Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Аутстаффинг как флагман российского аутсорсинга ИТ

Российские компании пока предпочитают отдавать на аутсорсинг лишь небольшую часть своих ИT-функций. Одной из наиболее популярных моделей является «аутстаффинг» — привлечение внешних специалистов для решения внутренних задач в сфере ИT. «Локомотив» потребления аутсорсинговых услуг формируют крупные компании с распределенной структурой, среди которых большую долю составляют работающие в России представители иностранных корпораций.

Спрос на услуги ИT-аутсорсинга в России формируют сегодня, в основном, государственный и банковский сектор, а также крупные транснациональные корпорации. Потребность госструктур в подобных услугах вызвана усложнением информационной инфраструктуры, процессов принятия решений, информационных потоков, которые не могут быть оптимизированы силами собственных ИT-подразделений. Со своей стороны, динамично растущий банковский сектор также нуждается в эффективном управлении ИT-инфраструктурой, однако этот сегмент рынка представлен, в основном, небольшими сделками. Это связано как с опасениями потери ключевой информации, так и с общей информационной «закрытостью» финансовых структур.

Особенно велика потребность в ИT-аутсорсинге у  крупных компаний с развитой филиальной структурой. Их ИT-подразделения в какой-то момент перестают справляться с растущим объемом корпоративной информации, не могут эффективно обеспечивать функционирование информационной системы предприятия. Значительную часть спроса формируют филиалы западных компаний, для которых передача рутинных функций по управлению ИT-инфраструктурой вовне является частью стратегии. Соответственно, комплексные заказы компаний такого уровня способны выполнить пока только западные поставщики, представленные на российском рынке. В последние два года увеличилось и число крупных российских компаний, заключивших серьезные аутсорсинговые контракты.

Участники рынка прогнозируют в ближайшие годы рост спроса на услуги ИT-аутсорсинга со стороны компаний «среднего класса». Необходимыми предпосылками является завершение автоматизации важнейших бизнес-процессов компаний этого сегмента и их растущая потребность в эффективном управлении. Как только предприятия осознают необходимость формирования бюджетов ИT-подразделений, они начинают искать пути оптимизации затрат, что приводит их к мысли о передаче части функций стороннему исполнителю.

«Типовое» предложение

Поставщики услуг аутсорсинга представлены в двух весовых категориях: российские офисы западных компаний (IBM, Hewlett-Packard, Siemens) и системные интеграторы, расширившие спектр своих услуг до ИT-аутсорсинга (IBS, «Крок», «Ланит»). Небольшой сегмент рынка принадлежит компаниям, выросшим из ИT-подразделений холдинговых структур(например, «Сибинтек»).

«Типовыми» услугами российского рынка ИT-аутсорсинга являются, во-первых, аутсорсинг оборудования и инфраструктуры и, во-вторых, аутсорсинг управления информационной системой. К первому направлению относятся в первую очередь услуги в области организации дата-центров, администрирования и поддержки баз данных. В рамках второго организуется резервное копирование и хранение данных ERP-систем. В-третьих, на аутсорсинг предлагают отдать автоматизацию и управление бизнес-процессами.

Достаточно востребован российским рынком аутсорсинг интернет-ресурсов, включая управление динамическим контентом интернет-сайта компании, администрирование почтовой системы, защита от вирусов, спама и несанкционированного доступа. Отечественные заказчики готовы также арендовать серверы и оплачивать физическое их размещение на технической площадке провайдера (Collocation).

Одной из самых популярных аутсорсинговых моделей на российском рынке сегодня считается аутстаффинг — т.е. привлечение специалистов аутсорсинговых компаний для решения внутренних задач в сфере ИT.

По мере роста рынка возрастает и сложность аутсорсинговых контрактов. Все большим спросом начинают пользоваться такие услуги, как управление информационной системой компании, администрирование баз данных, формирование и реализация ИT-стратегий. Появились первые примеры передачи на аутсорсинг комплексной ИT-инфраструктуры компаний. Контракты такого рода заключили, к примеру, РОСНО, «БАТ Россия», «Аэрофлот».

По данным исследования компании IBS, растущий интерес наблюдается в сфере обеспечения непрерывности бизнес-процессов, многие предприятия осознают необходимость создания отказоустойчивых систем. В связи с этим растет потребность в управлении системой резервного копирования и хранения данных, а также восстановлении данных и бизнес-процессов заказчиков в случае катастрофы.

По прогнозам аналитиков, рост российского рынка ИT-аутсорсинга, усложнение потребностей компаний-заказчиков приведут к приходу западных игроков и усилению конкуренции среди поставщиков услуг ИT-аутсорсинга. На данном этапе отечественные компании занимают достаточно заметную долю рынка, однако остается риск, что их позиции будут сильно потеснены крупными иностранными игроками — профессиональными аутсорсерами в сфере ИT.

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS