Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Новое телевидение: время больших перемен

Новый технологический виток в развитии телекоммуникаций кардинально изменит облик рынков связи, медиа и рекламы. От многих вещей, которые кажутся нам сегодня вечными, уже лет через десять не останется и следа. Главным возмутителем спокойствия становится IPTV.

Перебирая десятки каналов, доступных в России сегодня, миллионы зрителей не могут остановиться ни на одном. Смертная скука. Любопытно, но такая ситуация характерна не только для России. Все больше людей по всему миру используют эфирное телевидение как калейдоскоп картинок за завтраком или ужином. Заканчивая трапезу, они отправляются к компьютеру, через который могут получить тот вид контента, который им действительно интересен. Особенно сильна данная тенденция среди молодежи. Современные телеканалы воспринимаются скорее как контент для стариков. Люди, относящие себя к интеллектуалам, часто с гордостью заявляют, что не смотрят телевизор, а те, кто действительно являются интеллектуалами, просто обходят молчанием эту тему, так как и обсуждать здесь нечего — и так все понятно. Но, похоже, что так будет не всегда.

Четвертое измерение

Подразумевать под телевидением только традиционное вещание было бы несправедливо. Широкий эфир — это первая и самая примитивная технология. За ним мир покорили кабельные и спутниковые системы, имеющие относительно большие возможности. Но, по сути, они не изменили концептуальных основ — человек у экрана оставался только потребителем аудио-видео сигнала (ограниченного и ориентированного на относительно массовую аудиторию).

Главными преимуществами IP-телевидения (IPTV), широкая презентация которого поставщиками началась в этом году, называют неограниченное число каналов, цифровые технологии, интерактивность и услуги по запросу. Эти и другие возможности впечатляют, но главное в том, что модернизация сетей позволит каждому абоненту получить доступ к видео-контенту, создаваемому миллионами таких же участников системы, как и он. Каждый сможет развивать собственный видео-канал. От потенциальной степени свободы зрителя захватывает дух.

Любой контент в любом месте

У разработчиков IPTV все в порядке с амбициями и фантазией. «Любой контент через любое устройство в любом месте» — только такой лозунг может впечатлить избалованного потребителя сегодня. За ярким фасадом поставщики обещают не менее яркое содержание: интеграцию на основе телевизора возможностей IP-телевидения, видео-телефонии, мобильной и фиксированной связи, сетевых игр, интернета и аудио-библиотек.

Главным условием, при котором все это великолепие начинает полноценно работать, является прокладка оптоволоконного кабеля оператора сети до каждой квартиры. Есть и компромиссные варианты, о которых чуть ниже. Сейчас речь идет о концепции. Пользовательский интерфейс доступа к сервисам реализован в виде меню на экране телевизора, навигация осуществляется с обычного пульта дистанционного управления. Главные разделы меню: телевидение, видео по запросу, игры, аудио, контроль платежей. Выбирая ту или иную опцию, пользователь получает нужный тип соединения с сервером провайдера, который транслирует необходимый контент, обеспечивает передачу голоса и данных. Технологическое ядро системы создано относительно давно и известно под названием Triple Play. Сегодня усилия создателей программно-аппаратных решений данного класса направлены на развитие их функционала и повышение устойчивости работы.

Трудиться есть над чем. Качество изображения должно быть уровня DVD, никакие задержки в трансляции сигнала или переключении каналов (как это бывает со спутниковым ТВ) недопустимы. Используя функцию сдвига программ по времени (Time-Shifted TV), зритель может нажать кнопку «пауза» и остановить программу, а также «перемотать» ее вперед или назад.

Для записи можно использовать локальный или сетевой видео-рекордер (PVR). В первом случае файл сохраняется на домашнем жестком диске, подключаемом через USB, во втором — остается на зарезервированном вами пространстве сервера провайдера. Очевидно, что в данном случае допускается одновременная запись нескольких программ. Удаленный доступ к файлам с помощью карманного компьютера или смартфона возможен как для локальных, так и для сетевых PVR.

Лидеры в технологиях IPTV

В силу того, что IPTV опирается, прежде всего, на технологии широкополосного доступа, лидерами в разработке решений для «четвертого телевидения» выступают компании, имеющие наиболее крепкие позиции именно в этом сегменте. Главными игроками на мировом рынке оборудования для скоростного доступа являются французская Alcatel (37,8%) и китайская Huawei (21,1%). Позиции Alcatel заметно укрепил стратегический альянс с Microsoft, относительно давно ведущей разработки ПО для IPTV. Компании создают единое интегрированное решение для поставки услуг IPTV. В рамках подписанного соглашения ведется совместная разработка приложений, решаются проблемы интеграции систем для управления контентом, безопасностью и правами интеллектуальной собственности. Главным вкладом специалистов Microsoft в развитие проекта называют решение проблемы задержек при переключении каналов и реализацию возможности «картинка в картинке».

Ящик, будь amigo

Трансляция видеосигнала по интернет-протоколу (IP) позволит разработчикам нового телевидения «смешивать» его с другими данными, которые давно передаются по сети — прежде всего с голосом и текстом. Пожалуй, дальше всех в разработке подобных миксов продвинулись в Alcatel. Решение AmigoTV позволяет телезрителям обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени с другими пользователями, используя для этого только обычный пульт (принцип набора текста на экране телевизора тот же, что и при отправке SMS). Система дружественного телевидения сообщает о поступившем телефонном звонке, который можно перевести на стационарный или мобильный терминал или же вести разговор, используя видео-телефонию.

Главную возможность — создавать собственные видео-каналы и получать доступ к библиотекам сообщества — разработчики Alcatel выделили в продукт MyOwnTV. На практике канал включается в меню наряду с остальными телевизионными каналами, и доступ к нему обеспечивается все с того же обычного пульта. Разработчики скромно позиционируют личные каналы граждан для трансляции домашнего видео и фото, хотя, понятно, что потенциал таких забав, может быть куда более значимым.

Оба сервиса могут включать доступ к платному контенту, и для удобства пользователей предполагается прозрачная биллинговая система. Информация о платежах выводится в одном из разделов меню телевизора. Благодаря доступному интерфейсу подписка на телеканал или иной вид сервисов на короткие промежутки времени (неделя, день) должна быть удобной.

План для операторов

Форум технологий широкополосного доступа, прошедший в октябре в Мадриде, продемонстрировал  высокий интерес разработчиков к идее нового телевидения. На стендах поставщиков телекоммуникационного оборудования исправно работали условные меню с условным IPTV. Нам довелось пощелкать пультом и, как посетители выставки, мы остались полностью удовлетворены. Но между экспозицией и реальным IP-эфиром, «вещающим» на массовую аудиторию, лежит поле огромных усилий операторов. Как быстро они сумеют привлечь необходимые средства для инвестиций в инфраструктуру? Проходят годы, но огромные затраты телекомов на развитие сетей мобильной связи третьего поколения пока так и не окупились. В России дело до сих пор не дошло до нормального лицензирования этой сферы услуг. Как быстро операторы смогут найти удачную бизнес-схему, учитывающую помимо их собственных целей, интересы рекламодателей и возможности зрителей?

Масштаб требований к надежности инфраструктуры IPTV обуславливает и масштаб проблем, которые требуют своего решения. Прежде всего, речь идет о безопасности. IP-сети традиционно являются не самым безопасным фундаментом: атаки DoS на уровне сетевых узлов и на пользовательском уровне, лавины «мусорного» трафика, неаутентифицированный пользовательский трафик. Отдельная тема — кража услуг и конфиденциальной информации, а также защита прав интеллектуальной собственности.

Между тем, потенциал четвертого телевидения не может не манить провайдеров, прибыльность бизнеса которых напрямую зависит от величины расходов абонентов. Последний показатель неуклонно снижается, и для его роста постоянно нужны новые привлекательные сервисы. Судьба местной и международной телефонии как бизнеса уже сегодня поставлена под удар быстро развивающимися бесплатными IP-сервисами. Средний размер доходов в Европе от предоставления услуг высокоскоростного интернета не поднимается выше 30 евро на абонента. По данным Alcatel, видео-сервисы, уже запущенные провайдерами по схеме Triple Play, увеличивают платежи абонентов в 2-3 раза. В случае успешной реализации, IPTV способно стать стратегическим ресурсом, коммерческий потенциал которого можно развивать долгое время.

Сказать определенно, когда IPTV станет повседневностью в России, где уровень цифровизации обычных АТС до сих пор не превышает 30%, довольно сложно. Но сама идея кажется крайне привлекательной для абонентов, и именно это делает ее жизнеспособной.

Максим Казак / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS