Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Сергей Канев: Спрос на решения для реализации удаленного доступа будет расти лавинообразно

Сергей Канев

На вопросы CNews отвечает Сергей Канев, вице-президент компании Business Computer Center (BCC).

CNews: Как и в связи с какими факторами, на ваш взгляд, изменялись в последнее время требования банков и страховых компаний к ИТ?

Сергей Канев: Работая в условиях жесткой конкуренции, кредитные организации сегодня активно инвестируют в качественно новые для себя сервисы, направленные на расширение круга клиентов из числа  физических лиц.  Именно с этим направлением связаны сегодня основные усилия каждой компании, заинтересованной в расширении масштабов и границ своего бизнеса в финансовом секторе экономики. Причем, если для относительно молодого страхового рынка удовлетворение и предупреждение потребностей частных клиентов изначально были и остаются одним из ключевых векторов развития бизнеса, то банковским структурам, ранее делавшим основную ставку на обслуживание корпоративных клиентов, действительно приходится коренным образом пересматривать модель своей работы с физическими лицами и небольшими частными компаниями. Причем, что важно, не останавливая уже отлаженный механизм работы с корпоративными клиентами. Для того чтобы оценить масштаб задач, стоящих перед банками, скажу, что если при работе с корпоративным сектором крупный банк обслуживает порядка 5 тыс. клиентов, то при работе с физическими лицами  уже сегодня на банк приходится в среднем порядка 500 тыс. клиентов. Для обеспечения ощутимой прибыли их число должно измеряться миллионами.

Среди внешних факторов, влиянию которых,  несмотря на заметную «разницу в возрасте», в равной степени подвержены участники всех сегментов финансово-кредитного рынка, следует отметить, с одной стороны, стабилизацию социально-экономических условий жизни населения, а с другой — появление целого ряда технологий и ИТ-решений, позволяющих существенно расширить возможности использования имеющейся ИТ-инфраструктуры для повышения эффективности бизнеса.

CNews: Каковы сегодня, на ваш взгляд, ключевые тенденции информатизации финансового сектора России?

Сергей Канев: Такими тенденциями являются, во-первых, стремление  кредитных организаций к оперативному наращиванию численности географически распределенных и связанных между собой надежными каналами связи «точек»  работы с клиентами, а во-вторых, потребность в надежном хранении, обработке и управлении лавинообразно нарастающими объемами информации.

Эти тенденции имеют вполне обоснованные предпосылки. Так, в частности, стремясь привлечь и удержать как можно большее число частных клиентов, кредитные организации активно формируют спрос на ритейловые услуги населению. Однако развитие операций с физическими лицами диктует совершенно новые требования к организации бизнеса и, как следствие, его ИТ-инфраструктуре.

В число необходимых условий, которым сегодня должны соответствовать практически все финансово-кредитные структуры входит, во-первых, способность обслуживать один счет в разных филиалах и офисах, причем эти офисы должны быть расположены в доступном для клиента месте — выполнение этого требования является одним из важнейших конкурентных преимуществ при работе с физическими лицами. Во-вторых, нужно быть готовым к работе в режиме реального времени — наличие этого требования вытекает из требования предыдущего, так как необходимо обеспечить невозможность многократного снятия клиентом со своего счета одной и той же суммы в разных отделениях. И в-третьих, нужно предоставить клиенту возможность в одном офисе получить комплекс банковских/страховых сервисов: приобретение страховых полисов, оформление кредита и т.д. — это так называемые «финансовые супермаркеты», создаваемые страховыми отделениями при банках

Я не претендую на приведение здесь полного перечня требований к организации ритейлового бизнеса. Однако, и перечисленных пунктов достаточно, чтобы понять невозможность их выполнения без построения качественно новой ИТ-инфраструктуры банка или страховой компании.

CNews: На каких высокотехнологичных продуктах и услугах, на ваш взгляд, преимущественно сфокусированы инвестиции со стороны банковского и страхового секторов?

Сергей Канев: На наш взгляд, оптимальным решением задачи создания эффективной информационной среды банка является централизация хранения и обработки информации, а также централизация всех вычислений в рамках единой группы серверов. При этом рабочие места в филиалах и дополнительных офисах работают в режиме терминального доступа. Какая бы ни была информация, в первую очередь важно то, как предоставляется доступ к ней, насколько удобно и оперативно можно ею пользоваться. Терминальные серверы, в совокупности с дополнительным оборудованием и ПО, образуют высокотехнологичный программно-аппаратный комплекс, позволяющий говорить о полноценной инфраструктуре доступа к информационным ресурсам. Подобная инфраструктура лежит в основе всей КИС и позволяет внедрять любое прикладное ПО, подключать новые офисы в течение одного дня. Кроме того, централизация всех информационных ресурсов помогает более эффективно обеспечивать доступность и отказоустойчивость сервисов, а значительно возросший уровень безопасности КИС снижает вероятность несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

CNews: Какие ИТ-решения, по вашим прогнозам, наиболее актуальны для этой отрасли в ближайшие годы?

Сергей Канев: Совершенно очевидно, что в ближайшее время на финансовом рынке будут востребованы решения, обеспечивающие непрерывность бизнеса и адаптивность. Уже сегодня активно растет спрос на решения для реализации терминального доступа; комплексные катастрофоустойчивые решения по построению центров обработки и хранения большого объема информации; на телекоммуникационные решения, обеспечивающие надежную связь всех офисов банка с главным управлением.

Кратко остановлюсь на некоторых из наиболее актуальных сегодня ИТ-решениях. Во-первых, решения тонкого клиента. Специфические особенности КИС практически любого предприятия финансового сектора заключаются в территориальной удаленности его филиалов. В связи с этим остро встают вопросы организации совместной работы всех филиалов. Зачастую, филиалы по-разному интегрированы в КИС: сказывается различное удаление филиала от центрального офиса. Это определяет меньший спектр услуг, которые банк может предложить в регионах. Кроме того, остро стоит вопрос обеспечения безопасности коммуникации филиала и центрального офиса. Общепризнанно, что лучше всего (дешевле, надежнее и проще) эти задачи решаются с помощью терминальных технологий Citrix. Внедрение решения на основе Citrix позволит существенно сократить расходы на поддержание КИС, структурировать имеющиеся программные и аппаратные ресурсы, а также оптимизировать технологии доступа пользователей к имеющимся приложениям и базам данных.

Во-вторых, портальные решения Citrix. Как правило, под технологиями Citrix понимают лишь один продукт — Citrix Presentation Server, позволяющий организовать работу в терминальном режиме. Но за последние годы Citrix выпустил несколько дополнительных продуктов, совокупность которых можно рассматривать как полноценную инфраструктуру доступа. Один из важнейших таких продуктов — Citrix Access Gateway (CAG). CAG имеет две части: программную и аппаратную. Аппаратная часть — это шлюз безопасности, который шифрует весь внешний трафик и обеспечивает ряд дополнительных функций для повышения уровня безопасности. Программная часть CAG — это web-портал, обеспечивающий ролевой доступ пользователей к ресурсам. Через этот web-портал можно получить доступ к любым информационным ресурсам компании, будь то приложения, сервисы или какие-либо другие. Кроме того, web-портал разделяет уровень доступа к различным наборам ресурсов для разных пользователей в соответствии с назначенной ему ролью. Например, бухгалтер получит доступ к бухгалтерскому ПО, финансист — к финансовому ПО, а клиент компании — только к некоторым публичным сервисам. Вместе со шлюзом безопасности такая система обеспечивает разграничение доступа не только на уровне ресурсов, но и на функциональном уровне. Например, один и тот же пользователь получит полный доступ ко всем ресурсам в соответствии со своей ролью из локальной сети компании, но если он попробует подключиться к порталу из дома, получит ограниченный набор ресурсов, причем функция печати ему будет недоступна совсем. Если же доступ осуществляется из Интернет-кафе, то тому же пользователю будут доступны лишь ограниченное число документов без возможности правки и сохранения на локальном компьютере — только просмотр. Таким образом, портальное решение Citrix позволяет не только создать единую точку входа для доступа к абсолютно любым приложениям и разграничить доступ к информационным ресурсам на основании роли пользователя, но и применять разный профиль безопасности в зависимости от рабочего места, с которого осуществляется доступ.

Далее, системы резервирования и управления жизненным циклом данных (backup, архивация и пр). Безопасность данных — это не только сохранность и актуальность данных при передаче по сети, не только авторизованный доступ к данным, но и в значительной степени — это сохранность данных во времени и готовность системы хранения данных к нештатным ситуациям. Современные системы хранения данных способны содержать большие объемы данных, которые измеряются десятками терабайтов, имеют множество приспособлений защиты от однократных и многократных сбоев. Но любая система хранения бессильна против полного краха оборудования вследствие пожаров, наводнений, стихийных бедствий. Для того чтобы бизнес компании был устойчив перед природными катаклизмами, необходимо не только заботиться о быстрой и надежной системе хранения данных, но и о резервном копировании данных. При непосредственном внедрении системы резервирования данных возникает много вопросов, иногда тривиальных: на каких носителях хранить информацию, где ее хранить, какую информацию хранить и как долго, а также ряд других технических вопросов. Все эти вопросы при глубоком рассмотрении требуют серьезного обследования бизнеса, а также четкого планирования. Если учесть то, что основные фонды финансовых компаний — это информация в электронном виде, сохранность бизнеса компании напрямую зависит от сохранности информации.

И наконец, решения высокой доступности (кластерные решения Oracle). Любые бизнес-процессы банков, страховых и иных финансовых компаний должны быть доступны круглосуточно, семь дней в неделю, 365 дней в год. В связи с этим процессинговые центры, где осуществляются все расчеты, должны обладать высокой мощностью и повышенной надежностью. А если учесть то, что здесь производятся расчеты финансовых потоков, то требования к расчетам предъявляются не только по надежности, но и по скорости. Наилучшее решение, отвечающее таким требованиям, способное функционировать в таких режимах — Oracle Real Application Cluster. Работа Oracle превосходит по основным показателям всех своих конкурентов, и прекрасно подходит для установки на оборудование ведущих производителей кластерных технологий.

CNews: Насколько сегодня актуальны вопросы оптимизации взаимодействия ИТ-департамента банка с другими подразделениями и выработки единой ИТ-стратегии?

Сергей Канев: ИТ — действенный инструмент развития бизнеса. Именно благодаря использованию современных ИТ наиболее прогрессивные компании первыми получают тот импульс в развитии своего бизнеса, который добавляет им новые конкурентные преимущества. Поэтому ИТ-стратегия является неотъемлемой частью общей стратегии бизнеса, а развитие ИТ должно быть всецело подчинено его интересам. Этого невозможно добиться без системного подхода, охватывающего все сферы деятельности финансовых учреждений; понимания задач бизнеса и выбранной стратегии; и одновременно учета тенденций развития ИТ и их возможностей. В свою очередь, системный подход предполагает наличие специальных навыков и знаний, а в некоторых случаях и привлечения значительных ресурсов.

CNews: Очевидно, что в ближайшее время финансовый сектор ожидают серьезные затраты на ИТ-проекты. Какие возможности оптимизации этих инвестиций представляются вам наиболее эффективными?

Сергей Канев: Банки и страховые компании исторически являются одними из наиболее рациональных потребителей ИТ. Чтобы своевременно предугадать и снизить возможные риски, они уже давно просчитывают свои действия на несколько шагов вперед. Вот почему при инициировании ИТ-проекта у банков и страховых компании на первый план выходит стремление обеспечить максимальную защиту своих инвестиций и еще до начала его реализации получить подтверждение оптимальности предлагаемого им решения. Учитывая это, наша компания видит большую перспективность своих Центров Компетенции, создаваемых при содействии ведущих вендоров. Используя ресурсы этих подразделений Заказчик получает возможность смоделировать будущую систему и убедиться в ее работоспособности при тестировании в наиболее критичных для своего бизнеса условиях.

Еще одной возможностью оптимизировать затраты является повышение эффективности ИТ-структур. Здесь можно рекомендовать воспользоваться существующим отраслевым опытом, накопленным и формализованным в библиотеке ITIL.

И, наконец, важнейшим фактором оправданности инвестиций в ИТ является готовность и адаптивность ИТ-структуры к постоянно растущим требованиям бизнеса.

CNews: Каковы основные критерии выбора поставщика решений для обеспечения непрерывности бизнеса, столь важной в финансовом секторе?

Сергей Канев: Принимая решение о заключении контракта с ИТ-компанией, организации финансового сектора учитывают надежность будущего исполнителя проекта, как бизнес-партнера; его понимание задач, стоящих перед заказчиком; его опыт в области построения катастрофоустойчивых информационных систем; способность задействовать в проекте именно те ИТ-решения, которые наилучшим образом соответствуют бизнес-потребностям конкретного банка или страховой компании.

Еще одним критичным для кредитных организаций условием является способность системного интегратора оперативно реагировать на изменение внешних и внутренних условий, сопутствующих реализации проекта, а также  готовность и умение снизить проектные риски до минимума. А это возможно только при его готовности  работать в тесном взаимодействии с заказчиком. Большое значение  придается и способности системного интегратора осуществлять квалифицированную долгосрочную сервисную поддержку проекта.

Казалось бы, этот перечень требований и ограничений достаточно стабилен, однако качественные и количественные критерии соответствия им растут год от года. Именно поэтому мы гордимся тем, что наши компетенции востребованы такими солидными Заказчиками, как Главное Управление ЦБ РФ и его краевое отделение в Красноярске, Сбербанк РФ, Промстройбанк, СитиБанк,  Росбанк, УралСибБанк, Банк «Союз», Челябинвестбанк, КБ «Альба-Альянс», КБ «ЮгБанк», Финансовая корпорация  «Уралсиб», «АльфаСтрахование», «Ресо-Гарантия», «Россгосстрах», «Национальная страховая группа», и др. Проекты, реализованные в Центральном аппарате и нескольких территориальных банках Сбербанка, хочется отметить особо, т.к. в 2005 году по итогам этих работ Сбербанк выбрал ВСС в качестве генерального поставщика решений на основе продуктов Citrix.

CNews: Спасибо.


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS