T-SOFT

 

Обозрение подготовлено при поддержке Comptek

T-SOFT

Владимир Самсонов: Рынок биллингового ПО чрезвычайно размыт, что не может не беспокоить

Владимир Самсонов 
О ситуации на рынке биллингового ПО для систем IP-телефонии CNews.ru рассказывает Владимир Самсонов, генеральный директор компании «Т-софт — Биллинг и технологии».

CNews.ru: Каково, по вашему мнению, сегодняшнее состояние рынка IP-телефонии?

Владимир Самсонов: Совершенно очевидно, что рынок бурно растет и развивается. И эта тенденция сохранится в ближайшие годы.

CNews.ru: Как на нем себя чувствуют российские компании?

Владимир Самсонов: Те компании, которые продают оборудование и услуги, просто обязаны себя чувствовать хорошо. Наверняка и те кто покупает оборудование для внедрения в корпоративном секторе тоже живут неплохо, если могут себе это позволить… Сложнее сказать, как себя чувствуют на рынке компании, которые развивают только IP-телефонию. Среди них большой процент только встающих на ноги и проблем у них вероятно хватает… На мой взгляд, таких операторов пока намного меньше, чем тех, кто предоставляет комплекс услуг, включая и IP-телефонию в том числе, т.е. тех, чей бизнес диверсифицирован. Но самая многочисленная сейчас группа, конечно же, это операторы традиционной телефонии. Последние две «категории» по крайней мере, чувствуют себя вполне стабильно, и есть все признаки их развития. И именно они являются самыми многочисленными нашими клиентами.

CNews.ru: Насколько вообще на рынке сильна конкуренция?

Владимир Самсонов: Конкуренция операторов между собой в столичных городах и областных центрах, разумеется, имеет место, но пока не на столько жесткая, чтобы отбить интерес к теме у новых игроков на рынке. В других городах вероятно конкуренция или отсутствует или мало влияет на бизнес.

CNews.ru: Где, по вашему мнению, на сегодня активнее всего внедряется IP-телефония?

Владимир Самсонов: Фактических данных у меня нет, но думаю, не ошибусь, сказав, что IP-телефония активно внедряется и на рынке услуг связи и в корпоративном секторе. Но в операторской среде конечно это происходит быстрее, так как откровенный демпинг со стороны уже существующих операторов IP-телефонии заставляет принимать меры…

CNews.ru: Насколько у российских разработчиков телекоммуникационного ПО получается конкурировать с западными? Достаточное ли доверие покупателей к такого рода отечественным продуктам?

Владимир Самсонов: У российских разработчиков ПО с мозгами всегда все было ОК! И сейчас картина не изменилась. И конкурировать с западными разработками получается неплохо. Если это можно назвать конкуренцией… Здесь стоит оговориться, о каком именно биллинге мы говорим.

Если речь идет об Автоматизированных системах расчета (АСР), т.е. продуктах имеющих Сертификат соответствия министерства Российской Федерации по связи и информатизации, то здесь в силу ряда обстоятельств отечественные разработчики имеют целый ряд преимуществ. Собственно, те западные продукты которые предлагаются на рынке именно для операторов, таковыми, как правило, в полном смысле не являются. Это скорее ПО для получения некоторой аналитики, статистики и упрощенных форм отчетности. Как российские, так и западные продукты встречаются очень разные!

Как по уровню разработок, так и по ценам… Неплохие «западные» продукты нередко имеют запредельную начальную цену и часто неприемлемы для операторов связи в силу некоторых особенностей, таких как отсутствие Сертификата, проблемы с поддержкой и т.п. Безусловно, доверие покупателей к отечественным программным продуктам велико и даже зачастую выше, чем к западным разработкам.

CNews.ru: Насколько востребованы сейчас на российском рынке отечественные разработки хорошего уровня — дорогие и качественные системы?

Владимир Самсонов: Очень хороший вопрос! На сегодняшний день рынок биллингового ПО в целом и АСР в частности чрезвычайно размыт, что не может не беспокоить. Одних сертифицированных АСР уже много более двух сотен… Даже АСР по своим функциональным возможностям, по поддерживаемым сервисам и услугам, по требованиям к техническому обслуживанию и администрированию, масштабируемости могут отличаться кардинально, а по ценам в разы и даже на порядок!

Безусловно, у потенциальных покупателей это вызывает серьезнейшие проблемы при выборе биллинговой системы. Наши рекомендации потенциальным покупателям чрезвычайно просты и понятны: «Семь раз отмерь — один раз отрежь». На второй «отрез» может не хватить денег… Мы приглашаем всех желающих ознакомиться с нашим ПО до его покупки, возможно и со своими данными. Если возможности приехать для этого в Москву нет, то мы организуем удаленный доступ через интернет к реально действующей системе, сопровождая процесс ознакомления пояснениями в режиме on-line. При этом уже не важно, где находится наш потенциальный покупатель, в Хабаровске, Санкт Петербурге или в Кубинке. Если говорить о качестве и ценах, то мы позиционируем наши продукты как безусловно качественные и вполне умеренные в ценах. Но не самые дешевые… Не секрет, что сейчас все больше операторов связи предоставляют широкий спектр услуг и сервисов своим клиентам и населению. Даже не самые крупные, но дальновидные из них следуют по этому пути. Чтобы немного конкретизировать свои слова приведу простой реальный пример:

Небольшая компания-оператор предоставляет услуги телефонной связи, предоставляет в аренду городские серийные номера, услуги доступа в интернет по выделенным линиям и коммутируемым каналам. Дополнительно предоставляются услуги по предоплатным картам для традиционной телефонной связи и VoIP. Я уже не говорю о разнообразных тарифных планах, сложных алгоритмах вычислений абонентской платы и лимитах на трафик. Все это сведено в единую систему с централизованной базой абонентов и используемых ресурсов. Кстати, получившееся решение обошлось заказчику в сумму примерно равную 10 долларам в расчете за 1 аппаратный ресурс, а число ресурсов на 1 абонента варьировалось от 1 до 4–7… Уже сегодня встречаются случаи, когда на 1 абонента приходится более 10 различных ресурсов и услуг и это далеко не предел…

Подобные задачи и модели их решения не являются сегодня из ряда вон выходящими и встречаются нам все чаще.

Мы сделали упор на создание реально многопрофильной АСР, которая позволяет обрабатывать IP-трафик, телефонный трафик сети станций любой сложности, VoIP, Dial-Up и многое др. Таким образом, наше решение особенно выгодно тем, кто предоставляет более 1 услуги на одного абонента. Большинство биллинговых программ на нашем сегменте рынка не универсальны и покупка одной программы для телефонии, другой для обработки IP-трафика резко увеличивает затраты компаний-операторов. Если говорить про более дорогие, но, не всегда более качественные системы, то они, конечно, тоже имеют свой рынок, думаю весьма узкий в РФ. Нередко игроки этого сегмента рынка обращают свое внимание на зарубежный рынок, т.к. отечественные операторы не всегда могут финансово потянуть решение «с четыремя нулями»…

CNews.ru: Насколько велика роль математического обеспечения в ваших разработках? Вы разрабатываете свои, уникальные алгоритмы и модели? Как я понял, именно за счет этого достигается увеличение производительности и насыщенности сервисами в ваших продуктах?

Владимир Самсонов: Математическое обеспечение — еще одна изюминка биллинга от «Т-софт-Биллинг и технологии». Именно благодаря созданию нашими разработчиками действительно уникальных алгоритмов удалось добиться рекордной скорости тарификации во всех наших программах. Пожалуй, не будет преувеличением, если я назову наш биллинг — бюджетным биллингом с рекордной скоростью! Судите сами, 1 025 000 строк (записей) обрабатывается программой Phonekeeper v 4.0 за 29 секунд на скромном РС, ценой около $1000! Такая скорость превышает скорости конкурирующих продуктов нередко на 2–3 порядка, что позволяют решать ряд задач, которые неразумно просчитывать на более медленном ПО.

Разумеется, здесь речь идет только об уникальных алгоритмах и решениях, а не о мощнейшем и недоступно дорогом для многих «железе». В принципе, рекомендуемые нами решения по «железу» для операторов редко превышают 2–3 тыс. долл. Такая совокупность ПО и аппаратного решения привлекает многих, кто рассматривает биллинговую программу как удобный инструмент для извлечения прибыли.

CNews.ru: Существует ли в России какая-либо специфика, заставляющая создавать свои, особенные решения в области ПО учета траффика и его обработки?

Владимир Самсонов: Безусловно, такая специфика есть, ее даже слишком много. С одной стороны это культура бухгалтерского учета и национальные особенности финансового планирования, квалификация и подготовленность персонала. С другой стороны это разнообразие технического оборудования и программного обеспечения. Эти и многие другие факторы сильно влияют на запросы и взгляды конкретного заказчика. Нельзя забывать при проектировании биллинговой системы про гибкость и масштабируемость, которые однозначно надо иметь в виду для большинства операторов, которые серьезно меняют и условия работы с клиентами и саму бизнес модель. Да и постоянно меняющееся законодательство в России вынуждает об этом все время думать. И еще важный аспект, учитываемый при разработке нашего ПО — это удаленность наших клиентов. Приходится обращать особенное внимание на то, чтобы наши продукты были максимально дружественны и понятны пользователю, т.к. техническая поддержка осуществляется как правило по телефону и электронной почте. У нас удаленная поддержка осуществляется обменом специальных конфигурационных файлов.

CNews.ru: Кто, в основном, является вашими заказчиками? Крупные операторы или больше средние и мелкие, на кого вы ориентируете свой продукт?

Владимир Самсонов: Если говорить несерьезно, то размер оператора зависит от его собственной самооценки и конкретного региона, где он работает. А если серьезно, то сейчас в основном, интерес проявляют компании с абонентской базой в несколько тысяч абонентов, юридических и физических лиц. Они, как правило, уже имеют опыт эксплуатации биллинговых систем, зачастую печальный, и конкретные пожелания к системе. Такие клиенты стремятся получить максимальную отдачу от биллинговой системы и поэтому, именно они наиболее адекватны при выборе биллинга. Большое количество запросов от небольших операторов с 20–100 корпоративными клиентами. И многие такие операторы очень неплохо себя чувствуют на рынке и имеют средства для закупки серьезной АСР. Но чаще небольшой оператор вынужден искать недорогие решения, а это на данный момент очень непростая задача. И многие возвращаются к нам. Иногда проходит более полугода с момента первого контакта до покупки ПО. Идя на встречу некоторым из них, мы уже не раз применяли аренду биллинговых программ и др. гибкие формы оплаты.

Собственно говоря, мы проявили скромность и умеренность, сертифицируя нашу АСР «Phonekeeper v 5.0» для 100 000 абонентов. Конечно, это величина с одной стороны занижена, а с другой несколько абстрактная. Такая официальная «весовая категория» отчасти уже отстает от реалий сегодняшнего дня. В настоящее время, скорее уместно говорить о возможности АСР обрабатывать большие массивы данных и разнообразные сервисы и услуги. Понимая это, мы ввели новую «единицу измерения» — 1 ресурс и надеемся, что такой подход приживется и встретит понимание наших клиентов.

Если говорить о цифрах, то для средних операторов традиционной телефонии 5 млн. звонков в месяц это редко достижимый рубеж. «Весит» такой трафик порядка 500 Мб. В тоже время, очень средний провайдер интернет собирает в день от 0,1 до 1,0 Гб первичных данных NetFlow с некоторой степенью агрегации, что соответствует от 5 до 50 млн. транзакций в день… Многие из провайдеров порой не знают, что с этими данными делать, не говоря уже об их обработке. Phonekeeper v 5.0 позволяет обрабатывать данные в SQL базу со скоростями от 2500 до 5000 транзакций в секунду. Применение собственных «фирменных ускорителей» (для агрегации трафика в частности) позволяет нам увеличить скорость обработки в пять-десять раз. В этом смысле мы ориентированы на тех, кто все это понимает и ценит… Некоторые операторы из категории крупных находятся в интересном положении. Тот биллинг который у них работает сейчас уже давно их не удовлетворяет, а тот про который они слышали и знают недоступен из-за цены. Надо сказать, что и для таких операторов связи наша АСР может быть вполне приемлемой. Нужно только захотеть попробовать…

CNews.ru: Спасибо.

Добавить в Избранное

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS