Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Интернет-страхование в России: дутый рост

Интернет-страхование в России: дутый ростРоссийскому рынку онлайн-страхования формально исполняется шесть лет. К настоящему моменту большинство отечественных страховых компаний уже обзавелись представи-тельством в интернете, на многих из этих сайтов фигурирует раздел интернет-магазина. Однако полный спектр услуг, включающий в себя дистанционную оплату кредитной картой, предлагают на сегодня лишь отдельные страховщики.

В последние годы в России наблюдается стремительный рост рынка электронной коммерции. Если на западе сегмент В2С увеличивается в год на 10%, то у нас это показатель будет не ниже 20-30%. Однако за столь яркими цифрами скрывается более скромная действительность. Если в США рост в несколько процентов подразумевает многомиллионное увеличение оборота, то в России 50% показатель роста может означать, что количество проданной продукции увеличилось на величину, сравнимую с объемом, реализуемым одним сотрудником. Рост в 300% может быть и в случае, если организация реализует три единицы товара против одной прошлогодней. По подобному принципу, собственно, и развиваются многие сферы электронной коммерции в России. Приятное исключение составляют здесь продажи книг, дисков и цифровой техники.

В странах, где электронная коммерция развита в значительно большей степени, чем в России, онлайн-продажа подразумевает электронный платеж. Отечественная специфика подменяет понятия — фактически под онлайн-продажами подразумеваются продажи с использованием интернета. Другими словами, сайт магазина используется просто как электронная витрина. Все денежные расчеты осуществляются банковскими переводами или наличными.

Интернет-витрины

Первой в России осваивать интернет-страхование начала компания «Ренессанс Страхование» в 1999 г. Несмотря на то, что с тех пор в игру вступили и более крупные игроки, именно она остается до сих пор лидером данного направления.

На сегодняшний день в Рунете заметны пять страховых компаний, продающих свои полисы онлайн в режиме реального времени. К ним относятся «Ренессанс Страхование», «Страховая группа «УралСиб»», «Спасские ворота», «Гута-Страхование» и «Макс». Также продажу полисов осуществляют страховые брокеры, однако широкой известности эти площадки пока не получили.

За последние 2-3 года кардинальных изменений на отечественном рынке интернет-страхования не произошло. Подавляющее большинство страховщиков ограничилось введением на своих сайтах онлайн-калькуляторов и онлайн-заказа полисов. К таковым относятся, например, «Ингосстрах», «Росно», «Ресо-Гарантия», «АльфаСтрахование» и др. Пользователь может ознакомиться с любой информацией, касающейся того или иного вида страхования, заполниться заявку или анкету и вызвать агента на дом. Говорить в такой ситуации о полноценных интернет-магазинах пока не приходится.

Все без исключения представители электронного бизнеса, опрошенные CNews, назвали основной причиной, препятствующей развитию электронной коммерции в России, недоверие граждан к интернету и к электронным платежам. Страховые компании понимают всю сложность задачи по онлайновому завоеванию клиентов, поэтому не очень спешат тратить на это деньги. Общее мнение таково, что российский интернет-пользователь пока просто не созрел для данного вида услуг.

Эксперты «Ресо-Гарантия» отмечают, что во время активной рекламной кампании резко увеличивается количество обращений на сайт, однако оффлайновый рынок все равно растет быстрее онлайнового. Подобную же ситуацию констатируют и в «Ингосстрахе». В 2004 году компания получила на 60% больше страховых премий, чем в 2003 г., однако в секторе интернет-продаж стабильно реализуется 500-600 полисов в год.

Интернет-магазины

Как отмечалось выше, наиболее известным в нашей стране является интернет-магазин компании «Ренессанс Страхование» www.renins.com. Сегодня там можно приобрести полис ОСАГО, ДМС, застраховать квартиру или загородные строения. Также предусмотрено страхование во время туристических поездок и от несчастного случая. В прошедшем году объем страховых премий Renins.com составил около $720 тыс., что на 75% больше, чем в 2003 г. На сегодняшний день это самый большой оборот среди всех страховых онлайновых площадок в России.

Интернет-магазин «Страховой группы «УралСиб»» также демонстрирует стремительные темпы роста: за 2003-2004 гг. оборот www.uralsibins.ru увеличился более чем в 10 раз. К покупке предлагаются полисы по 8 различным видам страхования, а их общее количество составляет 32 шт. После заполнения анкеты пользователь может выбрать из нескольких вариантов оплаты, в том числе кредитной картой через систему Cyberplat и через системы Рапида и e-port, используя карты предоплаты. Именно таким способом оплачивают полис 7% клиентов www.uralsibins.ru (для сравнения, 20% предпочитают звонить в интернет-магазин, а 73% самостоятельно заполняют анкету на сайте, но выбирают другие способы оплаты).

По итогам 2004 г. наибольшей популярностью в интернет-магазине «Страховой группы «УралСиб»» пользовалось автострахование (ОСАГО, КАСКО, добровольное СГО) — 70% приобретенных полисов. Затем, со значительным отставанием следовало страхование путешествующих. На другие виды страхования пришлось 10% от общего страхового портфеля магазина. Данная тенденция характерна для всех интернет-магазинов, предлагающих полный спектр услуг страхования/

Распределение страхового портфеля uralsibins.ru, 2004

Распределение страхового портфеля uralsibins.ru, 2004

Источник: «Страховая группа «УралСиб»», 2005

По словам начальника отдела интернет-страхования «Страховой группы «УралСиб» Юрия Кваши, в 2004 г. отмечался устойчивый рост страхования КАСКО со стороны клиентов, приобретающих новые автомобили в автосалонах, без оформления страховки. Также вырос спрос на страхование через интернет со стороны людей, периодически выезжающих за рубеж на отдых, учебу или работу. Их уже не устраивает покупка полиса в месте приобретения путевки, и они предпочитают обращаться непосредственно к услугам страховой компании.

В магазине www.svi.ru компании «Спасские ворота» можно застраховаться в режиме реального времени, однако выбор полисов несколько меньше, чем у рассмотренных выше ранее компаний. Оплата производится кредитными картами через систему Assist и Рапида. «Гута-Страхование» предлагает в своем интернет-магазине стандартные страховые полисы и использует для оплаты систему Яндекс.Деньги. В магазине страховой компании «Макс» www.makc.ru можно оплатить онлайн только полис добровольного страхования автогражданской ответственности. В других случаях предлагается заполнить анкету или отправить заявку. По словам представителя компании, оплата через интернет не пользуется спросом, поэтому смысла в ее продвижении этот страховщик в ближайшее время не видит.

В поисках доверия

Оборот даже самых успешных страховых магазинов www.renins.com и www.uralsibins.ru едва превышает 1% от общего показателя продаж. Однако если не сравнивать состояние интернет-страхования в России с ситуацией в США и Европе, то в принципе можно констатировать рост этого бизнеса. Ежегодно количество проданных или заказанных онлайн полисов увеличивается в несколько раз, что подтверждает постепенное повышение лояльности российских пользователей к электронной коммерции.

По словам Виктории Яровиковой, директора агентства интернет-продаж «Росно», рост числа конкурирующих на этом рынке компаний является хорошим стимулом для повышения качества предлагаемых услуг. Покупатель, приобретая полис через интернет, становится постоянным клиентом компании.

Андрей Радюшин, руководитель отдела интернет-проектов компании "Ренессанс Страхование», выделяет среди основных направлений развития интернет-страхования сегодня расширение спектра послепродажных сервисов (таких, как продление полисов или прием онлайн-заявок о страховых случаях). Подобного же мнения придерживаются в «УралСибе», ожидая также в ближайшие годы роста предложения различного вида страховых продуктов ведущими страховыми компаниями в геометрической прогрессии.

Одним из перспективнейших способов увеличения продаж через интернет Юрий Кваша («УралСиб») считает применение ЭЦП. Благодаря распространению этой технологии возможность покупки полиса без контакта с представителями страховой компании станет реальностью. Именно использование ЭЦП стимулировало резкий рост рынка онлайн-страхования в США.

На сегодняшний день для большинства российских страховых компаний электронное представительство является визитной карточкой и используется в первую очередь как информационный справочник для клиентов. Однако, явный успех www.renins.com и www.uralsibins.ru, чьи темпы роста значительно опережают средние по данному сегменту Рунета, служит хорошим примером положительного влияния факторов широкого спектра услуг и дистанционной оплаты на динамику увеличения продаж. Эти же путем планирует в скором времени пойти «Ингосстрах», рассматривающий сейчас возможность введения системы электронных платежей.

Илья Разумов / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS