Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Банкиры и страховщики не доверяют IP

Банкиры и страховщики не доверяют IPДальнейшее развитие автоматизации финансового и страхового сектора невозможно без развития телекоммуникационной инфраструктуры. При этом создавать отдельные сети для передачи данных, голоса и видео уже не имеет смысла — их заменит единая конвергентная защищенная сеть на базе IP, которая обеспечит мультиканальный контакт с клиентом. Правда, потенциальную эффективность новых IP-технологий осознают сегодня далеко не все российские финансисты.

До недавнего времени основная доля затрат банков и страховых компаний приходилась на стандартное оборудование передачи данных для создания локальных или корпоративных сетей (маршрутизаторы, коммутаторы и пр.). Сегодня ситуация кардинально изменяется — стремительно растут продажи решений в области IP-телефонии, безопасности, call-центров, систем хранения данных и сетевой инфраструктуры, а также оптических решений SDH и DWDM.

Сложившаяся структура спроса, по прогнозам экспертов, будет сохраняться и в ближайшие годы. Развитие мобильной связи и рост популярности портативных коммуникационных устройств повлечет за собой интеграцию финансового рынка с телекоммуникационным, и технология микроплатежей будет играть здесь одну из ведущих ролей. Особенно заметно, предположительно, вырастут расходы на аналитическую поддержку финансовой деятельности (CRM-системы, контакт-центры и т.п.), а доля расходов на инфраструктуру связи при этом будет сокращаться.

В то время как западные банки все активнее переходят на IP-телефонию и реализуют концепции катастрофоустойчивых центров данных, российским корпоративным клиентам все еще требуется объяснять преимущества IP-коммуникаций. «IP хорош для устоявшихся производственных процессов, — считает Михаил Сенаторов, заместитель председателя Банка России, директор департамента информационных систем. — В банковском секторе, который достаточно активно меняется, эта технология не всегда оправдана с точки зрения затрат».

Консерватизм российских финансистов, по-видимому, во многом объясняется большим парком установленного оборудования, затраты на модернизацию которого действительно колоссальны, а возврат инвестиций возможен лишь в отдаленной перспективе. Например, несмотря на то, что на сегодняшний день технология X.25 выглядит устаревшей, портфель заказов на сетевое оборудование X.25 для банков далеко не пуст. Отчасти это связано с уже имеющейся инфраструктурой, использующей данный протокол (например, банкоматы).

Преобладающий до сих пор в телекоммуникациях российских банков и страховых компаний протокол X.25 создавался в эпоху доминирования аналоговых систем передачи данных и медных линий связи. Стремясь компенсировать невысокое качество каналов, этот стандарт использует систему обнаружения и коррекции ошибок, что существенно повышает надежность связи, но зато замедляет общую скорость передачи данных (до 64 Кб/с). С появлением оптоволоконных сетей высокие требования надежности, реализуемые X.25, стали излишни, и достоинство протокола превратилось в его недостаток. Cети же на основе протоколов Frame Relay и ATM, которые рассматривались в качестве альтернативы X.25, считаются слишком громоздкими и трудно управляемыми.

Таким образом, задача, с которой неизбежно придется столкнуться владельцам всех существующих и создаваемых сетей X.25, — это переход, сейчас или в будущем, на технологию IP. Поэтому любое вновь приобретаемое оборудование должно обеспечивать возможность подобной миграции наиболее простым и безболезненным способом.

Классическая архитектура сетей X.25, которая предполагает использование отдельных устройств передачи данных, подключенных к аппаратуре сетевого уровня через последовательные интерфейсы DTE/DCE, далеко не единственная. В качестве транспорта для X.25 в настоящее время используются самые разнообразные технологии физического, канального и сетевого уровня, начиная от медной пары и заканчивая X.25 поверх TCP/IP. Именно последняя, по мнению большинства экспертов, представляет собой наиболее эффективный путь для плавного перехода от X.25 к IP.

Во-первых, TCP/IP является стандартной технологией и поддерживается аппаратурой почти всех существующих производителей; во-вторых, миграция от X.25 к IP не требует замены сетевого оборудования, а осуществляется одним лишь изменением программной конфигурации устройств. По сути дела X.25- и IP-решения могут функционировать одновременно на базе одних и тех же устройств, что позволяет производить модернизацию постепенно, например, по мере замены терминального оборудования.

Открытым остается пока вопрос возврата инвестиций. Однако, по оценкам самих вендоров, окупаемость IP-проектов, например, в Великобритании занимает в среднем полтора года.

Развитие телекоммуникаций в российском банковском и страховом секторе сдерживается сегодня неразвитостью услуг в целом. Востребованность новых технологий, таких как IP, еще не полностью осознана российскими финансистами, которые в большинстве своем придерживаются консервативной политики. В рамках которой ставка делается не на развитие принципиально новых сервисов с использованием передовых ИКТ, а на предоставление небольшого количества услуг, спрос на которые стабилен и существует исторически. Отчасти такое положение вещей связано с отсутствием или неумением правильно использовать аналитический инструментарий, который, впрочем, не всегда срабатывает в условиях все еще нестабильной финансовой системы России.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Ярослав Кирьянов: В банках и страховых компаниях будет прослеживаться тенденция к централизации систем связи

Ярослав КирьяновНа вопросы CNews ответил Ярослав Кирьянов, директор департамента продаж компании Race Communications.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, в настоящий момент развита телекоммуникационная инфраструктура российских банков и страховых компаний? Соответствует ли она современным требованиям к качественному обслуживанию клиентов и эффективной работе структурных подразделений?

Ярослав Кирьянов: Банки появились раньше и сразу начали развивать ИТ и телекоммуникационную инфраструктуру. По сути дела, первыми на рынке. Достаточно вспомнить расчетный центр "ТверьУниверсалБанка", построенный в самом начале развития российских телекоммуникаций. Большинство крупных банков уделяют ИТ самое пристальное внимание, в настоящий момент не представляется возможным функционирование банка без развитой ИТ-инфраструктуры. Страховые компании вышли на этот рынок позже, но сейчас активными темпами наверстывают упущенное.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS