Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Оценить эффективность ИТ-проекта — существует ли у задачи решение?

И поставщики ИТ-услуг, и компании-заказчики стремятся выработать какие-нибудь универсальные критерии оценки эффективности затрат на ИТ-проекты. Окончательной устоявшейся методики пока нет, и хотя интуитивно участники рынка понимают их необходимость, обосновать результаты информатизации финансово, как правило, затруднительно.

Оценивать эффективность оказанных ИТ-услуг можно по-разному. Можно даже не оценивать ее вообще. От ИТ-компании потребитель, как правило, ждет ответа на вопросы, что на его предприятии не так с процессами обмена информацией и что надо сделать, чтобы стало лучше. Если он не получает этого ответа, то эффективность работы ИТ-компании, очевидно, нулевая. А если получает? Тогда у него на руках есть руководство к действию — но как оценить эффективность действия, которое еще не совершено? Ведь ИТ-аудит и консалтинг — лишь промежуточные стадии на пути к росту эффективности работы компании-потребителя. Следовательно, какую бы то ни было эффективность можно приписать не одной ИТ-услуге, а завершенному комплексу услуг включая внедрение нового программного продукта.

Только внедрив новый программный продукт, можно сказать, лучше стало или хуже. Но даже после внедрения — существуют ли финансовые показатели эффективности предпринятых мер? Вопрос спорный. Опрашивая сотрудников, можно получить ответ, легче им стало работать или нет. Однако даже если работать стало легче, если ускорился документооборот, стал яснее и четче учет, совершенно не обязательно это отразится или мгновенно отразится на финансовых показателях компании-потребителя.

Скажем, упрощение деятельности сотрудников за счет электронного документооборота не обязательно приводит к тому, что они начинают производить больше операций в день. Просто у них на работе становится больше свободного времени. С другой стороны, это свободное время является тем резервом, который можно использовать в случае увеличения деловой активности компании-потребителя на рынке и как следствие — увеличения числа операций. Также компания-потребитель может использовать высвободившееся время для предоставления более творческой, содержательной работы. Например, меньше времени на сбор данных, больше времени на анализ рынка. В перспективе — улучшение рыночной позиции. Дело в том, что заказ ИТ-услуг относится к такому типу мер, которые трудно оценить в краткосрочном периоде. Скорее следует говорить, что если бы все это не было проделано, то в долгосрочной перспективе компания-потребитель потеряла бы свои рыночные позиции.

Итак, мы приходим к простому и, как кажется, достаточно очевидному выводу — нельзя отдельно оценивать эффективность ИТ-аудита, ИТ-консалтинга, написания технического задания и т.п., а можно оценивать эффективность только всей цепочки мероприятий по ее завершении. Завершающим же звеном этой цепочки является внедрение новой информационной системы.

Основные методики оценки эффективности в практике российских консультантов

Несмотря на всю неоднозначность понятия эффективности для ИТ-проектов, как ИТ-компании, так и компании-потребители постоянно стремятся выработать более-менее универсальный критерий эффективности затрат, вложенных в проект. Самая первая методика — применить показатель ROI (Return on Investment) — классическая доходность на вложенные средства (ИТ-проект рассматривается здесь как разновидность инвестиционного). Беда в том, что если затраты на проект посчитать легко, то вот с доходами все сложнее. Даже если в последующие после внедрения периоды доходы компании возросли, ведь помимо этого ИТ-проекта компания-потребитель осуществляла и другие инвестиционные проекты или предпринимала рыночные ходы, в итоге, довольно затруднительно сказать, какая часть роста доходов ложится именно на информатизацию.

В связи с указанной особенностью ИТ-проектов все больший акцент делается на применении нефинансовых методик оценки эффективности. Лидирующие позиции здесь занимает подход, названный "Система сбалансированных показателей" или "Balanced Scorecard". Суть метода в том, чтобы оценивать такие характеристики компании как инновационный потенциал, желание инвесторов вкладывать в компанию деньги, в чем конкурентные преимущества и как их усилить, какие необходимы для этого знания и умения. Система BSC предполагает оценку компании по четырем основным блокам: "Финансовый блок", "Рыночный блок", "Бизнес-процессы" и "Обучение".

Только интегрированный подход может, по мнению авторов BSC, дать приближенную к реальности оценку эффективности деятельности компании. Каждая компания должна сама для себя выработать ключевые количественные измерители в каждом из перечисленных блоков. Кроме того, руководство должно понимать какие именно параметры оно хочет видеть. На этой основе выстраивается иерархия показателей, необходимых для отслеживания каждым подразделением. При таком подходе ИТ-проект становится лишь одним из звеньев общей стратегии улучшения деятельности компании.

Несмотря на то, что BSC все активнее применяется многими компаниями-потребителями ИТ-услуг, окончательной устоявшейся методики оценки эффективности ИТ-проектов пока нет. И экономисты-теоретики и топ менеджеры компаний пытаются найти какие-то новые средства или усовершенствовать старые, чтобы дать самим себе ответ на вопрос, зачем предпринимать те или иные ИТ-проекты. И хотя интуитивно все понимают их необходимость, количественно обосновать результат информатизации пока зачастую затруднительно.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS