Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Почему растут затраты на связь в банках?

Ритейл движет телеком-затраты банковС развитием банковской розницы в России поставщики телекоммуникационных решений связывают большие надежды. Расширение сервисов для частных лиц, как показывает европейский опыт, повлечет за собой рост филиальных сетей и повышение требований к инфо-коммуникационной инфраструктуре, а значит, увеличатся и затраты банков на телеком продукты и услуги.

Для крупнейших производителей телекоммуникационного оборудования, как в мире, так и в России, финансовый и страховой сектор являются одним из приоритетных, приносящих значительную долю доходов. Так, финансовое направление Cisco Systems в России дает до 15% всего оборота по этому региональному рынку. Пять account-менеджеров (менеджеров по работе с ключевыми клиентами) взаимодействуют исключительно с банками и страховыми компаниями. Значительный (до 70% в год) рост бизнеса Cisco Systems в финансовом секторе в компании связывают, в частности, с тем, что крупнейшие банки ("Сбербанк", "Альфа-банк", "Росбанк", "Райффайзенбанк", "Ситибанк" и др.) активно развивают и создают свою сетевую инфраструктуру для поддержки розничных услуг, открывают дополнительные филиалы по обслуживанию клиентов. Тенденцию подтверждают и другие вендоры, поставляющие телекоммуникационное оборудование в Россию.

Ситуация в страховом секторе аналогична — страховые компании борются за деньги клиентов и, соответственно, развивают свои сервисы, повышают качество обслуживания. Впрочем, по объемам закупок страховой сектор пока значительно отстает от банковского, вкладывающего в ИТ и в телекоммуникации примерно в 5-6 раз больше.

По оценкам CNews Analytics, на банки и страховые компании приходилось в 2004 году примерно 13% всего отечественного рынка телекоммуникационных услуг. Доля промышленности, для сравнения, составила 22%, госсектора — 8%.

Структура потребления телекоммуникационных услуг в России, 2004

Структура потребления телекоммуникационных услуг в России, 2004

Источник: CNews Analytics, 2005

На пути развития удаленного обслуживания клиентов и соответствующего развития телекоммуникаций существуют известные трудности. Они связаны, например, с устоявшимися традициями — в России большая часть населения по тем или иным причинам скорее лично пойдет в банк, чем воспользуется для получения услуг телефоном или интернетом. Такая ситуация характерна, впрочем, не только для России. Например, в Италии только 2% клиентов пользуются интернет-банкингом. В то же время, скажем, в Дании, около 40% клиентов предпочитают как можно реже ходить в банк и взаимодействуют с ним удаленно через интернет или другие каналы связи.

В России, как всегда, своя специфика — например, "Сбербанк" и "Росгосстрах", занимающие самые большие доли на ритейловых рынках, в отдельных районах не используют для связи с клиентами никаких телекоммуникаций вообще (очереди в отделениях "Сбербанка" повсеместно, и страховой агент на велосипеде в российских селах и деревнях — типичное явление). Отсюда мнения, что банки и страховые компании вполне могут справиться со своими функциональными задачами, даже используя телекоммуникации по-минимуму — в отсутствие каналов связи они могут получать информацию в оффлайне и затем синхронизировать ее.

Однако этот этап в развитии банковской и страховой системы с большой долей уверенности можно считать переходным. Будущее все же за теми компаниями, которые предложат качественный сервис и новые услуги, немыслимые без использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Пока же ситуация в российском финансовом и страховом секторе следующая: у банков и страховых компаний, как правило, нет собственного аналитического инструментария для «просчета» впервые выводимой на рынок услуги. Поэтому они предоставляют небольшое количество традиционных услуг, спрос на которые существует давно (либо создан «силовым» способом, как в случае ОСАГО), и, оказывая которые, банк или страховая компания обеспечивают себе гарантированную прибыль.

В данный момент проблемы развития телекоммуникаций в отечественных банках и страховых компаниях в значительной мере связаны и с недоразвитостью самих услуг. В России до сих пор не существует кредитного бюро, очень вяло развивается ипотечное кредитование, практически неразвито добровольное страхование (главным образом, по причине ограниченного спроса на него из-за недостаточной информированности и недоверия). Рынок пластиковых карт ограничивается в основном «зарплатными проектами», а о возможности личного управления банковским счетом по телефону или со своего компьютера можно рассуждать по большей части теоретически. Поэтому поставщики телекоммуникационных решений напрямую связывают свои будущие успехи с развитием банковской и страховой системы в целом, что повлечет за собой рост числа клиентов, расширения филиальных сетей, и соответственно, увеличение спроса на инфо-коммуникационные решения.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Ярослав Кирьянов: В банках и страховых компаниях будет прослеживаться тенденция к централизации систем связи

Ярослав КирьяновНа вопросы CNews ответил Ярослав Кирьянов, директор департамента продаж компании Race Communications.

CNews: Насколько, по вашим оценкам, в настоящий момент развита телекоммуникационная инфраструктура российских банков и страховых компаний? Соответствует ли она современным требованиям к качественному обслуживанию клиентов и эффективной работе структурных подразделений?

Ярослав Кирьянов: Банки появились раньше и сразу начали развивать ИТ и телекоммуникационную инфраструктуру. По сути дела, первыми на рынке. Достаточно вспомнить расчетный центр "ТверьУниверсалБанка", построенный в самом начале развития российских телекоммуникаций. Большинство крупных банков уделяют ИТ самое пристальное внимание, в настоящий момент не представляется возможным функционирование банка без развитой ИТ-инфраструктуры. Страховые компании вышли на этот рынок позже, но сейчас активными темпами наверстывают упущенное.

CNews: Как бы вы охарактеризовали основные тенденции в развитии телекоммуникационных решений для банков и страховых компаний?

Ярослав Кирьянов: Сейчас происходит переход от ИТ-решений для бэк-офиса, которые уже реализованы и поддерживаются, к решениям для фронт-офиса. Активно развивается удаленное обслуживание клиентов, приложения «клиент-банк» сегодня работают через интернет, происходит автоматизация банковских услуг — потребительского кредитования, моментальных переводов, систем "мобильный банк" и других.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS