Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Адрес e-mail станет ключом ко всему

Номера телефонов, факсы, адреса электронной почты... Все эти многочисленные реквизиты нужны лишь для одной цели - установления контакта с человеком. В ближайшем будущем, похоже, будет достаточно лишь одного идентификатора — адреса электронной почты, на которой можно не только отправлять письма, но и... звонить.

Теплое место для IP-оператора

С изменением порядка регулирования рынка "карточной" IP-телефонии, которая развивалась в России достаточно бурно, перед операторами услуг VoIP встал извечный вопрос: что делать? Один из путей выживания в новых условиях — перенять западный опыт и начать предоставлять новые услуги, подобные тем, которые предлагают Skype, Vonage и др.

Однако в России, где только что пройден пик развития карточной телефонии, попытку сделать современный VoIP сервис в виде установленного у клиента оборудования предприняли лишь единицы операторов. Основная причина отставания — отсутствие в стране необходимого для развития подобных сервисов числа широкополосных подключений к интернету.

"Взрывной рост широкополосных подключений в Москве начался только в 2004 году, в ряде регионов процесс только начинается, в других пока еще ожидается. Отсюда и задержка с развитием современных VoIP сервисов", — считает Борис Тышкевич, представляющий компанию CommuniGate Systems.

Впрочем, некоторые российские компании уже готовятся занять свою нишу на перспективном рынке. Так, популярный почтовый сервер Mail.ru пытается создать свою собственную систему передачи мгновенных сообщений и голоса, а компания "Тарио" выводит на рынок интегрированный пакет услуг по передаче голоса, мгновенных сообщений, электронной почты и статуса присутствия в рамках единой службы. Не так давно было объявлено о том, что московский оператор "Комстар" развернул решение BroadSoft для предоставления услуг виртуальной УАТС (IP Centrex). Этот сервис аренды виртуальной IP PBX, наряду с поддержкой услуг нового поколения на базе SIP (UM, IM, Voice Portal, IVR и др.) позволяет реализовать и услуги Presence.

"Услуги presence, электронной почты и телефонной связи "разведены", находятся под контролем разных поставщиков услуг и практически никак не связаны с конкретным человеком, — утверждает Герман Мызовский, главный специалист "Тарио Коммьюникейшн". — И услуги присутствия (presence), и услуги обмена сообщениями (messaging), и электронную почту и голосовые звонки в виде конференции, — все это можно свести в один единый сервис, в одну единую услугу, и предоставлять с единым идентификатором, которым является адрес электронной почты".

Звоните мне на...e-mail

Новый проект "Тарио" развернут на базе CommuniGate Pro Real Time Communication Server. Данный программный продукт широко применяется для построения почтовых серверов, а теперь включает в себя широкую функциональность коммуникаций в реальном масштабе времени (real time comminications), что позволяет соединять друг с другом различные голосовые программы и устройства — такие как Windows Messenger,IP-телефоны, Wi-Fi-телефоны и пр. По мнению разработчика, компании CommuniGate Systems, принципиальным отличием продукта является интегрированная поддержка широкого набора самых разных методов электронных коммуникаций.

"Вместо кропотливой сборки решения из 20-30 различных элементов мы предлагаем клиентам
возможность установить одну программу, компактную и удобную в администрировании. — говорит Борис Тышкевич. — Эта программа устанавливается на любую операционную систему (мы поддерживаем более 30 программно-аппаратных платформ), и позволяет создать сервис передачи электронной почты, мгновенных сообщений, голоса и видео, а так же функции групповой работы. Важно отметить, что наш продукт построен с учетом поддержки открытых стандартов, таким образом обеспечивая совместимость с широким кругом оборудования и программного обеспечения многочисленных производителей".

Уже сегодня на основе серверов CommuniGate Pro, установленных в сети интернет, можно создать сеть передачи сообщений самого разного формата с использованием привычного всем идентификатора пользователя вида login@domain. Помимо привычной электронной почты, по этой сети можно передавать мгновенные сообщения (Instant Messaging), информацию о статусе присутствия (Presence). Точно так же можно передавать голос, файлы, устраивать видеоконференцию, совместно работать над программой, запущенной на любом из компьютеров коммуницирующих пользователей. Точно так же как и с электронной почтой сообщения и голос будут передаваться от клиентов одного провайдера, клиентам другого провайдера или же сотрудникам корпоративного сервера. А при вызове клиент указывает не цифровой телефонный номер, а доменный адрес абонента.

Итак, пользователь новой сети может дать своему партнеру визитную карточку, на которой будет указан только e-mail. Этого адреса будет достаточно как для передачи документов и сообщений, так и для голосового вызова. А бояться проблем с набором адреса электронной почты на телефоне, по мнению Бориса Тышкевича, не стоит — широкое использование мобильных телефонов показало, что большинство вызовов сегодня делается через адресную книгу телефона, а опыт SMS показал, что среднестатистический пользователь уже привык набирать на телефоне не только цифры, но и буквы. Не стоит забывать также, что в настоящее время идет активное развитие технологий, позволяющих синхронизировать информацию о контактах (записную книжку) между сервером и самыми различными клиентскими устройствами и программами.

Готовясь к битве

На пути внедрения новых услуг компаний-пионеров поджидает немало трудностей. Например, им наверняка придется решать искать пути взаимосовместимости с иными системами передачи сообщений и голоса; не понятна пока и будущая реакция рынка, хотя опыт Skype, Yahoo, MSN, ICQ и прочих нестандартных систем обмена сообщениями говорит о наличии спроса — необходимо лишь предоставить удобную, понятную и качественную услугу. Кроме того, в России уже существует немало подписчиков на услуги указанных выше "иностранных" сервисов, и российским аналогам придется немало потрудиться, чтобы завоевать доверие потребителей.

Впрочем, "Тарио", например, не считает себя прямым конкурентом Skype и им подобных, в первую очередь из-за существенных отличий в подходах и бизнес-моделях. Во-первых, услуги Skype не предполагают наличия аппаратного устройства (достаточно скачать программу — почтовый клиент); во-вторых, "закрытое" программное обеспечение Skype имеет некоторые "скрытые тайны", которые готовы терпеть не все пользователи. "Если агент Skype обнаруживает, что "стоит" на компьютере с "белым чистым" адресом, то через некоторое время он делает из этого компьютера маршрутизатор, через который можно пропускать весь трафик, — объясняет Герман Мызовский. — Были случаи, когда в офисах некоторых компаний Skype был строго запрещен. Потому что оказывалось, что компания платит за чужой трафик".

К преимуществам отечественных провайдеров, которое поможет победить им в конкурентной борьбе с "иностранцами", относят удобство русскоязычного сервиса и возможность легальной оплаты, а также приближенность оборудования к конкретным российским провайдерам доступа. В качестве примера можно привести историю продвижения и продажи хостинговых услуг в России — в жесткой конкурентной борьбе между местными провайдерами хостинга и провайдерами на Западе победили хостеры с российской базой, с серверами и поддержкой в России. Так что, возможно, аналогичная ситуация повторится и с продвижением новых услуг передачи голоса и мгновенных сообщений.

Основания для оптимизма

Как бы то ни было, а новые услуги, включая Presence, Instant Messaging и им подобные имеют неплохие перспективы. В частности, их развитию в мобильных сетях будут способствовать инициативы альянса ОМА (Open Mobile Alliance, открытый альянс мобильной связи). Недавно, например, он сообщил о выпуске предварительной версии стандарта OMA Push To Talk Over Cellular (PoC) 1.0. Ожидается, что этот стандарт создаст основу для обеспечения совместимости услуг РоС (мгновенной групповой связи в сотовой сети, осуществляемой нажатием одной кнопки), предоставляемых различными операторами в различный регионах мира с использованием различных устройств. Стандарт OMA PoC 1.0 вобрал в себя основные положения других стандартов взаимодействия мобильных терминалов, разрабатываемых альянсом ОМА, — OMA XML Document Management и OMA Presence. В этих стандартах затрагиваются вопросы управления списком группы и интеграции в PoC-услуги информации о присутствии и доступности пользователя в сети.

Кроме того, на уровне "железа" и софта поддержку услуг Presence обеспечивают ведущие мировые производители. Так, среди новых дополнений, представленных Lucent Technologies для подсистемы IP-мультимедиа (IP Multimedia Subsystem, IMS) и обеспечивающих предоставление новых персонализованных мультимедийных услуг в проводных и беспроводных сетях, — новый сервер присутствия (presence) на основе стандарта SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions). Он, в частности, обеспечит передачу данных о статусе абонентов (наличии их на связи) на мобильные телефоны.

Avaya выпустила новый SIP Softphone — виртуальный телефон, базирующийся на ПК. Он объединяет возможности голосовой связи и функцию контроля статуса абонента, а также позволяет обмениваться мгновенными сообщениями. С помощью SIP Softphone можно заносить имена участников конференц-соединения в одну директорию, а также звонить им, используя их адреса электронной почты.

Функцию presence внедряют в свои устройства и производители мобильных устройств. Например, недавно компания Zultys Technologies представила WIP 2 — беспроводной мобильный VoIP-телефон для сетей 802.11b, в котором полностью реализованы все функции настольных моделей от этой же компании, включая обслуживание двух входящих звонков, шифрование голоса, пейджинг, трехстороннюю конференц-связь, функцию presence, обмен текстовыми сообщениями и "все функции стандартной телефонии". Впрочем, функция Presence имеется не только в экзотических пока VoIP/Wi-Fi-телефонах, но и в обычных мобильниках-смартфонах. В качестве примера можно привести модели Nokia 3230, 6220, Sony Ericsson T630, Motorola V300 и др.

Таким образом, есть все основания полагать, что новые услуги, по крайней мере, имеют шанс найти своего потребителя. Ну а аналитики, как всегда, полны оптимизма — по данным Gartner Group, в 2006 году системы обмена сообщениями станут наиболее распространенным способом общения служащих компаний, обогнав по популярности электронную почту.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Пример решения: IP call-центр Naumen Phone

Программное решение IP call-центр Naumen Phone предназначено для организации корпоративного call-центра и офисной IP-АТС, автоматизации процессов телефонного обслуживания и интеграции с информационными системами предпрития. Решение представляет пользователям расширенные функции call-центра и АТС, легко адаптируется к потребностям предприятия, не требует сложного обучения пользователей, встраивается в среду VoIP H.323, использует программные телефоны Naumen SoftPhone.

Корпоративный call-центр (contact-центр)

Решение для компаний, имеющих собственные call-центры. Позволяет создать единую точку приема и обработки телефонных звонков, а также других видов обращений в компанию. Решение обеспечивает организацию очередей вызовов, распределение вызовов с балансировкой нагрузки на операторов, предварительную маршрутизацию звонков по инструкциям из внешней системы, использование голосовых меню (IVR) и функций IP-АТС (голосовая почта, конференц-связь и пр.), запись разговоров, сбор и анализ статистики.

Полное описание решения


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS