Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Информатизация страхования в России: ключевые аспекты

Информатизация страхования в России: ключевые аспектыИзвестно, что по уровню информатизации российское страхование значительно уступает финансовому сектору. Однако по темпам роста потребления ИТ уже начинает его догонять, подстегиваемый примерно теми же факторами. Развитие розничного рынка и активизация в России западных игроков заставляет искать новые способы повышения эффективности работы. Сложившийся мировой опыт подсказывает, каким образом здесь могут помочь высокие технологии.

Информатизация страхового бизнеса в России — процесс традиционно амбивалентный. С одной стороны отечественные страховщики внимательно и с интересом изучают новые технологические и идеологические разработки — по опыту зарубежных коллег. А с другой стороны, на практике в большинстве своем ограничиваются внедрением систем учета операций и подготовки отчетности. По большому счету и необходимость в серьезной информатизации бизнеса долгое время в этом секторе отсутствовала.

Российский страховой рынок начал формироваться позже, чем финансовый, и несколько задержался в «дикой» стадии. Достаточно долго понятие конкуренции здесь было применимо в основном к категории крупных клиентов, формировавших доминирующую часть страховых премий и прибыли. Работа с подобными потребителями велась, как правило, напрямую конкретными менеджерам, которые не были заинтересованы в прозрачности касающихся этого процесса данных. Постепенно складывалась традиция неформальных договоренностей, которая не требовала формализованной отчетности. А принимающие активное участие в оперативном управлении владельцы компании располагали, как казалось, полной информацией о ее деятельности. Благо бухгалтерский учет был везде поставлен, программы для генерации отчетности — настроены.

Большую часть ИТ-потребностей наиболее технологичных российских страховщиков покрывали собственные ИТ-отделы. Подобный подход был на тот момент оправдан, ввиду существенной экономии затрат — включая поддержание системы, ее модернизацию, риск увольнения разработчика и т. д. Штатные программисты разрабатывали продукты, под локальные нужды. Со временем, правда, часть из них попытались тиражировать, выводя на широкий рынок. С другой стороны, специализированное, более дорогостоящее ПО этому сектору предлагали внешние поставщики — как собственные разработки, так и локализованные западные продукты. Все вместе это и составляло фактически рынок ИТ-решений для российского страхования.

Ситуация кардинально начала изменяться два-три года назад, с оживлением самого страхового рынка. По мере роста его оборотов и усиления конкуренции стало очевидно, что концепция развития с опорой только на собственные ресурсы себя исчерпала. После принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности страховщики всерьез пересматривают свою политику в области информационного обеспечения деятельности и заметно увеличивают ИТ-бюджеты.

Новые ИТ-приоритеты

Параллельно с тем, как изменяется отношение к ИТ со стороны страхового менеджмента, меняется также круг решаемых задач и собственно, текущие потребности страховщиков.

Во-первых, акцент все больше смещается с бэк-офиса на фронт-офис. Клиентоориентированность — девиз современного бизнеса, завязанного на предоставлении тех или иных сервисов. Помимо полноценного рынка CRM-решений, существует спектр предложения дополнительных модулей к наиболее распространенным страховым продуктам.

Во-вторых, высокий приоритет имеет задача модернизации или замены страховых систем. Она может быть обусловлена двумя причинами, расставить приоритет между которыми в некоторых случаях затруднительно. С одной стороны, необходимо повышать скорость обработки информации с учетом значительного увеличения ее объема — для чего требуются более мощные платформы. Кроме того, перед многими компаниями стоит задача привлечения инвесторов, которым необходимо продемонстрировать привлекательность бизнеса. Соответственно, он должен быть прозрачным, и наличие информационной системы, способной предоставить необходимую информацию, становится стратегически важным.

В-третьих, растет потребность в анализе информации — а значит, и во внедрении соответствующих решений класса BI. Эти надстройки делаются уже после автоматизации ключевых процессов и обозначают выход управления на новый, более «продвинутый» уровень.

В-четвертых, все большую актуальность приобретает сквозная информатизация всех аспектов страховой деятельности. Хотя подобные решения отличаются достаточно высокой стоимостью, в условиях конкуренции и большого объема операций они обеспечивают большие преимущества по сравнению с набором слабо интегрированных между собой относительно дешевых программ.

Круг вопросов, на которые должна отвечать современная страховая система, становится все шире: информация для акционеров и инвесторов, корректировка тарифной политики, выявление мошенничеств, управление рисками и т.д. Однако остро стоит проблема разработки подобных «тяжелых» продуктов — у российских компаний пока либо недостаточно опыта, либо ресурсов для его накопления и переработки в виде готовых решений. Западные же продукты отличаются дороговизной и представляют определенные сложности в локализации. Другой важной проблемой остается отсутствие системного подхода при создании информационных управленческих структур. Российские страховщики в основном своей массе только учатся выстраивать долгосрочные комплексные ИТ-стратегии.

Ближайшие перспективы

Дальнейшее развитие ИТ в российском страховании по-прежнему будет определяться ключевыми тенденциями развития самой отрасли. Во-первых, эксперты обещают усиление консолидационных процессов. Росгосстрах, в частности, прогнозирует в ближайшее время серьезную централизацию на рынке ОСАГО, где в конечном счете останется порядка 30 игроков из 150. Одновременно продолжится развитие региональных сетей крупных компаний, в том числе и за счет поглощения мелких локальных игроков. Соответственно, усилится потребность в интеграции разнородных систем.

Во-вторых, на российский рынок продолжат выходить западные компании, которые имеют больший опыт работы в этой сфере, и у которых, следовательно, больше конкурентных преимуществ. Свою экспансию они отчасти будут, видимо, осуществлять по схеме поглощения отдельных российских страховщиков. С тем, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов, компаниям понадобятся управленческие решения класса ERP — возможно, от западных поставщиков.

Выступить с иностранцами на равных смогут только крупные российские игроки, располагающие достаточными финансовыми возможностями. Их инвестиции будут главным образом направлены на повышение качества обслуживания — т.е. в развитие CRM.

В целом сегодня очевидна тенденция ухода российских страховщиков от автоматизации рутинных учетных и статистических задач в сторону аналитических и управленческих решений.

Мария Попова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS