ru: Каковы функции головного оператора — ЗАО «Корпорация ОСС» в сети «OSS-Net»?

Илья Забродоцкий: «ОСС» обеспечивает партнерам сети «OSS-Net» централизованные расчеты в сети, централизованное администрирование, а также терминацию трафика партнеров во всем мире. Партнерам предоставляется единая биллинговая платформа, техническая поддержка 24х7х365, роуминг в сети и 85 странах мира, выгодные операторские тарифы. Кроме того, проводится экспертиза внедрения решений IP-телефонии в компаниях любого масштаба — от малых предприятий до крупнейших операторов связи. «Корпорация ОСС» осуществляет также поставку готового узла для предоставления услуг IP-телефонии и доступа в интернет «под ключ». Хочется отметить, что партнерам сети бесплатно предоставляется сертифицированный биллинг «ОСС-2000» на одно рабочее место.

CNews.ru: Предоставляете ли вы платформу предоплаченных карт? Может ли региональный оператор, подключающийся к вашей сети, выпускать свои карты IP-телефонии?

Илья Забродоцкий: Да, причем для партнеров, подключающихся к сети OSS-Net, эта услуга бесплатна. Региональные партнеры получают от «Корпорации ОСС» полностью готовое и сертифицированное решение для оказания услуг IP-телефонии, включающее автоматизированную систему расчетов высшего уровня «ОСС-2000» и платформу для выпуска предоплаченных карт. Таким образом, партнеры сети избавляются от необходимости сертифицировать свой узел IP-телефонии и от необходимости тратить большие средства на приобретение биллинговой системы. Карты IP-телефонии, выпускаемые партнером сети OSS-Net, автоматически становятся роуминговыми в городах России и 85 зарубежных странах.

CNews.ru: Как стать партнером сети «OSS-Net»? Может ли провайдер стать партнером вашей сети, не имея предварительного опыта работа на рынке IP-телефонии?

Илья Забродоцкий: Конечно, это возможно. Начинающим операторам «Корпорация ОСС» помогает на всех этапах пути — от постановки задачи, выбора оборудования и бизнес-плана и до получения лицензии и сдачи узла в эксплуатацию. «Корпорация ОСС» разрабатывает для начинающих провайдеров проект узла связи, осуществляет поставку, монтаж и настройку оборудования и программного обеспечения. Специально для региональных операторов была разработана бизнес-модель регионального узла сети «OSS-Net», которая охватывает все стороны деятельности оператора IP-телефонии и позволяет очень быстро выйти на окупаемость и начать получать прибыль. Подробная пошаговая инструкция для начинающих провайдеров IP-телефонии приведена на сайте сети «OSS-Net».

Если компания уже работает на рынке IP-телефонии, то ее менеджмент уже знает, насколько важным является выбор головного оператора. «Корпорация ОСС» с момента своего основания считает, что качество и доступность услуги — это самые важные условия, которые должен обеспечивать головной оператор сети. Центральный узел сети «OSS-Net» изначально проектировался таким образом, чтобы обеспечить многократное резервирование ресурсов и обеспечения высочайшего качества. На узле круглосуточно дежурят опытные инженеры. Работает автоматический мониторинг качества каналов связи, и при ухудшении параметров происходит мгновенная перемаршрутизация трафика. Техническая поддержка 24 часа в сутки 365 дней в году. Технология «ClearingHouse» позволяет предоставлять услуги IP-телефонии по конкурентным ценам и с высоким качеством.

Однако до сих пор многие региональные компании ежедневно занимаются выяснением отношений с координаторами своей сети по проблемам качества или доступности услуги, и теряют свою энергию и клиентов вместо того, чтобы сосредоточить свои силы на развитии бизнеса. Присоединившись к сети «OSS-Net», они могут сберечь свои нервы.

Крупным операторам связи «Корпорация ОСС» предлагает заработать на приземлении трафика на тот регион, где они работают. Суммарный объем трафика сети на регионы России превышает 20 миллионов минут в месяц. Если же у компании еще нет узла IP-телефонии, то «Корпорация ОСС» предложит ей использовать свою экспертизу и разработает проект узла связи, осуществит поставку, монтаж и настройку оборудования и программного обеспечения. ЗАО «Корпорация ОСС» может самостоятельно решить вопрос об организации канала связи с компанией-партнером.

CNews.ru: Каковы возможные схемы сотрудничества в сети «OSS-Net»?

Илья Забродоцкий: Во-первых, это терминация трафика сети «OSS-Net» на тот регион, где работает компания. Эта схема позволяет сотрудничающим с «ОСС» компаниям заработать на приземлении трафика сети «OSS-Net» в регионах своего присутствия. В этом случае все, что необходимо таким компаниям, это оборудование Cisco или VocalTec на 1, 2 или 4 потока Е1, в зависимости от объема трафика сети на выбранный регион. «Корпорация ОСС» направляет на региональную компанию трафик и ежемесячно оплачивает его стоимость.

В случае партнерских отношений, кроме оборудования, компании понадобится биллинговая система для назначения прайс-листов, ведения учета и своих абонентов. Как я уже говорил, при включении в сеть «OSS-Net» «Корпорация ОСС» бесплатно предоставляет партнерам сертифицированную универсальную биллинговую систему «ОСС-2000» на одно рабочее место и платформу сервисных телефонных карт. «ОСС» направляет на партнера трафик и ежемесячно оплачивает компании его стоимость. Трафик, генерируемый компанией-партнером, обрабатывается «ОСС» по очень привлекательным операторским тарифам.

Предусмотрен и обмен трафиком. Данная форма сотрудничества подразумевает работу с независимыми операторами связи и сетями IP-телефонии. Оператор использует собственное оборудование для организации узла связи, арендует каналы передачи данных и телефонные линии, имеет свою биллинговую систему. «Корпорация ОСС» направляет на оператора трафик сети и ежемесячно оплачивает ему стоимость этого трафика. Трафик, генерируемый оператором, в этом случае обрабатывается «ОСС» по операторским тарифам, которые являются предметом переговоров в каждом отдельном случае, в зависимости от потребностей оператора и объемов трафика. Это наиболее простая и распространенная форма сотрудничества между существующими операторами.

Возможно и долевое участие, которое предполагает совместные инвестиции в проект «ОСС» и компании-партнера. В данной схеме партнер получает бизнес-модель регионального узла сети «OSS-Net» и набор документов, регламентирующих основные бизнес-процессы компании. Конкретные детали сотрудничества являются предметом переговоров.

Существует и такая схема сотрудничества, как франчайзинг. Эта предполагает покупку партнером франшизы — права пользования широко известными торговыми марками «Корпорации ОСС». Партнер получает также права на использование фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, и маркетинговых технологий «ОСС». Франчайзи является собственником своего предприятия, инвестирует средства на его создание и развитие, продает услуги IP-телефонии в соответствии с правилами, установленными «Корпорацией ОСС» и оплачивает помощь франчайзора. Корпорация ОСС организует обучение и контролирует работу франчайзи. Как уже отмечалось, вместе с приобретением франшизы партнер получает бизнес-модель регионального узла сети «OSS-Net» и набор документов, регламентирующих все основные бизнес-процессы компании.

Cnews.ru: Спасибо.

Добавить в Избранное

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS