Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Широкополосный интернет в России: ждем

Развитие разнообразных сервисов на базе интернет-протокола немыслимо без наличия критической массы широкополосных подключений к сети. А как раз с этим в России пока большие проблемы.

Cтраницы:   1   2   следующая

Не секрет, что для того чтобы получать современные услуги на базе IP (голос, данные, видео) пользователю необходимо, прежде всего, иметь широкополосный доступ в интернет. Впрочем, как утверждается на сайте Skype, для использования бесплатного в пределах этой сети базового голосового сервиса, достаточно канала от 36,6 кб/с, т.е. по сути дела — хорошего коммутируемого доступа по модемному соединению. Однако, во-первых, далеко не каждый dial-up обеспечивает такую минимальную и стабильную скорость соединения, во-вторых, пользователю будут недоступны многие интересные сервисы, требующие более широкой полосы, например, такие, как видеотелефония, не говоря уж о более ресурсоемких типа «видео-по-запросу». Следовательно, для того чтобы ощутить все возможности VoIP-коммуникаций по сравнению с «карточными» звонками в города и веси, без широкополосного интернета все же не обойтись.

«Главный вопрос тут — внимание государства в лице Мининформсвязи, Федеральной Антимонопольной Службы, Министерства Экономического Развития к стимулированию распространения собственно широкополосного IP-доступа, — считает Игорь Масленников, гендиректор компании CTI. — Сегодня он у нас ничтожно мал: по уровню проникновения широкополосного доступа Россия находится в нижней половине мирового табеля о рангах».

Если счет широкополосным IP-подключениям в развитых странах идет на десятки миллионов, а проникновение broadband исчисляется десятками процентов, то в России — на десятки тысяч и доли процента, соответственно. Действительно, в Южной Корее каждый четвертый житель является пользователем высокоскоростного интернета, в Дании и Нидерландах — каждый пятый. Для сравнения: по данным консалтинговой компании J'son&Partners, в России к концу 2004 года насчитывалось около 3,5 млн. пользователей широкополосного доступа, что составляет около 2,4% населения. При этом следует учитывать, что под «широкополосным подключением» в этой статистике понимались все технологии доступа, обеспечивающие скорость абоненту от 128 кбит/с, в то время как в развитых странах стандартом де-факто является канал 2 Мбит/c. Вывод очевиден: не будет массово развиваться широкополосный доступ в России — не будет и никаких сервисов, в том числе голосовых.

Широкополосная диспропорция

Среди основных причин отставания России от других стран в плане широкополосного доступа — монопольное положение местных телефонных компаний, владеющих основной канальной инфраструктурой — медью, пролегающей практически в каждую квартиру или офис. Вследствие этого в большинстве регионов страны наблюдаются чудовищные по своей величине тарифы на широкополосный доступ (если сравнивать их по отношению средней зарплаты в регионе/стоимость услуг высокоскоростного доступа в интернет). Наиболее благоприятная ситуация складывается в крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге, где скоростной и относительно доступный интернет можно получать как по технологии ADSL (проект «Стрим»), так и при помощи многочисленных домовых сетей. Но уже в паре сотен километров от столицы ситуация резко меняется, и тарифы могут в несколько раз превышать столичные. Вместе с тем и в благополучной по сравнению с регионами Москве доля затрат населения на широкополосный интернет по отношению к средней зарплате в 5-7 раз выше, чем в развитых странах.

Затраты на использование широкополосного доступа в некоторых странах, 2005

Провайдер/страна

Параметры тарифного плана*

Средние ежемесячные платежи, $

Доля затрат по отношению к средней зарплате

SoftBank (Yahoo! BB)/Япония

8 Мбит/c**, неограниченный доступ

30

менее 1%

AT&T / США

1,5 Мбит/c, неограниченный доступ

30

около 1%

British Telecom / Великобритания

2 Мбит/c, неограниченный доступ

54

около 1,5%

МТУ-Интел (СТРИМ)/ Россия, Москва

2 Мбит/c, 4 Гбайт в мес.

44

около 7%

*) параметры тарифных планов у различных операторов несопоставимы, выбирались наиболее близкие условия

**) здесь и далее указана скорость от абонента

Источник: CNews Analytics, 2005

Диспропорция развития услуг в российских регионах налицо. Так, если в Москве доля офисных широкополосных подключений, по данным J'son&Partners превышает 90% всех подключений, то в ряде регионов, например в южных областях России, до сих пор господствует dial-up[1]. В этом и других регионах доля высокоскоростных соединений из офиса не превышает 60-65%. Что касается частных пользователей выделенного доступа, то на их долю приходится всего около 17% всех домашних подключений к интернету. При этом без учета московских подписчиков данный показатель в целом по России падает ниже отметки 10%. Только одно из каждых 110-120 домохозяйств в нашей стране имеет широкополосный доступ в интернет.

Ситуацию не спасает наличие радиосетей, которые по своим расценкам доступны лишь отдельным остронуждающимся корпоративным пользователям или владельцам загородного элитного жилья. А надежды на стандарт широкополосных радиосетей WiMAX, который по версии Intel призван подключить к интернету «еще один миллиард пользователей» и вот-вот появится, могут быть разбиты ввиду традиционного дефицита частотного ресурса в стране.

Можно предположить, что ситуация сдвинется с мертвой точки лишь после приватизации «Связьинвеста» и его дочерних структур, после создания нормальной конкурентной среды. Большое значение имеет развитие и альтернативных, в первую очередь, беспроводных технологий, хотя они в обозримом будущем вряд ли смогут составить конкуренцию ADSL и другим кабельным технологиям.

Ставка на ADSL

Спецификой российского рынка широкополосного доступа (ШПД), по словам аналитика J’son&Partners Бориса Овчинникова, является ограниченность применения тех технологий, которые получили наибольшее распространение в других странах для обеспечения выделенного доступа в секторе частных пользователей. Более того, эти технологии, вероятно, не будут популярны у нас и в дальнейшем. Например, сети кабельного телевидения (КТВ), которые в ряде стран являются основным каналом широкополосных подключений, в России мало распространены. К тому же большая часть из них практически не приспособлена (по своему техническому уровню и состоянию) для передачи данных.

Понемногу развивается и мобильный интернет. Однако реально в России работает только низкоскоростная технология GPRS (на подходе более скоростная — EDGE), и предвестник сетей третьего поколения — технология IMT-MC-450 (CDMA 1X), которая используется оператором «Скайлинк» на ограниченной территории. Появления же полноценных сетей 3G в России стоит ожидать, по-видимому, не раньше начала 2007 года.

Медленнее, чем в других странах (в том числе и в странах Центральной Европы) происходит в России развитие ADSL-доступа в интернет. Основные тормозящие факторы — это высокая цена подключения, «неповоротливость» традиционных операторов и пр. В перспективе может возникнуть проблема, связанная с недостаточной пропускной способностью телефонной сети на «последней миле».

Способы подключения к интернету в России

Способ подключения

% от всех опрошенных

% от определенных ответов

Коммутируемый доступ

52,2

68,3

ISDN

3,1

4,0

Домовые/районные сети

14,1

18,4

ADSL

3,0

3,9

Сеть кабельного ТВ

1,4

1,9

GPRS

9,0

11,8

Другое

2,8

3,8

Не знаю

9,1

Нет интернета дома

14,4

Источники: J’son&Partners, VoxRu.Net, 2005

Между тем, мировой опыт показывает, что для оператора, который имеет сеть доступа, основанную на медной инфраструктуре, наиболее экономически выгодный способ решения задачи ШПД связан с использованием технологии ADSL. Такими операторами в России являются компании, входящие в холдинг «Связьинвест». Что же препятствует росту числа широкополосных подключений на базе этой технологии в целом по стране?

За исключением нескольких городов, у традиционных операторов фактически нет конкурентов, и они продолжают занимать монопольное положение на рынке широкополосного абонентского доступа по медным кабелям. В условиях постоянного роста абонентской платы за стационарный телефон, темпы роста которой существенно опережают темпы инфляции, межрегиональным компаниям (МРК) «Связьинвеста» нет особой нужды развивать широкополосный доступ. На сегодняшний день абонентская плата за телефон без НДС составляет около 150 рублей. Монополисты мотивируют ее повышение тем, что себестоимость эксплуатации одной телефонной линии составляет около 200 рублей, и предлагают увеличить ежемесячные платежи примерно до $10. В результате минимальная абонентская плата за ADSL у региональных компаний, по данным Института развития информационного общества, более чем в 3 раза превышает абонентскую плату в Москве и Санкт-Петербурге. А с учетом существенно более низких доходов в регионах «широкополосный разрыв» между центром и регионами еще более увеличивается.

[1] Здесь и далее, если не оговаривается отдельно, приводятся данные на конец 2004 г.

Cтраницы:   1   2   следующая

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS