Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Корпоративная телефония ставит на IP

Возрастающая конкуренция требует от компаний повышения эффективности бизнеса и гибкости управления. Поэтому создание единой информационной среды предприятия, формирование распределенных, прозрачных и гибких мультисервисных корпоративных IP-сетей — это не дань моде, а суровая необходимость. В то же время уровень проникновения «чистых» решений на основе IP-протокола пока невелик.

Современные требования к корпоративным сетям инициированы необходимостью управлять услугами в реальном времени, поддерживать мобильных пользователей, оптимизировать управление ИT-инфраструктурой и т.п. Очевидно, что эффективное использование мультисервисных услуг возможно в рамках сетей нового поколения (NGN), базирующихся на интернет-протоколе (IP). Отдельно стоит отметить голосовые услуги в таких сетях. Они включают в себя как базовые услуги IP-телефонии (подключение IP PBX, шлюзов и пр.), так и более «продвинутые», например, IP Centrex, сервисы следующего поколения на базе протокола SIP (универсальная почта, мгновенные сообщения, контроль присутствия, голосовые порталы, IVR и др.), а также территориально-распределенные call-центры. Однако реально очень немногие российские компании могут похвастаться внедрением у себя новомодных сервисов.

«Отвязаться» от оператора

В прошлом операторы телефонной связи, обслуживавшие бизнес пользователей, подключали корпоративные АТС (УПАТС, PBX) к своим операторским коммутаторам физическими телефонными каналами (медными или оптическими), фактически "привязывая" тем самым этих пользователей к себе. Процесс смены провайдера означал, практически всегда, прокладывание новых кабелей к коммутаторам нового оператора.

«Появление IP-PBX кардинально изменило ситуацию — подключение стало логическим понятием, изменение настроек корпоративной IP-PBX делается за пару минут, и теперь корпоративный пользователь может менять операторов хоть много раз за день, или может одновременно работать с множеством операторов, выбирая у каждого из них наиболее привлекательные по цене и качеству направления звонков, — объясняет Игорь Масленников, генеральный директор компании CTI. — Для операторов это означает попадение в условия жесточайшей конкуренции и ценового давления со стороны клиентов. Но с появлением операторских SIP-платформ абонентских сервисов (условно — class 5 sofswitches) для операторов стало возможным продавать своим бизнес-клиентам не каналы и минуты, как они делали в прошлом, а предоставлять услуги бизнес-коммуникаций — то есть аутсорсить корпоративную связь точно так же как, как компании аутсорсят уборку помещений, питание сотрудников или корпоративные веб-сервера. Для операторов это возможность "привязать" к себе клиента разнообразием и качеством услуг, а для бизнес-пользователей — это возможность избавиться от головной боли по созданию, эксплуатации и развитию своей коммуникационной инфраструктуры, что не является профильным бизнесом компании и лишь отвлекает внимание от того, на чем компания зарабатывает деньги».

Предложения российских операторов подобных услуг для корпоративного сектора достаточно прогрессивны. Например, «Комстар» на базе своей сети NGN предлагает голосовые сервисы, обеспечивая при этом гарантию параметров качества обслуживания, приоритезацию трафика и управление полосой пропускания. В рамках голосовых сетей Voice VPN оператор может предоставить компаниям единый план нумерации и набор сервисов для территориально распределенных офисов, сетевую маршрутизацию вызовов, поддержку мобильных сотрудников, возможность управления и администрирования с помощью веб-интерфейса в режиме реального времени и пр.

Услуга IP-Офис от компании RealEast Networks позволяет, используя подключение к сети интернет и простые клиентские устройства организовать телефонные линии и получить доступ к интеллектуальному сервису. IP-Офис полностью заменяет любую АТС, не требует больших затрат при инсталляции, и полностью готов к работе всего после нескольких часов установки и настроек, утверждают в RealEast Networks.

Компания «Тарио Коммьюникейшн» в рамках услуг SIPNET.RU предлагает интеграцию телематических, голосовых и прочих VoIP-услуг, которые позволят абонентам расширить возможности онлайн-коммуникаций. В качестве альтернативы обычному телефонному номеру — идентификатору абонента предлагается использовать электронный почтовый адрес, а общение по типу Presence (контроль присутствия) рассматривается в качестве основы мультисервисов: видео, почты, чатов, онлайн-конференций и др. На каждое SIP-устройство в сети «Тарио» заводится лицевой счет и постоянный сетевой телефонный номер (SIP ID). SIP-устройства подключаются к интернету в любом городе мира. Количество исходящих звонков и звонков между SIP-устройствами нелимитируется, все входящие звонки на SIP-устройства бесплатны. Исходящие звонки с SIP-устройств на обычные телефонные номера осуществляются из любой точки интернета по соответствующим тарифным планам.

Виртуальные УАТС «Комстара» обеспечивают полную поддержку функций IP PBX и протокола SIP, на базе которого возможны сервисы нового поколения — универсальная почта (Unified Messaging, UM), мгновенные сообщения (Instant Messaging, IM), Presence, Voice Portal, IVR и др. В частности, универсальная почта дает возможность доставки голосовых и факсимильных сообщений на адрес электронной почты.

Новые возможности услуги IP Centrex, которая так же предоставляется рядом российских провайдеров, как правило, включают в себя полную поддержку функциональности современных систем корпоративной телефонии: функции персонального обслуживания абонентов, групповых сервисов, создание планов нумерации, конференцсвязь, голосовые порталы. Важными преимуществами данного вида услуг для бизнес-пользователей является минимизация инвестиций в оборудование, сокращение капитальных затрат на развертывание сети, минимизация затрат на управление и поддержку инфраструктуры. Кроме того, возможны перемещения рабочих мест и поддержка мобильных сотрудников, масштабируемость сети до большого числа пользователей.

К преимуществам голосовых услуг на основе IP относится и простая интеграция с бизнес-приложениями, MS-Outlook и корпоративными справочниками. Также стоит отметить централизованное/распределенное управление услугами, пользователями, конфигурацией PBX через веб-интерфейс, создание множества планов сокращенной нумерации, назначение и удаление дополнительных номеров, линий; определение алгоритмов обработки вызовов; управление группами пользователей; возможность управления дополнительными сервисами телефона отдельного пользователя; создание индивидуальных голосовых порталов с управлением логикой распределения вызовов, голосовой почтой, записной книжкой, «черными», «белыми» списками и т.п.

Компании присматриваются

Несмотря на эти серьезные предложения для корпоративного сектора, последний не спешит воспользоваться новыми сервисами. Внедрение конвергентных сетей или хостинг телекоммуникационных услуг пока еще не стали в России повсеместной практикой — даже в Европе уровень проникновения IP-технологии Gartner оценивал в 2004 году от 1% до 5%.

Российский рынок корпоративной IP-телефонии, по мнению экспертов, развивается в целом примерно так же, как и в других странах. В России сегодня практически нет предприятий, которые бы не пользовались в той или иной форме IP-телефонией как средством сокращения расходов на связь. Однако лишь немногие компании готовы перейти к следующему этапу, который предполагает строительство мультисервисных, полностью интегрированных IP-сетей, в которых вообще отсутствуют элементы традиционной телефонии (решение на базе Cisco CallManager, например).

Пока не очень охотно российские компании отдают операторам связи заботу о своих коммуникациях (услуги IP-Centrex), с тем чтобы сосредоточиться на своем основном бизнесе. В этом случае организации не требуется приобретать ни традиционных УАТС, ни АТС с поддержкой IP — достаточно одних телефонов или программных клиентов, а также и веб-интерфейса управления этими телефонами. А задача оператора — через свой программный коммутатор обеспечивать качественную и бесперебойную работу разнообразных голосовых и неголосовых услуг для корпоративных пользователей.

Несмотря на зачаточное состояние «настоящей» корпоративной IP-телефонии в России эксперты отмечают две основные тенденции. Первая из них — это построение территориально-распределенных УАТС, вторая — увеличение усилий на поддержку мобильных и удаленных сотрудников и предоставление им полного функционала УАТС.

Радужные перспективы

Ну а перспективы в целом по миру, как обычно, радужные. Ожидается, например, что в течение следующих четырех лет количество корпоративных линий IP-телефонии в мире превысит 260 млн., что почти в 14 раз больше монтированной емкости в настоящее время. Согласно последнему исследованию, проведенному компанией Radicati Group, доходы на рынке IP-телефонии для корпоративных клиентов в 2004 году составили почти $1 млрд. В следующие четыре года доходы существенно возрастут, и к 2008 году достигнут $5,5 млрд. В то время как доходы за оказание услуг VoIP будут расти ежегодно, затраты на одного пользователя IP-телефонии будут снижаться вследствие распространения технологии.

Мировой рынок услуг унифицированных коммуникаций, 2005-2009

Мировой рынок услуг унифицированных коммуникаций, 2005-2009

Источник: Radicati Group, 2004

Не менее интенсивно, согласно тому же источнику, будут развиваться услуги унифицированных коммуникаций (Unified Communications, UC) и мгновенных сообщений (Instant Messaging, IM). Доходы от предоставления UC, по прогнозам, вырастут с $2 млрд. в 2005 году до $8,9 млрд. в 2009-м, а трафик IM за то же время — с 13,9 млрд. сообщений в сутки до 46,5 млрд. Наиболее быстрыми темпами будет расти использование IM вбизнесе, где трафик вырастет впять раз (обычные пользователи станут общаться втри раза больше).

Количество мгновенных сообщений (млрд. сообщений за сутки), 2005-2009

Количество мгновенных сообщений (млрд. сообщений за сутки), 2005-2009

Источник: Radicati Group, 2004

К концу 2005 г. количество зарегистрированных аккаунтов в сетях IM достигнет 867 млн., а к 2009 г. это количество вырастет до 1,2 млрд. Фактически, уже сейчас сформировалась новая отрасль экономики, объем которой Radicati Group оценивает в $142 млн. Сюда входят обычные программы и сервисы для IM-коммуникаций, корпоративные IM-сервисы и услуги по управлению IM-сервисами. Объем этого рынка к 2009 году, как ожидается, вырастет почти в два с половиной раза до $365 млн.

«Мгновенные сообщения еще относительно новы для бизнеса и пока только начинают там использоваться», — говорит Мэтт Андерсон (Matt Anderson), аналитик Radicati Group. По его словам, эти услуги нашли применения только в небольшом количестве отраслей экономики, среди которых, например, финансовые сервисы и здравоохранение, однако сфера использования IM будет быстро расширяться в течение ближайших лет. По мнению эксперта, количество аккаунтов в публичных сетях растет быстрее, чем в корпоративных, по той простой причине, что публичные сети бесплатны. Однако спрос на платные корпоративные системы все-таки растет, поскольку все чаще руководители компаний осознают необходимость надежной авторизации пользователей IM и архивации всего IM-трафика внутри организации. Это позволяет на порядок увеличить дисциплину в компании, поскольку сотрудники будут знать, что каждое их сообщение записывается и надежно хранится в корпоративном архиве, откуда его можно в любой момент извлечь. Кроме того, корпоративные системы обычно лучше защищены от вирусных атак, количество которых стремительно растет в публичных IM-сетях.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Дмитрий Кондратьев: В СНГ VoIP-решения все еще менее популярны, чем традиционные

Дмитрий Кондратьев

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Кондратьев, генеральный директор Avaya в России и СНГ.

CNews: Какие тенденции в настоящий момент доминируют, по вашим наблюдениям, на мировом рынке IP-телефонии? Как это коррелирует, на ваш взгляд, с ситуацией в российском сегменте?

Дмитрий Кондратьев: Прежде всего, стоит отметить, что сегодня в мире есть два основных направления развития IP-телефонии. Одно из них — это снижение стоимости связи, другое — повышение эффективности работы и доходов. Так, можно перевести IP-телефонию только на уровень инфраструктуры и значительно снизить расходы на связь, в том числе за счет снижения затрат на поддержание телекоммуникационной инфраструктуры и управления ею (cost of ownership). Другой способ развития этой технологии — развертывание на основе телекоммуникационной инфраструктуры различных бизнес приложений, интегрирование инфраструктуры с различными имеющимися на предприятии информационными системами, что поможет качественно повысить эффективность управления предприятия. Avaya сейчас делает акцент именно на этом подходе, и мы уверены, что другие компании тоже возьмут его на вооружение.

Действительно, оба названных направления широко представлены на рынке, и заказчик может выбрать сам, что для него важнее — снижение издержек или увеличение доходов от IP-телефонии. Мы полагаем, что в перспективе именно второй путь станет основной «движущей силой» развития рынка.

Кроме того, есть еще одна важная тенденция — конвергенция всех телефонных сетей. При этом под конвергенцией понимается не только собственно интеграция технологий, но и бизнес-аспекты. Мы, как и другие ИT-лидеры, работаем над слиянием фиксированной и мобильной связи (мы активно сотрудничаем с Nokia, Motorola, Proxim), а также над внедрением коммуникаций в бизнес-приложения и мобильные продукты, например, ноутбуки (совместные проекты Avaya и IBM, Intel).

Теперь о ситуации в России. По нашим оценкам, в России рынок IP-телефонии развивается несколько менее активно, чем в мире. Тем не менее, спрос на подобные решения здесь достаточно высок. Его сохранению способствует успешная деятельность и потребность в дальнейшем развитии наших основных клиентов — добывающих и производственных предприятий, организаций финансовой сферы, торговли, транспорта, органов государственного управления.

Кроме того, на Западе чаще всего происходит плановое обновление коммуникационных систем, и в рамках этого происходит миграция на более современные решения. В то же время у нас переход на IP-сети зачастую производится с целью замены полностью устаревшего оборудования.

Стоит также отметить, что ценовой фактор в России сегодня имеет для клиентов гораздо большее значение, чем дальнейшая выгода от использования IP-решений. Это и предопределяет специфику большинства российских проектов. Тем не менее, отношение к этому вопросу начинает постепенно меняться.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS