Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Рынок ИT-сервисов Германии

Немецкий рынок ИT-сервисов продолжает активно развиваться. В своем стремлении увеличить обороты, игроки применяют самые разные стратегии. Лидерство по-прежнему сохраняет американская IBM, однако позиции немецких поставщиков постоянно укрепляются на фоне агрессивного роста.

Немецкий рынок впервые после долгого перерыва продемонстрировал небольшой рост по итогам 2004 года. Правда, локомотивом стал ИТ-аутсорсинг, что серьезно ограничило возможности игроков. Если спрос немецких компаний на услуги аутсорсинга увеличился в 2004 году на 9%, то общий объем местного рынка ИT-сервисов вырос лишь на 2-3%. При этом в области ИT-проектов рынок ушел в минус — откат составил более 3%. Предполагается, что по итогам 2005 года рост немецкого рынка превысит прошлогоднюю отметку и составит 3-4%.

Более 44% рынка ИT-сервисов в Германии делят 10 ведущих вендоров. При этом на долю «большой» десятки приходится почти 60% рынка ИТ-аутсорсинга.

Рынок ИT-сервисов Германии, 2005

Рынок ИT-сервисов Германии, 2005

Источник: PAC Analytics, 2005

IBM в ожидании пика замены ПК

На первом месте находится американская IBM, которой принадлежит более 11% немецкого рынка ИТ-услуг. Тем не менее, напряжение нарастает — несмотря на то, что в прошлом году компания смогла принять участие в одном из 10 крупнейших проектов, темпы роста ее доходов в этой сфере серьезно замедляются, на что обращают внимание практически все аналитики рынка. Основной упор IBM делает на предприятия крупного бизнеса, транснациональные корпорации и средний сегмент бизнеса, который характеризуется сегодня в Германии не только наиболее быстрыми темпами роста, но и быстрым увеличением затрат на ИT. В отраслевом разрезе компания работает с автопромом, машиностроением, химической промышленностью, а также финансовым сектором. Наиболее крупными клиентами компании в 2004 году стали Sud-Chemie AG, Rhein-Mettall AG, HSH Nordbank, PLUS Bank и др.

Наибольшие надежды компания в настоящий момент возлагает на рост потребности предприятий в изменении ИТ-инфраструктуры ИT. По ее подсчетам, в следующем году истечет срок жизненного цикла оборудования, приобретенного во время доткомовского бума. Соответственно, предприятия будут вынуждены в спешном порядке изменять существующую инфраструктуру. Скорее всего, компании будут менять также и стратегию ИT в общем.

СМБ поднимет T-Systems на 1 место

Второе место по обороту занимает на немецком рынке T-Systems. По ряду позиций эту компанию следует отнести к безусловным лидерам. По разным оценкам, ее доля составляет 10-11%. Однако отрицательным фактором развития поставщика является высокая зависимость от заказов головной компании, Deutsche Telekom. По оценкам исследовательского института Ovum, около 40% всех сделок заключается внутри самого холдинга, с различными его подразделениями. Кроме того, компания ориентируется преимущественно на крупные предприятия, и поэтому не демонстрирует той динамики, которая присуща игрокам, работающим со средним сегментом бизнеса. Однако в ближайшее время T-Systems планирует смену курса, что, вполне возможно, выведет ее на первое место.

Значимым стимулом ее развития может также стать реструктуризация головной компании. После реорганизации в ведение T-Systems переходят 160000 клиентов другого подразделения — T-Com. Причем, в основном это как раз предприятия СМБ. Вместе с тем, руководство предполагает сконцентрировать свои усилия в таких областях, как ИT-менеджмент, разработка стратегий, программное и аппаратное обеспечение On-Demand, а также аутсорсинг бизнес-процессов.

Помимо головной компании, наиболее крупными заказчиками T-Systems являются Daimler-Chrysler, Deutsche Post, Sparkasse/SKO/GENO, ETC/Toll Collect. В отраслевом размере компания ориентирована на телекоммуникационный сектор, промышленность, включая автопром, а также госсектор. В перспективе компания предполагает активизировать работу с банками. 

SBS отдаст часть бизнеса Futjitsu-Siemens

С некоторым отрывом от лидеров, на третьем месте (6% рынка) находится SBS (Siemens Business Services), ИT-подразделение концерна Siemens. Однако, зависимость «дочки» от головного офиса в данном случае намного ниже, чем у T-Systems. В ее бизнесе на долю «большого» Siemens приходится лишь около 20% общего оборота компании, остальную выручку формируют внешние клиенты.

При том, что общий оборот Siemens Business Services составил в 2004 г. 2,3 млрд. евро, рентабельность компании остается низкой, что не может не беспокоить руководство. Им уже запланировано до конца года передать часть SBS, которая ориентирована на «продуктовые» ИT-сервисы, концерну Futjitsu-Siemens. По направлению ИТ-аутсорсинга компания планирует сотрудничество с французским лидером — Atos Origin.  Как отмечают аналитики, продажа аутсорсингового подразделения на текущий момент практически невероятна.

Крупнейшими клиентами компании в 2005 году стали, помимо самого Siemens, Deutsche Bank, Bankgesellschaft Berlin, Ruhrkohle, KSB. В отраслевой перспективе компания ориентирована преимущественно на банковский сектор и различные отрасли промышленности.

В качестве стратегии на ближайшее будущее компания планирует дальнейшее развитие аутсорсинга в сегменте среднего бизнеса. В целом SBS не планирует масштабных маневров, хотя и допускает возможность поглощения отдельных мелких компаний.

Hewlett Packard Services планирует бурный рост

Игрок №4 на немецком рынке ИТ-услуг (5%) — Hewlett Packard Services (HPS), потеснившая EDS. Причиной прорыва стала агрессивная политика компании в области получения заказов, что удивило не только аналитиков, но и конкурентов. Кроме того, взлету способствовало удачное поглощение ИT-подразделения компании Thyssen-Krupp — Triaton. Число сотрудников достигло 6500 человек, причем за последние два года отмечается увеличение их количества вдвое.

Руководство компании предполагает в ближайшие несколько лет опередить рост рынка. В частности, в сфере ИT-аутсорсинга планируется в два раза превысить среднерыночные показатели. Также будут расширены подразделения ИT-менеджмента, оптимизации ИT-инфраструктуры, внедрения ERP и BPO. Крупнейшими клиентами компании являются WestLB, Thyssen-Krupp, Zeiss Schott, MLP, EADS.

EDS

Позиции же EDS, по мере того, как набирает обороты Hewlett Packard Services, начали ослабевать. Несмотря на все еще значительную долю рынка, компания явно нуждается в более тщательно проработанной стратегии для дальнейшей работы в Германии. Сильное давление, которое испытывает EDS со стороны конкурентов, заставляет, к примеру, сокращать работы по направлению предпринимательского консалтинга. В настоящее время компания ведет переговоры о продаже подразделения A.T.Kerney, что связано с уходом из этого сегмента.

Основными клиентами EDS являются Deutz, Arcelor, Tenovis, Union IT. «Исторически» компания ориентирована на средний сегмент в разных отраслях промышленности, а также в финансовом секторе.      

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS