Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics IT Expert

IP-телефония выходит из запаса

Рынок IP-телефонии демонстрирует в последние годы не только количественный, но и качественный рост. Из разряда запасного канала связи этот вид коммуникаций постепенно переходит в статус основного, вместе с новыми видами пакетных услуг, включая VoIP.

Довольно долгое время IP-телефония, «завезенная» в Россию лет 10 тому назад, использовалась в основном для транзита телефонного трафика через публичный интернет. Это вызывало негодование традиционных операторов, считавших, что их трафик таким образом просто «уводят». Со временем стало ясно, что IP-телефония может во многих случаях, наоборот, создавать дополнительный трафик, расширяя спектр доступных сервисов для абонентов и увеличивая доходы операторов. Многие из этих сервисов традиционная телефония не может обеспечить, либо их внедрение сопряжено с большими капитальными затратами. В результате, классическая фиксированная телефонная связь рано или поздно рискует просто исчезнуть — если, конечно, сама не перейдет на IP.

США: Vonage и Skype задают темп

Пример американской компании Vonage, сервисы от которой доступны, помимо США, в Канаде и Соединенном Королевстве, стал хрестоматийным. Напомним, что один из тарифных планов (Premium Unlimited) предполагает за $25 в месяц бесплатные звонки по всей территории США (включая Пуэрто-Рико) и Канаде с большим количеством дополнительных услуг: голосовая почта, АОН, ожидание и переадресация вызова и т.п. Международные звонки стоят несколько центов в минуту, например, связь с Парижем обойдется в 3 цента, а с Сиднеем или Тель-Авивом — в 4 цента. При этом указанная выше сумма $25 составляет менее 1% от средней зарплаты в США, что эквивалентно примерно 60-70 руб. в месяц для среднестатического россиянина, получающего около 7 500 рублей в месяц. Таким образом, за сумму в два-три раза меньше «стандартной» абонентской платы за телефон в России пользователи могли бы получать бесплатные звонки по всей территории страны и еще в соседнее государство, например, на Украину (аналог «бесплатной» Канады в случае с США).

Поэтому неудивительно, что Vonage сегодня — один из самых крупных и быстрорастущих провайдеров услуг VoIP в США, имеющий около 500 тысяч подписчиков. Всего в США, по самым скромным подсчетам, около 1 млн. пользователей используют услуги, подобные тем, которые предоставляет Vonage[1]. До 2008 года, по прогнозам исследовательских агентств, их число будет стремительно расти. Так, Frost & Sullivan оценивает количество американцев, которые подпишутся на услуги телефонии по IP-каналам в 16 млн., а The Yankee Group — в 17,5 млн. Между тем, в конце 2003 года в США было всего 131 тыс. пользователей этого сервиса, предоставляемого по широкополосным каналам, организованным на базе абонентских телефонных линий и сетей кабельного телевидения (КТВ).

Еще более впечатляющие прогнозы получаются, если к абонентами IP-телефонии отнести тех, кто загружает коммуникационное программное обеспечение, подобное Skype, и использует бесплатные (в пределах сети) сервисы. В этом случае в ближайшее 4 года число «сетевых» пользователей IP-телефонии достигнет 200 млн. по всему миру, считают в консалтинговой фирме Ovum.

В настоящий момент дела у Skype идут в гору. Недавно в США объявлены лауреаты ежегодной премии Webby Awards, считающейся самой престижной наградой за достижения в области интернет-сайтостроительства и называемой многими "Оскаром" для интернета. Среди победителей этого года — сервис Skype, получивший первое место в номинации "Лучшее телекоммуникационное решение". Число пользователей SkypeOut достигло к началу марта 2005 года одного миллиона, а ежедневный прирост пользователей программы превышает полторы сотни тысяч в день к уже имеющимся 30 миллионам.

Секрет успеха прост: удачный аудиокодек, дружественный интерфейс, удобство настройки и установки, а самое главное — бесплатность (основную прибыль Skype получает за счет приземления телефонных звонков, сделанных с компьютера через интернет, на обыкновенные проводные или сотовые телефоны, расположенные в разных странах)[2].

Кроме того, в сети Skype постоянно появляются новые сервисы, например, возможность проведения видеоконференций. Правда, пока число их участников ограничено двумя. Примерный трафик при среднем качестве видео: исходящий — 8 Кбит/с, входящий — 18 Кбит/с, что, в общем, совсем немного.

В марте этого года на официальном сайте компании появилась возможность скачать новую бета-версию программы Skype, которая содержит в себе множество новых функций, таких как централизованный контакт-лист (aka ICQ), функция SkypeIn, Voicemail, возможность отправления нескольких файлов одновременно, а также множество изменений и доработок.

Другое нововведение, планируемое компанией Skype Technologies в этом году — запуск мобильной версии программного обеспечения Skype. Новая версия продукта будет доступна для устройств, поддерживающих Embedded Linux, Symbian и Windows Mobile. Мобильное решение от Skype Technologies носит неофициальное название SkypeMobile и предназначается для аппаратных средств, осуществляющих функционирование в двойном режиме (GPRS + WiFi). Компания надеется, что многие производители портативных устройств захотят установить VoIP-приложение на свою продукцию.

Не секрет, что Skype сделала вызов крупным телефонным компаниям, которые постоянно лоббируют свои интересы. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах отмечались случаи блокирования местным провайдером-монополистом Emirates Internet and Multimedia доступа к сайту skype.com, не оставляя пользователям возможности пополнить счет в SkypeOut. Мотивы этого могут быть экономические: в Эмиратах живут 2,5 млн. чел, из которых 1,6 млн. — не национальные жители. Телефонов здесь больше чем людей — 1,1 млн. обычных и 2,9 мобильных. При этом Etisalat владеет монополией на телефонную связь. Также возможны и политические мотивы — все переговоры в Skype автоматически шифруются, что делает прослушивание разговоров задачей дорогой и сложно выполнимой.

Как бы то ни было, согласно исследованию американского телефонного гиганта AT&T, дюжина крупнейших транснациональных компаний уже совершают международные звонки через интернет. 43% американских фирм используют, либо планируют использовать технологию VoIP в ближайшем будущем. В числе крупнейших брендов, сделавших ставку на IP — «Боинг», «Форд» и Bank of America.

Главной движущей силой VoIP-индустрии, по мнению экспертов The Yankee Group, являются крупные операторы КТВ, развернувшие инфраструктуру для предоставления широкополосного доступа в интернет. К их числу относятся компании Cablevision, Time Warner и Cox, которые начали осваивать IP-телефонию еще в 1997 году. В нынешнем году появилась и "третья сила" — признанные телефонные операторы. AT&T, Verizon и Qwest уже приняли программы развертывания абонентских IP-телефонных сетей. Sprint, SBC и BellSouth ведут себя более осторожно и пока в основном только присматриваются к новому рынку.

Европа: в ожидании бума

Количество европейцев, использующих IP-телефонию, в ближайшее время должно резко увеличиться — до 22 млн. человек к 2008 году, по прогнозам IDC. В 2003 году в Европе насчитывалось не более 500 тыс. пользователей VoIP, но уже в конце 2004 г. показатель превысил 2,5 млн.

IP-телефония переходит из разряда запасного канала связи в основное средство голосовой коммуникации вместе с новыми видами пакетных услуг, включая VoIP. Обычным телефонным компаниям тоже приходится задумываться о предоставлении этого вида связи. В противном случае, потеря клиентуры, как считают в IDC, неизбежна.

Число пользователей IP-телефонии в Европе и США, млн. чел.*

Число пользователей IP-телефонии в Европе и США, млн. чел.*

*) данные на 2008 год — прогноз

Источник: IDC, The Yankee Group, 2004

Япония: вне конкуренции

80% пользователей голосовых IP-услуг всего мира проживают в Японии. В стране Восходящего Солнца IP-телефония фактически замещает традиционную фиксированную телефонную связь. Действительно, по данным японского Министерства коммуникаций, число абонентов IP-телефонии в стране по итогам 2004 года выросло на 57,2% до 8,3 млн., а число пользователей традиционной фиксированной телефонной связи — уменьшилось на 1% до 59,61 млн. По прогнозу министерства, количество абонентов IP-телефонии в Японии к концу 2005 года может достигнуть 10 млн.

Интенсивное развитие интернет-технологий в этой стране во многом обязано усилиям компании Softbank, которая для продвижения своих услуг широкополосного доступа, бесплатно предлагала клиентам необходимое оборудование. Предложив подписчикам трехлетний контракт, компания предоставила целый пакет услуг под названием Yahoo! BB, наиболее важной частью которого стала IP-телефония. И хотя другие телекоммуникационные компании также начали предлагать VoIP, Softbank продолжает лидировать на этом рынке примерно с 5 млн. подписчиков.

Одной из главных привлекательных особенностей является бесплатное и неограниченное время разговора между подписчиками одной услуги. Стоимость же международных звонков в десятки раз меньше, чем у традиционных компаний. Так, VoIP-звонок в США обойдется пользователю в 8 йен за 3 минуты разговора, а крупнейший телефонный оператор NTT попросит за эту же услугу уже 60 йен всего за 1 минуту.

Еще одним немаловажным фактором успеха IP-телефонии является отсутствие необходимости что-либо изменять в привычной схеме телефонных звонков. Используется стандартный телефонный аппарат, и даже номер абонент может оставить прежний. Единственным крупным недостатком является невозможность выполнить VoIP-звонок в службы спасения. Но, ввиду того, что пользователи Yahoo! BB продолжают оставаться клиентами NTT, такой звонок автоматически переадресуется в обычную телефонную сеть.

Теоретически, для того, чтобы получать широкополосный интернет по технологии ADSL и на его основе пользоваться голосовыми услугами BBPhone подписчикам Yahoo! BB не обязательно иметь телефонную линию от NTT, однако на практике они все-таки «привязаны» к этому оператору. Это происходит, главным образом, потому что сроки подключения у других операторов растягиваются, по крайней мере, на 1 месяц (из-за необходимости отправки документов по обычной почте) и лишь незначительного выигрыша в тарифах.

Главный вопрос: "Когда?"

В настоящее время вопрос о том, будет ли IP-телефония распространена повсеместно, следует переформулировать так: КОГДА она будет воплощена в жизнь. Сейчас для того, что совершать звонки через интернет, достаточно иметь компьютер и специальную телефонную гарнитуру, либо телефон с адаптером. Конечно, не исключены и другие варианты, например, звонки через IP-телефон или мобильный телефон с поддержкой Wi-Fi. Последними планирует снабдить своих подписчиков вышеупомянутая компания Vonage. Телефон стоимостью до $100 обеспечит недорогой телефонной связью подписчиков на услуги Vonage, находящихся в зоне действия одного из многочисленных хот-спотов. Жаль, что данный сервис будет доступен пока только в США, Канаде и Соединенном Королевстве — там, где доступны услуги провайдера. В бэта-версии тестируемых услуг существуют ограничения и на тип хот-спотов: в сети Starbucks, отелях и аэропортах, как правило, требуется авторизация для доступа в сеть, и данный сервис Vonage нельзя использовать.

В будущем для реализации телефонных IP-сервисов могут быть задействованы самые разнообразные устройства, например телевизор, на экране которого можно наблюдать лицо говорящего (впрочем, такие сервисы существуют уже сейчас). Стереотип о том, что телефонный номер жестко связан с конкретным местом, где установлен телефон, постепенно уходит в прошлое. При этом речь идет не только о мобильной связи — сейчас человек, находящийся в Мумбай, может купить номер с кодом Манхэттена и «носить» его с собой повсеместно. Путешественники могут звонить по низким тарифам прямо со своих ноутбуков.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Саид Алимбеков: Будущее IP-телефонии будет определяться появлением новых сервисов, невозможных в обычной телефонной сети

Саид АлимбековНа вопросы CNews отвечает Саид Алимбеков, первый заместитель генерального директора компании "КОМСТАР-Объединенные ТелеСистемы".

CNews: Как бы вы оценили текущую ситуацию на российском рынке IP-телефонии?

Саид Алимбеков: Для относительно молодого рынка, начавшего свое формирование в России около 5 лет назад, IP-телефония демонстрирует очень хорошую стабильную динамику развития. Несмотря на риски, связанные с регулированием услуг, в настоящее время сложились самые благоприятные условия для альтернативных операторов в области IP-телефонии. Дальнейшее резкое снижение цен на оборудование VoIP и либерализация рынка междугородной и международной связи сделают этот сегмент еще более привлекательным. Сам рынок условно можно поделить на три сектора: индивидуальные пользователи (потребители телефонных и универсальных карт), корпоративные пользователи и межоператорский сектор. Все больший интерес к услугам, предоставляемым на базе IP-протокола, проявляют корпоративные заказчики, получающие возможность использования современных конвергентных бизнес-систем IP-телефонии. Что касается сегмента частных пользователей, то рынок карт предоплаченного доступа отличает незначительная, но постоянная динамика спроса. Вообще успех IP-телефонии и ее будущее будут определяться появлением новых сервисов, которые невозможны в рамках обычной телефонной сети.

Полный текст интервью


[1] Источник: The Yankee Group по состоянию на конец 2004 г.

[2] На сегодняшний день покрыто 22 страны (США, Канада и страны Западной Европы). В России приземление звонков Skype осуществляется в Москве и Санкт-Петербурге.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS