Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Российские операторы отстают в IP-гонке

Более года назад крупнейшие национальные операторы Европы Deutsche Telekom и BT Group объявили программы перевода своих телефонных сетей общего пользования на протокол IP. Россия же в IP-гонке пока явно отстает. В число главных задач российских телефонистов сегодня входит цифровизация АТС.

Пожалуй, самый грандиозный проект по переводу «традиционных» сетей на интернет-протокол анонсировал британский национальный оператор связи British Telecom (BT). Временные рамки мегапроекта "Сеть XXI века" (21st century network, 21CN) стоимостью около £10 млрд. были обнародованы в начале июня прошлого года. Согласно амбициозным планам, рассчитанным на 5 лет, массовая миграция пользователей классических ATM и TDM-сетей на IP-технологию начнется в 2006 году, и уже к 2008 году основная часть потребителей услуг связи будет пользоваться конвергентными мультимедийными сервисами на базе новой IP-сети. К 2009 году планируется вывести имеющиеся сети ATM и TDM из эксплуатации.

Основная цель «самой радикальной в мире стратегии телекоммуникационного бизнеса» 21CN, озвученной главой подразделения BT Wholesale Полом Рейнолдсом (Paul Reynolds), сулит большие преимущества как конечным пользователям, так и самому оператору. Первые получат «любые коммуникационные услуги с помощью любого устройства, из любого места и с высокой скоростью»; второй — кардинально сократит затраты путем ликвидации поддержки сетей разных типов[1]. Кроме того, BT сможет предоставлять такие услуги на базе IP, которые либо вообще невозможны на основе старых технологий, либо их предоставление сопряжено с огромными затратами. Пользователи впервые получат возможность реально управлять сервисами, базирующимися на «повсеместном широкополосном доступе» — в ближайшие 5 лет BT обещает обеспечить высокоскоростным интернетом всех своих клиентов. Вне зависимости от типа используемого устройства пользователи смогут без проблем переключаться на тот или иной широкополосный канал.

Для увеличения пропускной способности на транспортном уровне медные кабели планируется полностью заменить на волоконно-оптические; частично оптические абонентские линии (fiber-to-the-home, FTTH) будут проложены и непосредственно в жилища и офисы клиентов.

Руководство BT не опасается лишиться доходов от междугородной и международной связи из-за перехода на технологию VoIP. "Голос поверх IP — это шанс, а не угроза", — утверждает главный технический специалист компании Мэтт Бросс (Matt Bross). Тем же традиционным национальным операторам, в случае если они не смогут «перестроиться», он предрекает довольно быстрое исчезновение.

Основной этап перевода абонентских линий под новую широкополосную IP-инфраструктуру с заменой оборудования состоится во второй половине этого года и должен завершиться в 2008 году. Уже выбран город для развертывания первого узла конвергентной связи в рамках мегапроекта — Кардифф. В сети протестируют два специальных устройства: мобильный телефон BT Fusion, переключающийся на домашнюю проводную линию IP-телефонии через Bluetooth, и BT LiveTime- систему передачи телевидения и цифрового радио на мобильные телефоны. Услуги начнут предоставляться только после установки сети в общенациональных масштабах. Первая очередь охватит также два соседних населенных пункта— Свенси (Swansea) и Ньюпорт (Newport), а затем в регионе установят еще 10 передающих станций.

Охватить сетью 30 млн. британских домов планируется за 4 года. На построение "Сети XXI века" планируется направлять около двух третей бюджета BT на капитальные затраты, составляющего £3 млрд. (около $5,5 млрд.) в год. Общая стоимость миграции абонентов BT на IP к 2009 г. оценивается в £10 млрд. ($18,2 млрд.) Компания рассчитывает, что эти вложения в будущую инфраструктуру позволят ей значительно снизить эксплуатационные расходы, так что уже в финансовом 2008/09 году экономия составит £1 млрд.

Тише едешь, дальше будешь?

Национальный телекоммуникационный оператор Германии Deutsche Telekom (DT), последовавший примеру BT, определил для перехода на IP более длительный срок — 8 лет. В настоящее время IP-телефония используется в сетях DT только выборочно, а к 2012 году вся телефонная сеть будет работать на основе интернет-протокола.

DT сознательно выделил себе больше времени на внедрение новой технологии. В отличие от BT, немецкий гигант только в 1998 году перевел телефонную сеть в Германии с аналогового на цифровой стандарт, что потребовало миллиардных вложений. Поэтому DT пока не готов вкладывать очередные миллиарды на введение IP-телефонии — эти инвестиции будут растянуты на 8 лет. Иначе, по словам эксперта в области телекоммуникаций Торстена Герпотта (Torsten Gerpott), концерну пришлось бы сразу списать все вложения на введение цифрового стандарта.

Что касается российских операторов традиционной телефонии, то до проектов, подобных тем, которые год назад анонсировали BT и DT, им еще далеко. В настоящее время одной из основных задач российских телефонистов является цифровизация АТС, и она будет длиться еще довольно долго. Например, полный переход сети МГТС, уровень цифровизации сети которой, как ожидается, должен вырасти с 24% в начале 2005 года до 30% к концу года, произойдет примерно к 2011-2012 году. В случае выполнения этих планов МГТС закончит свою модернизацию одновременно с Deutsche Telekom. Разница между этими проектами «только» в том, что в результате их реализации МГТС получит цифровую сеть, а DT — сеть, полностью построенную на IP.

Впрочем, есть мнение, что полный переход отрасли связи Западной Европы на технологию IP займет 15 лет и завершится только в 2020 г. При этом в 2006 году в стационарных сетях связи лишь 5% трафика будет полностью передаваться в IP-пакетах. Стало быть, у российского телекома еще есть шанс отстать не столь уж сильно.

VoIP-перелом

Между тем, по мнению аналитиков Infonetics Research, прошедший год был переломным в плане признания рынком технологии VoIP. Традиционные операторы во всем мире согласились с тем, что в новых условиях смогут сохранить свои прибыли лишь после перевода своих коммутируемых сетей в пакетные сети. Сервис-провайдеры инвестировали в покупку оборудования для сетей следующего поколения в 2004 году $1,73 млрд., и по прогнозам агентства к 2008 году эта сумма возрастет до $5,8 млрд.

Основные причины, которые указали 44 опрошенных сервис-провайдера со всего мира, собирающиеся строить или уже использующие новые VoIP-сети, — это возможность развертывания новых приложений и услуг, снижение затрат и использование интерфейсов на базе открытых стандартов.

Сферы применения телефонных сетей следующего поколения

Сферы применения телефонных сетей следующего поколения

Источник: Infonetics Research, 2004

Российские реалии

Несмотря на повсеместно декларируемые преимущества IP, крупнейшие российские операторы, претендующие стать провайдерами услуг дальней связи, пока не приняли окончательного решения относительно выбора технологии (протокола).

«Можно реализовать услуги дальней связи на классической технологии коммутации каналов, можно — на базе IP-технологий. Но точно определиться со способом реализации решения можно будет только после того, как министерство подпишет соответствующий документ», ­- говорит в интервью CNews Алексей Рокотян, старший вице-президент «ТрансТелеКом».

Основная причина «задумчивости» операторов относительно выбора технологий реализации дальней связи состоит в том, что регулятор отрасли еще сам четко не сформулировал свою позицию по этому вопросу. «...Требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы можно было эффективно реализовать услуги дальней связи на разных технологиях. Однако тот проект, который появился недавно на сайте Мининформсвязи, пока плохо увязывается с особенностями и возможностями IP-технологий», — считает г-н Рокотян. Он также добавил, что в настоящее время оператору, который не имеет классической телефонной сети, ее создавать с нуля просто бессмысленно: это и не эффективно, и не перспективно.

Таким образом, в то время как крупнейшие европейские национальные операторы окончательно сделали ставку на IP и приступили к строительству полноценных сетей следующего поколения, российские операторы все еще находятся в состоянии неопределенности. Требования Мининформсвязи к построению сетей дальней связи сначала ожидали в начале мая, однако этот документ до сих пор еще не вышел из «недр» регулятора. А цена этого документа для операторов очень высока: речь идет о серьезных инвестициях, которые либо станут, либо не станут эффективными.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Дмитрий Кондратьев: В СНГ VoIP-решения все еще менее популярны, чем традиционные

Дмитрий Кондратьев

На вопросы CNews отвечает Дмитрий Кондратьев, генеральный директор Avaya в России и СНГ.

CNews: Какие тенденции в настоящий момент доминируют, по вашим наблюдениям, на мировом рынке IP-телефонии? Как это коррелирует, на ваш взгляд, с ситуацией в российском сегменте?

Дмитрий Кондратьев: Прежде всего, стоит отметить, что сегодня в мире есть два основных направления развития IP-телефонии. Одно из них — это снижение стоимости связи, другое — повышение эффективности работы и доходов. Так, можно перевести IP-телефонию только на уровень инфраструктуры и значительно снизить расходы на связь, в том числе за счет снижения затрат на поддержание телекоммуникационной инфраструктуры и управления ею (cost of ownership). Другой способ развития этой технологии — развертывание на основе телекоммуникационной инфраструктуры различных бизнес приложений, интегрирование инфраструктуры с различными имеющимися на предприятии информационными системами, что поможет качественно повысить эффективность управления предприятия. Avaya сейчас делает акцент именно на этом подходе, и мы уверены, что другие компании тоже возьмут его на вооружение.

Действительно, оба названных направления широко представлены на рынке, и заказчик может выбрать сам, что для него важнее — снижение издержек или увеличение доходов от IP-телефонии. Мы полагаем, что в перспективе именно второй путь станет основной «движущей силой» развития рынка.

Кроме того, есть еще одна важная тенденция — конвергенция всех телефонных сетей. При этом под конвергенцией понимается не только собственно интеграция технологий, но и бизнес-аспекты. Мы, как и другие ИT-лидеры, работаем над слиянием фиксированной и мобильной связи (мы активно сотрудничаем с Nokia, Motorola, Proxim), а также над внедрением коммуникаций в бизнес-приложения и мобильные продукты, например, ноутбуки (совместные проекты Avaya и IBM, Intel).

Теперь о ситуации в России. По нашим оценкам, в России рынок IP-телефонии развивается несколько менее активно, чем в мире. Тем не менее, спрос на подобные решения здесь достаточно высок. Его сохранению способствует успешная деятельность и потребность в дальнейшем развитии наших основных клиентов — добывающих и производственных предприятий, организаций финансовой сферы, торговли, транспорта, органов государственного управления.

Кроме того, на Западе чаще всего происходит плановое обновление коммуникационных систем, и в рамках этого происходит миграция на более современные решения. В то же время у нас переход на IP-сети зачастую производится с целью замены полностью устаревшего оборудования.

Стоит также отметить, что ценовой фактор в России сегодня имеет для клиентов гораздо большее значение, чем дальнейшая выгода от использования IP-решений. Это и предопределяет специфику большинства российских проектов. Тем не менее, отношение к этому вопросу начинает постепенно меняться.

Полный текст интервью


[1] Компания рассчитывает, что к 2008-2009 гг. экономия на эксплуатационных расходах составит порядка £1 млрд.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS