Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Банковское ПО в России: пирог поделен

Банковское ПО в РоссииКоличество игроков на российском рынке систем банковской автоматизации (АБС) в последние годы остается примерно одинаковым, учитывая специфическую узость этой ниши. Однако определенные пертурбации здесь все же имеют место. Банки периодически производят замену ранее установленных систем — либо переходя на более современные версии ПО, либо отдавая предпочтение решениям другого поставщика. Некоторые крупные финансовые структуры начинают внедрять западные программные продукты, в том числе и класса ERP.

Основными причинами отказа от текущей системы автоматизации в банке называют устаревание ПО, низкую производительность, либо недостаточную функциональность. Кроме того, немаловажен фактор качества сопровождения со стороны разработчика. При выборе новой АБС по-прежнему продолжают смотреть на цену. Однако, по данным опроса CNews Analytics, этот критерий перестает быть приоритетом №1 уже не только для крупных, но и для многих средних банков.

В число лидеров отечественного рынка АБС устойчиво входят «Диасофт», R-Style Softlab, «Форс», «Инверсия», ЦФТ. В 2004 году эксперты отмечали увеличение — ЦФТ, БИС и «Новой Афины». Равноправными владельцами последней являются компании «Диасофт» и «ПрограмБанк», эта система была определена в качестве типового решения для автоматизации деятельности филиалов Внешторгбанка. Со своей стороны, на рынок крупных банков начинает выходить R-Style Softlab, ранее ориентировавшая свои продукты преимущественно на сектор СМБ. Заметную долю на рынке банковской автоматизации занимают решения «1С» для бухгалтерии — по оценкам CNews Analytics, она составляет не менее 10%.

Распределение разработчиков по числу внедрений АБС, 2004

Распределение разработчиков по числу внедрений АБС, 2004

Источник: Источник: CNews Analytics, 2005

Помимо требований к производительности систем, определенный интерес банки начинают проявлять к их «имиджевости». Соответственно, в некоторых крупных структурах российские программные продукты начинают заменять западными. Пока похвастаться почти полной «иностранной» автоматизацией может только лидер рейтинга CNews Analytics«Альфа-банк». В рамках комплексной автоматизации им была внедрена АБС Equation и пакет Equation Branch Automation (EBA), разработанные компанией MISYS (Великобритания). Кроме того, банк работает с CRM-системой SalesLogix (Sage CRM Solutions). На этот же программный продукт для взаимодействия с клиентами перешел «Внешторгбанк». Со своей стороны, похвастаться первым внедрением Oracle CRM (на базе Oracle E-Business Suite) в отечественном финансовом секторе может "Банк Москвы".

Банковское ПО, установленное в банках России

Название банка
Установленное ПО
Компания-разработчик
«Альфа-Банк» АБС Equation
CRM SalesLogix
ДБО BS-Client
Misys
Sage CRM Solutions
BSS
«Банк Москвы» Oracle E-Business Suite
Oracle CRM
Oracle (Борлас)
Автобанк-Никойл БИСквит Софит БИС
Собственная разработка
МДМ-банк Новая Афина
ДБО BS-Client
BSS
Петрокоммерц IBSO
ДБО BS-Client
ЦФТ
BSS
УралСиб АБС IBSO
ДБО BS-Client
ЦФТ
BSS
Никойл ИАБС «Банк XXI век» Инверсия
Международный Московский Банк Midas
ДБО BS-Client
Misys
BSS
Внешторгбанк Новая Афина
CRM SalesLogix
ДБО BS-Client
Новая Афина
Sage CRM Solutions
BSS
Промсвязьбанк Новая Афина
ДБО BS-Client
Новая Афина
BSS
СДМ 5NT e ДБО
BS-Client
Диасофт
BSS
Импэксбанк Altiris Tops BI
Номос-банк Кворум
ДБО BS-Client
Кворум
BSS
Транскредитбанк 5NT e
ДБО BS-Client
Диасофт
BSS
Траст АБС Глобус
ДБО BS-Client
Temenos
BSS

Источник: CNews Analytics, 2005

Смещение фокуса банков на информатизацию клиентоориентированных направлений деятельности вполне понятно — и в контексте развития розничного сектора, и с целью противостояния в конкуренции западным кредитным организациям. Одновременно рассматривая возможность замены систем, отечественные игроки стремятся к повышению не только операционной эффективности, но также уровня стандартизации процессов. «Лоскутная автоматизация» сказывается на слабой интегрируемости приложений, и эта проблема в банковской отрасли все больше обостряется. Попытаться решить ее путем перехода на ERP готовы пока далеко не все. Целесообразность подобных инвестиций для отечественного финансового сектора остается под вопросом. Если только они не заложены изначально в ИТ-стратегию, разработанную в соответствии с общей стратегией развития банка.

Мария Попова / CNews Analytics

Станислав Павлюк: Инвестиции в «явную» и «скрытую» CRM-автоматизацию со стороны банков примерно равны

Станислав ПавлюкНа вопросы CNews отвечает Станислав Павлюк, директор департамента систем взаимодействия с клиентами компании "АйТи".

CNews: Какую долю в среднем занимают ИТ-бюджеты в банках? Эта доля в последнее время увеличивается, уменьшается или остается без изменений? С чем это связано?

Станислав Павлюк: Банковская индустрия традиционно входит в число наиболее активных потребителей ИТ. Объясняется это тем, что развитие банковского бизнеса сегодня без использования информационных технологий невозможно. Новые услуги и продукты, взаимодействие с клиентами, контрагентами, биржами и пр. — реализация всех этих задач напрямую связана с ИТ. Более того, эффективное использование ИТ для развития продуктового ряда является сегодня одним из ключевых факторов конкурентоспособности банка.

Объективно, ИТ — это одна из основных статей расходов в банковской отрасли. Сделать интегральную оценку объемов ИТ-бюджетов довольно сложно — эта цифра зависит от масштабов бизнеса конкретного банка, политики акционеров, сферы его деятельности и пр. По некоторым оценкам, ИТ-бюджеты российских банков составляют от 2% до 10% от общей суммы расходов. Крупные банки тратят на развитие ИТ от нескольких десятков до сотен миллионов долларов в год.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS