Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Что и зачем внедряют банки?

Что и зачем внедряют банки? Решение о внедрении тех или иных информационных систем банки принимают, исходя из наиболее насущных проблем. Часто выбор ПО и приоритетность информатизации подразделений сильно привязаны к профилю банка, хотя существуют и общие для всех финансовых организаций потребности. В настоящий момент российские банки более всего ориентированы на внедрение систем автоматизации розничных услуг и интеграционные платформы.

Решение о выборе ПО, поставщика ИТ-услуг и аспекта автоматизации принимают топ-менеджеры банков, при этом вопрос, насколько выбранная стратегия информатизации оптимально соответствует бизнес-стратегии, остается открытым. Надежных методов оценки эффективности внедрения тех или иных решений на начальной стадии не существует. Чаще всего определяющим фактором становится видение проблемы начальниками внутренних ИТ-отделов и руководством банка. В любом случае, стратегия информатизации — результат длительного согласования. Причем зачастую в процессе согласования не последнюю роль играет внутрибанковское лоббирование (аналогичные явления можно наблюдать и при информатизации промышленных предприятий). Не всегда разработчики программного обеспечения, использовавшегося в банке ранее, легко соглашаются на внедрение новых систем.

С учетом достаточно длительной истории информатизации этого сектора, на сегодня здесь существуют несколько ИТ-векторов. Многие банки внедряют системы бюджетного планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов. Другие видят своей первоочередной задачей внедрение систем автоматизации розничных банковских услуг. Третьи стремятся к пофилиальному внедрению интегрированных банковских систем. Банки с низким уровнем инвестиций в ИТ могут ограничиться автоматизацией ведения кредитных договоров юридических и физических лиц, бухгалтерского учета и расчетно-кассового обслуживания, межбанковских расчетов.

Системы бюджетного планирования

При внедрении систем бюджетного планирования важно, чтобы ПО было достаточно гибким для интеграции с другими информационными системами банка. В целом, системы бюджетного планирования сами по себе не будут хорошо работать без наличия консолидированного хранилища данных, из которого можно получить достоверную информацию о фактическом положении дел.

Любое бюджетное планирование по прошествии отчетного периода завершается сравнением "план-факт". Если банк имеет развитую филиальную сеть, то плановику, для того чтобы получить "на выходе" этот самый "факт" и сравнить его с планом, необходима консолидированная управленческая отчетность в удобной для него форме. По этой причине некоторые банки изначально строят свою ИТ-стратегию, исходя из комплексного подхода к решению управленческих задач.

У отдельных банков существует специфическая потребность управлять финансовой деятельностью своих клиентов удаленно. Банк заинтересован в планировании бюджетов клиентов (которые могут являться частью сложных отношений взаимного участия в капитале), следить за целевым использованием средств, контролировать исполнение бюджетов. Соответственно, разработчики предлагают специальные решения на базе систем электронного банковского обслуживания.

Корпоративные порталы

Другая немаловажная потребность банков — внедрение так называемых корпоративных порталов интранета. Цель реализации подобных проектов состоит в автоматизации информационного обеспечения филиалов и подразделений банка, а также взаимодействия между сотрудниками этих филиалов. По сути, создание таких порталов (фактически - автоматизации документооборота в рамках всего банка, включая филиалы) означает первый шаг к централизованному управлению и анализу деятельности как головного офиса, так и всех филиалов банка.

Потребность в подобных решениях сильна как у коммерческих банков, так и у ЦБ. Препятствиями на пути продвижения корпоративных порталов являются недостаточное качество линий связи и проблемы информационной безопасности. У крупнейших банков число подключенных пользователей может достигать нескольких тысяч.

Автоматизация розничных банковских услуг

Комплексная автоматизация розничных банковских услуг в первую очередь необходима тем банкам, профиль которых включает потребительское кредитование, работу с пластиковыми картами, валютными и рублевыми вкладами, прием коммунальных платежей, обмен валюты, работу с индивидуальными сейфовыми ячейками.

Исполнение подобного проекта включает в себя установку и отладку программного обеспечения удаленных рабочих терминалов, автоматизацию потребительского кредитования, заключающуюся, в частности, в возможности удаленного ввода анкеты заемщиков в режиме онлайн. Помимо этого, необходима отладка работы Call-центра, так чтобы клиент, который позвонил по телефону, мог бы быстро получить информацию по своему кредитному договору.

Автоматизация розничных услуг может производиться независимо в каждом филиале и, в принципе, не привязана к комплексной информатизации. Например, если головной офис и ряд филиалов находятся в крупных городах, а другие отделения в городах с менее развитой информационной инфраструктурой, ничто не мешает банку реализовать проект только в крупных филиалах.

Интегрированные банковские системы

Важнейшим шагом на пути к централизованному управлению банком сегодня становится внедрение интегрированных банковских систем (ИБС). Модули ИБС обеспечивают автоматизацию розничных банковских услуг, автоматизацию кредитной деятельности, интернет-банкинг, операционный день. Для внедрения ИБС в банке по-новому выстраивается хранилище данных, к которому привязан модуль, обеспечивающий управленческий учет и комплексный финансовый анализ. Выстроенное заново хранилище данных позволяет использовать специализированные приложения для формирования отчетности в соответствии с международными стандартами. Здесь происходит своего рода стыковка управленческого учета и создания отчетности в соответствии с МСФО.

Топ-менеджерам необходимо ежедневно получать достоверную информацию о финансовом состоянии банка. Международные стандарты отчетности построены таким образом, что созданные на их основе управленческие отчеты наиболее прозрачно отражают текущую деятельность. Именно поэтому их целесообразно использовать в управленческом учете. Следует помнить, что большинство крупнейших банков — часть крупных финансово-промышленных групп. В связи с этим, требования к ИБС и хранилищу данных шире потребностей банка. Поскольку банк — финансовый центр группы, приложения, которые формируют отчетность, должны поддерживать возможность ее консолидации по всем компаниям, входящим в группу. Естественно, что отлаженная технология формирования отчетности по международным стандартам означает выполнение требований ЦБ и доверие иностранных контрагентов.

К сожалению, внедрение ИБС — весьма дорогое удовольствие. Многие банки не могут себе позволить осуществить подобный проект в короткие сроки, поэтому, как правило, внедрение происходит пофилиально и занимает не один год. Пофилиальное внедрение позволяет проводить своего рода эксперименты, тестируя и аккуратно настраивая систему в разных ситуациях и постепенно вырабатывая целостную концепцию информатизации всего банка. После отладки системы на одном из филиалов, дальнейшее внедрение не должно содержать принципиальных технических трудностей.

Существуют также объективные трудности, связанные с реструктуризацией базы данных (зачастую ее приходится формировать и заполнять заново) и обновлением средств работы с ней. Кроме того, возникает проблема автоматизации документооборота между филиалами и головным офисом банка. Пока проект находится на стадии реализации, взаимодействие между филиалами и головным офисом происходит посредством специальных приложений.

Банки реализуют разные ИТ-стратегии, в зависимости от собственного видения потребностей бизнеса, стоимости систем, территориального распределения филиалов. Так или иначе, стратегии банков различаются степенью комплексности. Одни информатизируют только отдельные бизнес-процессы, постепенно вовлекая в единую информационную систему остальные подразделения (идут от частного к общему), другие сразу делают ставку на комплексную информатизацию (идут от общего к частному).

У первой стратегии есть один существенный недостаток — повышенные требования к гибкости внедряемых модулей. Они должны очень хорошо стыковаться между собой, чтобы однажды "слепленная из кусков" информационная система не дала сбой. При этом при информатизации разных бизнес-процессов разными ИТ-компаниями, подобные сбои весьма вероятны. Недостаток второй (целостной) стратегии сводится к достаточно высокой стоимости проектов. Выбор остается за банками.

Сергей Агабеков, Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Александр Хренков: Инвестиции в инфраструктуру по-прежнему составляют основную долю ИТ-бюджета банка

Александр ХренковИнтервью CNews дал Александр Хренков, заместитель генерального директора, руководитель подразделения "ТехноСерв А/C" по работе с финансовыми организациями.

CNews: Каковы сегодня, на ваш взгляд, ключевые тенденции информатизации финансового сектора России? Как вы оцениваете динамику этого рынка?

Александр Хренков: На заре полноценной информатизации отрасли, то есть в 90-х годах прошлого века, основные задачи, стоящие перед ИТ-департаментами финансового сектора, лежали в плоскости автоматизации бухгалтерии и других бэк-офисных подразделений банка. Автоматизация этих подразделений проходила с использованием автоматизированных банковских систем (АБС), разработанных российскими компаниями. Эти АБС, в основном, функционировали на рабочих станциях и серверах, использующих Intel-платформу, вследствие чего системные интеграторы, специализирующиеся на крупных проектах, не участвовали в автоматизации банков.

В большинстве своем, к 2001 году банки решили задачи по автоматизации бэк-офисов. В последние 2-3 года основная тенденция информатизации банков — автоматизация работы фронт-офисных подразделений. Прежде всего, это подразделения, ответственные за работу с корпоративными и розничными клиентами, банковский маркетинг. Наблюдается существенный рост розничного сектора, в особенности, сектора розничного кредитования, обуславливающий повышение интереса финансовых организаций к CRM-системам. Для работы с розничным сектором необходима мощная вычислительная инфраструктура банка, поддерживающая работу с большими объемами данных.

Другая ключевая характеристика рынка – укрупнение банков, требующее внедрения надежного информационно-технологического обеспечения. Лидеры отрасли все чаще делают выбор в пользу интеграционных решений на базе мощных информационных платформ. Очевидно, что рынок растет и будет расти. Благоприятная экономическая ситуация, рост доверия к банкам, вовлечение все новых банков в работу с розницей – все эти факторы способствуют росту банковской отрасли и, как следствие, росту бюджетов банков на автоматизацию бизнеса.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS