Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Стоит ли ждать второго "бума" на рынке ИТ?

Российский рынок ИТ-услуг в том виде, который можно наблюдать сегодня, является почти всецело детищем 1998 года, когда деградация российской экономики сменилась периодом роста, более или менее упорядоченного цивилизованного развития, увеличением промышленного производства и ВВП. Бум – остывание – насыщение: так можно охарактеризовать основные этапы, которые уже успел пройти российский сектор за последние 8-9 лет.

Бум в развитии рынка был следствием целого комплекса одновременно действующих факторов. Во-первых, в 1997-2001 годах рынок рос фактически с нуля, поэтому высокие темпы были естественными. Во-вторых, в 1998 году дефолт подогрел регенерацию отечественной промышленности. Именно с этого момента в российской экономике начался продолжающийся по сей день новый промышленный рост. Российские ИТ-компании, ориентирующиеся на обслуживание внутреннего рынка, оказались в весьма благоприятных условиях. Не исключено, что в этот период со стороны предприятий был высокий спрос на недорогие проекты по развитию информационной инфраструктуры. От отечественных предприятий стало поступать довольно много такого рода заказов, поскольку, пользуясь благоприятной конъюнктурой рынка (резким подорожанием импорта), наиболее активные предприятия стали пытаться использовать внезапно возникшее привилегированное положение для создания реальных конкурентных преимуществ за счет модернизации производства. Поскольку на технологическое перевооружение (приобретение нового оборудования) средств у предприятий все же не хватало, выбор естественно пал на менее затратный способ снизить издержки – автоматизировать управление производством.

Возможно, что доминирование на российском рынке информационных систем именно российских, а не иностранных ИТ-компаний (в соотношении примерно 75 к 25), связано с тем, что российские компании, поставляющие относительно недорогие услуги, смогли эффективно воспользоваться возникшим в те годы массовым спросом на ИТ-услуги со стороны небогатых, но активных на рынке отечественных предприятий. Иностранные же компании в тот период, напротив, не могли продать кому-либо свои продукты и услуги, которые казались слишком дорогими для того времени.

И, наконец, в этот же период началась новая волна роста цен на нефть, оживившая экономику и сформировавшая новый тип заказчика ИТ-услуг, способного тратить большие деньги на дорогостоящие проекты; сверхприбыльные сырьевые монополии и участвующее практически во всех сырьевых монополиях, и потому достаточно богатое (по российским меркам), государство. При этом само государство к ИТ-рынку приобщилось существенно позже. Первый эшелон крупных заказчиков ИТ-услуг составили предприятия, которые накопили достаточные денежные средства за счет экспорта нефти и газа. Одним из побудительных мотивов было их стремление выйти на международные фондовые рынки, что означало повышенные требования к финансовой отчетности. Чтобы уполномоченные аудиторы (в основном из большой четверки) выдали соответствующие заключения, информационные системы должны были соответствовать определенным стандартам. Поэтому все больше крупных компаний начали предъявлять спрос на ИТ-услуги западных компаний.

Темпы роста сектора ИТ-услуг

Темпы роста сектора ИТ-услуг

Источник: CNews Analytics, 2005

Пик был достигнут в 2001 году. Это последний год «бума», после которого рынок стал «остывать». Остывание означало, что механизм, который до сих пор управлял развитием рынка, оказался в значительной мере исчерпан и уже не мог обеспечить привлечение новых серьезных участников. Крупные сырьевые компании завершили к этому времени первый и основной этап внедрения информационных систем. Второй эшелон крупных заказчиков ИТ - машиностроительные предприятия-экспортеры - не могли обеспечивать столь же высокие, как прежде, темпы, так как, в отличие от сырьевых отраслей, здесь успешных предприятий было существенно меньше, рентабельность производства ниже, и свободных средств у них было не так много. Темпы определяло и поведение государства на рынке ИТ. Условия же взрывного роста ушли в прошлое.

Последние два года знаменуют третий этап в развитии рынка - выход на устойчивые темпы роста (по оценкам CNA, порядка 34%). Это обстоятельство, однако, таит в себе двойственность, которую нельзя обойти вниманием. Установившиеся темпы роста означают насыщение рынка. Рынок растет в основном за счет того, что первые эшелоны заказчиков начинают усложнять и обновлять свои информационные системы. На рынке появляются также и новые заказчики, но управляющий механизм прежний - нефтяной. Хотя и не слишком интенсивно, под давлением государства, доходы сырьевого сектора начинают проникать в другие сектора экономики, что стимулирует появление новых более или менее успешных предприятий, имеющих средства для инвестиций в ИТ. В промышленности, торговле и сфере услуг к появлению таких предприятий приводит также рост потребительского спроса со стороны населения. Пока цены на нефть растут, установившиеся темпы будут сохраняться, но главный вывод прост - текущий спрос на ИТ стимулируется, прямо или опосредовано, ценами на нефть, но при этом не происходит открытия принципиально новых стимулов заказывать ИТ-услуги.

С другой стороны, говорить о насыщении рынка в условиях, когда крупные информационные системы (например, ERP-класса) внедрили только 15-17% российских промышленных предприятий, по меньшей мере, странно. Правильнее было бы говорить не о насыщении рынка целиком, но о насыщении отдельного его фрагмента, который составляют уже упомянутые нами первые эшелоны заказчиков (сырьевики, машиностроители-экспортеры, госструктуры, торговля и сфера услуг населению). Огромная масса предприятий еще просто не задействована в этом процессе и ждет благоприятных условий.

Могут ли такие условия быть созданы и, соответственно, возможен ли в развитии рынка второй «бум»? Есть веские основания надеяться, что да. Рынок в целом еще весьма далек от насыщения, и задача состоит в том, чтобы стимулировать к заказу ИТ огромную массу рядовых российских предприятий, работающих, как правило, на внутреннем рынке импортозамещения. Но денег у этих предприятий очень мало, так как они работают в низких ценовых нишах. По той же причине этот сектор экономики мало привлекателен для инвестиций. Поэтому, по всей видимости, рыночного механизма стимулирования в этом случае не существует. Однако вполне возможны и, что примечательно, весьма реалистичны квазирыночные методы управления информатизации этого эшелона предприятий. И связано это с реализацией государственных целевых программ развития ИТ в России.

Сегодня российский ИТ-рынок вновь начал ускоренно расти, а информационные технологии для предприятий перестали быть роскошью и стали нормой.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Василий Гнатив: С каждым годом становится все менее заметной граница между ИТ и бизнес-сервисами

Василий Гнатив

На вопросы CNews отвечает Василий Гнатив, руководитель отдела системного анализа и консалтинга компании Verysell-6.

CNews: К какого рода работам отечественный бизнес сегодня особенно активно привлекает внешних консультантов? Какие проблемы и задачи в сфере ИТ российский корпоративный сектор не готов пока решать силами собственного персонала?

Василий Гнатив: Я бы вообще не смотрел на этот вопрос с данной точки зрения — «пока решать своими силами». Крупная компания может решать сложные задачи оптимизации силами внутренних специалистов, но при этом всегда существует риск неполного достижения всех целей проекта. Очень сложно обладать полным набором всех необходимых компетенций. Кроме того, «внутренние» специалисты будут гораздо эффективнее решать проблемы, привлекая внешних консультантов, обладающих большим опытом в выполнении стратегически важных для организации задач.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS