Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Инвестиции в российские ИТ прирастают инфляцией?

В абсолютном показателе объем инвестиций в российский ИТ-сектор вырос за последние годы в 4 раза, однако в значительной мере этот рост является инфляционным. Вклад ИТ в отечественный ВВП составляет 0,2%, при этом на отрасль приходится всего 0,15% от общего объема инвестиций. Делать же вывод об интенсивном, либо экстенсивном пути ее развития пока сложно, ввиду неопределенности с вопросом, как именно ИТ-компании тратят аккумулируемые средства.

Объем капитальных инвестиций в отрасли информационных технологий демонстрирует устойчивую положительную динамику. За пять лет — с 2000 по 2005 год — объем ежегодных инвестиций в ИТ-сектор возрос в 4 раза. К концу 2005 года, по оценкам CNА, показатель составил порядка 4,5 млрд. руб.

Рост инвестиций в сектор информационно-
вычислительного обслуживания, Россия, 1998 - 2005

Рост инвестиций в сектор информационно-<br>вычислительного обслуживания, Россия, 2000 - 2005

Источник: CNews Analytics, 2005 (на основе данных РОССТАТа)

Однако рост ИТ-инвестиций является в значительной мере инфляционным, как демонстрируют данные об изменении доли, которую они составляют в общем объеме инвестиций в экономику. В период 2003–2005 гг. в относительном выражении капитальные инвестиции в ИТ практически не росли.

Динамика инвестиций в сектор информационно-
вычислительного обслуживания, Россия, 1998 - 2005

Динамика инвестиций в сектор информационно-<br>вычислительного обслуживания, Россия, 1998 - 2005

Источник: CNews Analytics, 2005 (на основе данных РОССТАТа)

Важный момент — насколько высока в ИТ-бизнесе отдача от инвестиций? Логично было бы ожидать, что по этому показателю среди прочих отраслей ИТ-индустрия занимает лидирующее место. Но на практике все оказывается не совсем так. Вновь прибегнем к сопоставлению с отраслью машиностроения, по сравнению с которой ИТ-сектор, направленный на производство чистого интеллектуального продукта, должно выигрывать. Ситуация же такова, что при 10%-ном вкладе машиностроения в ВВП объем инвестиций в эту отрасль составляет примерно 3% от общего объема инвестиций. Для отрасли ИТ эти показатели равны соответственно 0,2% и 0,15%. В стагнирующем, стремящемся выжить машиностроении на 1 руб. капитальных инвестиций приходится примерно 26,5 руб. выручки, а в ключевом для новой экономики ИТ-бизнесе, как ни странно, этот показатель в 2,5 раза ниже — около 10 руб. выручки на 1 руб. инвестиционных вложений. Есть на кого равняться.

Интенсивное развитие vs неопределенность

Анализ структуры использования компаниями своих доходов в условиях, когда значительная часть экономики находится "в тени", является делом неблагодарным, во-первых, и чреватым ошибочностью выводов, во-вторых. Тем не менее, данные, которыми мы располагаем, складываются в довольно интересную картину, которую неправомерно было бы оставить без внимания и интерпретации.

Использование ИТ-компаниями доходов, Россия, 2000 - 2005

Использование ИТ-компаниями доходов

Источник: CNews Analytics, 2005

Анализ расходов ИТ-компаний на оплату труда сотрудников в структуре валовой добавленной стоимости демонстрирует довольно четкую закономерность — за последние несколько лет доля доходов, направляемых компаниями на выплату заработной платы сократилась с 87,5% до 46,5%. Хотя в абсолютном выражении фонд оплаты труда растет (иное было бы абсурдным), в относительном выражении получается, что все меньший процент доходов расходуется на людей. При этом приблизительно на одном и том же уровне сохраняется доля налогов в доходах компаний. Это означает, что компаниями аккумулируется огромная часть средств, составляющая более 50% годовой выручки. Основной вопрос, проливающий свет на перспективы развития всего российского ИТ-сектора — как ИТ-компании тратят (или планируют тратить в будущем) эту огромную и растущую от года к году массу денег.

Наблюдаемое явление уже само по себе, даже без какой-либо конкретной интерпретации, представляет значительный интерес, так как указывает на устойчивую и являющуюся результатом солидарного действия всех компаний сектора рыночную стратегию. Здесь можно выдвинуть два основных предположения — оптимистическое и традиционное. Начнем со второго, так как оно очевидно — бизнес скрывает доходы, обналичивая деньги. Однако этот вариант уже давно вполне обычен и во многом связан с неустранимым пока взаимным недоверием бизнеса и государства, сохраняющейся разницей в интерпретации интересов и целей друг друга. Но даже в этом случае остается неопределенность в том, как уведенные в тень деньги расходуются в последующем — направляются ли они на развитие или на удовлетворение частных интересов?

Рассматриваемую ситуацию можно интерпретировать и иначе. ИТ-бизнес снижает расходы на персонал, направляя деньги на инвестиции в развитие. Если бы это было так, то это означало бы, что бизнес предпочитает интенсивную стратегию развития экстенсивной, т.е. вместо увеличения благосостояния работников, полученные доходы используются для повышения капитализации компаний. Положительный или отрицательный ответ на этот вопрос является одновременно ответом на вопрос о будущем российского ИТ-бизнеса.

Владимир Карачаровский / CNews

Илья Прокимнов: Первоначальное формирование рынка ИТ-услуг произошло успешно

Илья Прокимнов

На вопросы CNews отвечает Илья Прокимнов, директор по консалтингу Columbus IT Partner Russia.

CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют развитие российского рынка ИТ-услуг в настоящий момент? Насколько они коррелируют с общемировой ситуацией?

Илья Прокимнов: Спрос на ИТ-услуги по-прежнему не ослабевает, и это связано, в первую очередь, с высокой динамикой роста российской экономики в целом, поддерживаемого как общеэкономическими факторами, так и высокими ценами на нефть. Развитие российской экономики способствует увеличению числа торговых и производственных компаний. Сегодня деятельность этих компаний трудно представить без современных инструментов управления. По этой причине российские менеджеры все чаще обращаются к профессиональным ИТ-консультантам, что и формирует высокий спрос на ИТ-услуги.

С другой стороны, очевидно, что в развитии рынка не последнюю роль играют и сами информационные технологии. Постоянно создаются и появляются новые продукты, рассчитанные как на международных, так и на локальных покупателей. Стоит сказать, что Россия всегда была в числе «первопроходцев» в освоении новых технологий. Появившись на отечественном рынке, эти технологии моментально становились, своего рода, «драйверами» для бизнеса. Видя в них большие перспективы и отличное конкурентное преимущество, российские менеджеры охотно внедряли их в своих компаниях.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS