Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

Для "мегааськи" не осталось преград

"Мегааська" - конвергентная система, объединяющая ICQ, e-mail и VoIP - скоро появится в телефонах, ноутбуках и КПК. Практически рухнул последний барьер на ее пути - отсутствие единого протокола взаимодействия.

Реанимация адресной книги

Любому пользователю сотовой связи и электронной почты хорошо знакомо такое понятие, как адресная книга, в которой хранятся «контакты» — данные о других абонентах с указанием ФИО, номеров телефонов, адресов электронной почты и другие реквизиты. Известно также, что эти данные статичны — т.е. могут изменяться непосредственно владельцем мобильного телефона или почтовой программы. Вместе с тем адресная книга может содержать не только фиксированную пользователем информацию, но и динамическую, которая задается самими адресатами, находящимися в списке. Новые элементы, таким образом, формируют еще одно измерение адресной книги — информацию о степени доступности абонента — так называемый Presence.

С помощью этой функции пользователь в режиме реального времени получает, к примеру, сведения о том, чем в текущий момент заняты его адресаты, где они находятся, и в соответствии с этим выбирает предпочтительный способ связи с ними. Таким же образом он может создать свой собственный "облик" в адресных книгах других абонентов, где значится его имя. Подобный сервис Presence уже используется в многочисленных интернет службах, предоставляющих услуги передачи мгновенных сообщений и голоса между абонентами — MSN, ICQ, Yahoo IM, AOL IM, Skype и др[1].

«Видимое на поверхности (с точки зрения конечного пользователя) отличие подобных систем, от телефонов заключается в том, что вызов осуществляется, прежде всего, через записную книжку — через список своих абонентов, — считает Борис Тышкевич, вице-президент российского представительства CommuniGate Systems. — Данный подход в подобных системах принят основным и активно используется при построении клиентских программ, что принципиально отличается от классического телефона (даже сотового), где основа — это ввод цифрового номера, а записная книжка доступна как отдельно запускаемое приложение».

Другим важным отличием "записной книжки" подобных систем, от записной книжки сотового или DECT телефона является то, что в системах передачи мгновенных сообщений мы видим «живой» список абонентов, с их статусами присутствия (Presence).

Простейший вариант Presence в некоторых смартфонах уже реализован. Однако универсального мобильного сервиса, в котором интегрированы голосовая связь, мгновенные сообщения и функция Presence, еще нет.

Например, Nokia 7270 поддерживает "улучшенное представление контактов, позволяющее сообщать о своей доступности друзьям и близким". Служба присутствия, реализованная в этой модели (ее также должен поддерживать и сотовый оператор), позволяет контролировать информацию, которая предоставляется другим пользователям — информацию о доступности абонента, сообщение о состоянии и логотип, а также контролировать список пользователей, которым разрешен просмотр информации о присутствии абонента. Кроме того, в телефоне можно создавать список контактов, для которых требуется получать информацию о состоянии присутствия (в этом случае доступ к таким данным должен быть разрешен пользователем).

«Возможность публиковать изменения своего статуса присутствия и видеть подобный статус у своих партнеров - есть еще один способ электронной коммуникации, — продолжает Борис Тышкевич, CommuniGate Systems. — Очень часто статус присутствия может дать достаточно информации для того, чтобы сделать правильное решение: совершить голосовой вызов, отправить e-mail или мгновенное сообщение. Очень важно, что партнеры, которые видят изменение статуса присутствия, чувствуют определенное психологическое сближение, что в ряде случаев увеличивает как производительность, так и качество труда».

Он также отметил и несколько недостатков подобных систем, реализованных в указанных выше интернет службах. В их числе, прежде всего, ограниченность аудитории — коммуницировать можно только с абонентами данного интернет-сервиса, и если ваш партнер использует иной сервис, то для коммуникации с ним придется зарегистрировать имя в указанной сети. Коммуникация с абонентами другого сервиса невозможна из-за использования нестандартных и несовместимых друг с другом протоколов передачи сообщений. В результате может сложиться ситуация, когда один человек регистрируется одновременно в 4-5 различных сетях с различными цифровыми и буквенными идентификаторами. Другим недостатком, по его мнению, является невозможность подключения телефонных аппаратов — говорить можно только через компьютер, что для определенной категории клиентов может быть не очень удобным.

Телефонисты и интернетчики всех стран, объединяйтесь!

Передавать голос по интернету можно не только при помощи таких интернет служб как Skype и им подобных — этот сервис, часто «обвешанный» классическими дополнительными сервисами (автоответчик, переадресация и пр.), оказывают так называемые новые телефонные операторы, обслуживающие в мире не менее 10 млн. абонентов. Подписчикам устанавливается специальный телефонный аппарат, включающийся непосредственно в интернет, или простейший шлюз, позволяющий подключить обычный аналоговый телефон.

“Здесь сделан шаг вперед по отношению к карточной телефонии, так как клиент попадает на VoIP оператора через интернет, минуя телефон доступа в обычной телефонной сети, — считает Борис Тышкевич. — Более того, клиенты одного оператора могут звонить друг другу, при этом их голосовой трафик никак не попадает в обычную телефонную сеть».

Вместе с тем он отмечает, что связь клиентов различных операторов, даже использующих одну технологию, обычно осуществляется через классическую телефонную сеть, что обусловлено использованием стандартной телефонной адресации абонентов. «Такие операторы не ушли далеко за рамки старой парадигмы телефонной сети, они просто выдают обычные телефонные номера, конкурируя со старыми телефонными компаниями за счет более низких тарифов».

Сейчас на рынке сложилась реальная потребность в объединении компаний — «новых телефонистов» и интернет-сервисов в единую сеть передачи голоса и сообщений, используя лучшие элементы взаимодействия, опробованные на различных пользователях как сетей VoIP телефонии, так и систем передачи мгновенных сообщений.

Битва протоколов: SIP победит?

В перспективе эксперты ожидают конвергенции телефонных и интернет-сервисов в единую услугу. Основной вопрос здесь — какой протокол взаимодействия станет доминирующим?

“Если сегодня говорить о передаче голоса и мгновенных сообщений, то мы быстро приходим к протоколу SIP. Точнее к группе протоколов, описанных IETF[2] в достаточно большом наборе RFC[3]. Есть все основания полагать, что этот протокол сможет повторить путь SMTP[4] и стать доминирующим, — считает Борис Тышкевич. — Слишком много внимания и поддержки оказано ему не только различными производителями оборудования и ПО, но телекоммуникационными операторами и владельцами крупных интернет-порталов. Возможно, это будет какая-то модификация протокола, обусловленная его развитием и расширением».

Он напомнил, что в протоколе SIP используется знакомый всем со времен электронной почты идентификатор вида login@domain, что дает возможность совершить вызов или послать мгновенное сообщение, указав привычный e-mail абонента. Это существенное отличие от существующих систем и сетей, поскольку вместо многочисленных номерных идентификаторов (телефонных номеров, номеров в системах передачи мгновенных сообщений, иных идентификаторов) человек может использовать свой адрес электронной почты для всех видов электронной коммуникации, включая e-mail, голос, мгновенные сообщения, статус присутствия, видеоконференции и т.п.

Основным препятствием на пути взрывного распространения новой коммуникационной среды является использование нестандартных протоколов передачи голоса и сообщений в различных сетях. Впрочем, в течение последнего года ситуация постепенно стала меняться — операторы IP-телефонии постепенно уходят с устаревшего протокола H.323 в пользу протокола SIP. А в Америке и Европе этот процесс уже завершился, и практически все операторы VoIP сегодня строят свои сети на основе протокол SIP и различном оборудовании на его основе. Потребность конечных пользователей в дополнительных услугах ведет к неизбежной миграции с Н.323 на SIP, считает Николай Ильин, президент и один из основателей компании RealEast Networks.

“Параллельно с этим владельцы крупнейших интернет-сервисов по передаче мгновенных сообщений — Microsoft и Yahoo поддержали протокол SIP и его расширения SIMPLE[5] для передачи мгновенных сообщений и статуса присутствия, — продолжает Борис Тышкевич. — Новые клиенты услуг мгновенных сообщений этих компаний уже включают в себя поддержку этого протокола. Также существует ряд косвенных сообщений о том, что P2P система Skype умеет взаимодействовать с SIP сетями для передачи голоса».

Таким образом, есть все основания предполагать, что различные сети, системы и сервисы по передаче голоса и мгновенных сообщений в сети интернет в ближайшем будущем объединятся, и наконец появится возможность звонить и передавать сообщения абонентам другой сети, как это давно работает в классической телефонной сети и при передаче электронной почты. Он не сомневается в том, что это взаимодействие будет происходить непосредственно через интернет не только для передачи мгновенных сообщений, электронной почты, видеоконференций, но и для передачи голоса.

“Нет никаких технологических оснований выделять один из способов электронной коммуникации и передавать его иными путями, за иные деньги, — убежден Борис Тышкевич. — Телекоммуникационным компаниям и государственным регулирующим органам рано или поздно придется понять, что передача голоса — это такое же компьютерное приложение, как и многие другие. Уже сегодня любой телефон, обладающий функцией тонового набора, имеет внутри процессор и, по сути, является маленьким компьютером. Вопрос исключительно в мощности процессора, в сложности этого компьютера и использованных в нем протоколах взаимодействия».

Виталий Солонин / CNews Analytics

[1] В этом случае услуга представляется через компьютер, в качестве идентификатора абонента используется уникальный для конкретной системы идентификатор. Иногда предоставляется возможность совершать голосовые звонки в классическую телефонную сеть через специальные шлюзы.

[2] IETF (Internet Engineering Task Force) — открытое международное сообщество проектировщиков, ученых, сетевых операторов и провайдеров, созданное в 1986 г., которое занимается развитием протоколов и архитектуры интернета.

[3] RFC (Request for Comments) — запрос для комментариев

[4] SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) — стандарт де-факто среди почтовых интернет-протоколов. Используется для отправки почты от пользователей к серверам, и между серверами для дальнейшей пересылки к получателю.

[5] SIMPLE — SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS