Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Экспортный ИТ-тандем: как качеству успеть за количеством

На российском рынке ИТ-услуг представлены как российские, так и зарубежные компании. При этом данный сектор активно развивается, доля экспорта растет, правда, преимущественно за счет стран СНГ. Но рост оборота более дорогого и претендующего на высокое качество зарубежного ПО значительно интенсивнее, что заставляет всерьез задуматься о будущем российского рынка ИТ-услуг.

Российские компании оказывают ИТ-услуги не только в России, но и на территории стран СНГ, а также в дальнем зарубежье. Последний факт весьма примечателен для российской экономики, которая традиционно обладала низким экспортным потенциалом в сфере высоких технологий (исключая экспорт вооружений и военной техники).

Доля экспорта ИТ-услуг в общем объеме экспорта услуг постепенно растет, оставаясь, однако, незначительной — всего лишь на уровне 1,7%. Можно предположить, что доля экспорта будет расти и дальше и, по-видимому во многом за счет рынков стран СНГ, поскольку эти рынки на сегодняшний день далеки от насыщения. В ближайшие годы объем экспорта может увеличиться в 1,2-1,3 раза. Например, Казахстан, не имея собственного сильного ИТ-сектора, тем не менее, создает благоприятные условия для прихода иностранных ИТ-компаний. Ими вполне могут стать и российские — все предпосылки для этого,  похоже, уже есть.

ИТ-услуги в структуре российского внешнеэкономического обмена услугами
(по данным за 1 квартал каждого года)

ИТ-услуги в структуре российского внешнеэкономического обмена услугами (по данным за 1 квартал каждого года)

Источник: CNews Analytics, 2005 (на основе данных РОССТАТа)

С одной стороны, превышение доли, которую составляет экспорт ИТ-услуг в страны дальнего зарубежья, над долей, которую составляет экспорт ИТ-услуг в общем объеме экспорта услуг — факт обнадеживающий. Это означает, что при всей высокой конкуренции на мировом рынке ИТ-услуг нашим компаниям удается занять определенную, пусть пока и небольшую, нишу. С другой стороны, потенциал российских компаний на рынках СНГ намного выше. Это является следствием тесных деловых связей и существенно больших возможностей лоббирования (все же здесь мы имеем дело почти со "своими"). Впрочем, потенциал отечественных компаний на рынках СНГ будет сильно зависеть от геополитических процессов на постсоветском пространстве, которые в последнее время устойчивостью отнюдь не отличаются.

По данным Росстата, в I квартале 2005 года экспорт Россией ИТ-услуг составил в абсолютном выражении 81 млн.долл. Импортировано ИТ-услуг на несколько большую, но вполне сопоставимую, сумму в 90 млн.долл. При этом пока действия наших ИТ-компаний на внешнем рынке складываются в несколько противоречивую картину. В относительном выражении, за последние годы экспортный потенциал отечественного ИТ-сектора несколько снизился, так как в I квартале 2004 года экспорт, хоть и незначительно, но все же превышал импорт (57 млн.долл. против 56 млн.долл.). В абсолютном же выражении экспансия российских компаний на внешние рынки очевидна — за год объем экспорта ИТ-услуг в долларовом эквиваленте возрос более чем в 1,4 раза.

Совершенно понятно, что российские ИТ-компании далеко не по всем направлениям могут конкурировать с иностранными. То есть полное импортозамещение ИТ-услуг сегодня невозможно. Значит, либо наши предприятия заказывают в принципе мало ИТ-услуг, либо эти услуги просто тонут в общем импорте услуг. Думается, доля импорта ИТ-услуг, как и доля их экспорта, будет возрастать, а соотношение между ними в ближайшие годы, скорее всего, не изменится.

Борьба качества и количества

Сравнительно низкая доля российского рынка, контролируемая иностранными ИТ-компаниями (около 24%) вполне согласуется с данными о соотношении экспотра и импорта ИТ-услуг. Соотношение российских и иностранных компаний на российском рынке ИТ-услуг, с одной стороны, подтверждает оптимизм относительно роста доли экспорта, но с другой стороны, в силу вышесказанного об импортозамещении, говорит о том, что российские предприятия-потребители не готовы пока заказывать дорогие ИТ-услуги в большом объеме. Правда, подобное положение дел дает нашим ИТ-компаниям время, а значит и шанс подняться до мирового уровня предоставления услуг. Пока существует "естественный" барьер для входа в отрасль иностранных ИТ-компаний — время наверстывать упущенное.

Соотношение российских и иностранных компаний на российском рынке ИТ-услуг, 2004-2005

Соотношение российских и иностранных компаний на российском рынке ИТ-услуг, 2005

Источник: CNews Analytics, 2005

Иностранные компании растут быстрее — их темпы почти в 2 раза превышают показатель отечественных ИТ-компаний (59% против 28%). При сохранении текущих условий развития доли российских и иностранных компаний сравняются через 6 лет. Но будут ли эти темпы сохраняться?

Соотношение оборотов российских и иностранных компаний на российском рынке ИТ-услуг, 2004-2005

Соотношение российских и иностранных компаний на российском рынке ИТ-услуг, 2005

Источник: CNews Analytics, 2005

Услуги иностранных ИТ-компаний дороже российских, заказывать их могут только успешные предприятия. При сохранении сырьевой ориентации экономики количество предприятий с достаточными финансовыми ресурсами скоро будет исчерпано. Останутся только те, которые вынуждены экономить деньги и не могут позволить себе дорогостоящих проектов. Все они обратятся к услугам российских ИТ-компаний. Поэтому темпы роста оборотов иностранных компаний могут сократиться. Кроме того, низкие темпы роста оборотов российских компаний обусловлены тем, что сами обороты больше. Следовательно, по мере наращивания своего присутствия на российском рынке, иностранным компаниям будет все сложнее поддерживать высокие темпы роста.

Владимир Карачаровский / CNews

Сергей Гаврилов: За последние годы ИТ-проекты освоились с ролью информационного и управленческого каркаса

Сергей Гаврилов

На вопросы CNews отвечает Сергей Гаврилов, директор по развитию бизнеса «Арстел Консалтинг».

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, характеризуют развитие рынка ИТ-сервисов в России сегодня?

Сергей Гаврилов: В своей практике мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда российские ИТ-компании, опережая время и следуя модным тенденциям западных рынков, пытались захватить пальму первенства на российской территории и выступить пионерами для ряда продуктов и решений, а успех так и не пришел. Подобные «опыты» пытались воспроизвести и в ИТ-сервисах слепым заимствованием чужих подходов, методик и технологий — оказалось, что копирование чужого опыта малопродуктивно, знаний для увязывания методик и технологий недостаточно, для того, чтобы добиться результата в сложных консалтинговых проектах. От поставщиков услуг требуется хорошее понимание не только технологий, но, скажем, и опыт в управлении изменениями, и знание организационных моделей в сфере маркетинга и продаж, готовность сформулировать рекомендации по показателям деятельности. Заказчиком высокосложных услуг, ИТ-сервисов и проектов повсеместно становятся бизнес-подразделения клиента, и никого уже не вводит в заблуждение приставка ИТ- перед названием проекта.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS