Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Ниши ИТ-услуг: определяем границы

Вопрос о рыночных нишах, объединяющих отечественных потребителей и поставщиков ИТ-услуг, а также о ценовых сегментах, на которые подразделяется российский ИТ-рынок, является очень важным и, одновременно, запутанным.

Российский ИТ-рынок весьма неоднороден, в его рамках сосуществуют принципиально разные группы потребителей — от минимизирующих свои ИТ-бюджеты региональных предприятий до корпораций, чьи расходы на ИТ-услуги кажутся огромными даже в мировом масштабе. Здесь и заказы на 25 тыс. долл., и на все 100 млн. долл.

Значительный вклад (или, скорее, сбой) в развитие рынка вносят так называемые "проекты-выбросы". Именно этот термин является адекватным для описания тех сумм, которые тратят на свои ИТ-инициативы некоторые гиганты российской экономики. Примером может послужить — "Связьинвест", только за лицензии заплативший Oracle около 150 млн.долл.

С другой стороны, достаточно остро стоит проблема тех рыночных ниш, где находят друг друга потребители и поставщики ИТ-услуг. Известно, что компании уровня SAP или Oracle поставляют на рынок очень дорогостоящие продукты и услуги. Но возьмутся ли они за информатизацию среднего российского предприятия? Скорее всего, нет. Поэтому можно предположить, что работать здесь будут в основном российские компании, запрашивающие за свои услуги гораздо меньшие цены. Но это только с одной стороны. С другой же, стоимость одной только услуги по разработке ИТ-стратегии для предприятия различные российские ИТ-компании оценивают в 100-200 тыс. долл. При этом же можно найти примеры недорогих внедрений ERP-систем. В таких случаях стоимость, включая стоимость лицензий, не превышала 50-70 тыс. долл.

Такими внезапными поворотами характеризуется российский рынок. Тем не менее, когда он находится в устойчивом, спокойном состоянии, его вполне можно структурировать. Условно устойчивые ниши российского ИТ-рынка можно подразделить на четыре класса.

Признак ниши - дороговизна

Ниши первого класса (здесь под "классом" не обязательно подразумевается "качество") образуются за счет ограниченного числа масштабных дорогостоящих ИТ-проектов. Типичный пример в этом случае — внедрение ERP стоимостью от 1-2 млн.долл. и до нескольких десятков. 70-80% этой суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО. Оставшиеся 20-30% — средства, приходящиеся на чистые услуги, в идеале включающие аудит, разработку ИТ-концепции (часто сопровождающуюся рекомендациями по оптимизации оргструктуры предприятия) и техническое сопровождение информационной системы. Таким образом, стоимость чистых ИТ-услуг (без затрат на лицензии и ПО)  в нишах первого класса составляет от 200-300 тыс.долл. до 1-2 млн.долл.. В их потребительскую группу входят — промышленные гиганты, транснациональные сырьевые и финансовые структуры с оборотами от нескольких сотен миллионов до миллиарда долларов в год.

В этих нишах главным образом работают западные компании, известные бренды. Но их доля на российском ИТ-рынке пока не превышает 25%, поскольку такие проекты имеют, во-первых, штучный характер и, во-вторых, занимают не один год. Впрочем, заказывать услуги чистого аудита (без покупки лицензий и внедрения ИС) тоже могут лишь несколько десятков компаний в год.

Ниши второго класса образуются за счет ограниченного числа менее дорогих проектов стоимостью каждый порядка 1 млн.долл. Соответственно, услуги по аудиту, консалтингу и сопровождению в этой нише оцениваются в районе 100-200 тыс. долл. В этом сегменте обслуживаются предприятия торговли, сферы услуг, банковской отрасли. Но примечательно, что именно здесь впервые появляется потребитель из отечественного сектора экономики. Это преуспевающее, возможно, имеющее выход на внешние рынки промышленное. предприятие с годовым оборотом  от 15-20 млн. до 100-150 млн. долл..

Эту нишу также в значительной мере контролируют западные производители ИС, рыночная стратегия которых — компромисс между брендингом и массовостью. Но если в нишах первого класса крупные западные производители ИС работают с клиентами, как правило, напрямую, то в нишах второго класса осуществление ИТ-проектов в массовом порядке делегируется российским компаниям-интеграторам, являющимся авторизованными партнерами известных западных компаний и работающим по их лицензиям и сертификатам.

В нише третьего класса обслуживаются более или менее крупные предприятия, но, доминируют информационные системы отечественного производства. Основу здесь формирует максимальное число относительно недорогих проектов (внедрение систем на 25-50 рабочих мест общей стоимостью 50-100 тыс. долл..). В этой нише обслуживается нижний слой предприятий с оборотом до 10 млн. долл. Средней руки машиностроительное предприятие, пищевой комбинат или швейная фабрика — типичные примеры таких потребителей. Стоимость услуг чистого аудита и консалтинга здесь очень невелика — до 10 тыс. долл. Таких проектов за год может быть заказано до нескольких десятков тысяч. 

В последнем, четвертом классе работают исключительно малые фирмы или консультанты-одиночки, специализирующиеся на микропроектах. Они неплохо разбираются в каком-то известном программном продукте, могут программировать запросы к базе данных этого продукта и формы отчетов для подразделений. Зарегистрированы они как ПБОЮЛы. Имея опыт работы в разных ИТ-компаниях и участия в различных проектах, они неплохо разбираются в структуре бизнес-процессов. Установка бухгалтерских программ, бэкофиса, отдельных модулей  недорогих информационных систем — вот фронт работ консультантов из этой ниши. Здесь обслуживаются сотни тысяч малых предприятий и частных предпринимателей.

Владимир Карачаровский / CNews

Али Мамедов: Фактор цены является определяющим для развивающегося рынка российского ИТ-консалтинга

Али Мамедов

На вопросы CNews отвечают Али Мамедов, заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп», и Алексей Лымарь, директор управления информационных технологий компании «МИР».

СNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, определяют в настоящий момент развитие отечественного рынка ИТ-услуг? Как вы оценили бы его объем и динамику?

Али Мамедов: Общий объем рынка увеличивается, и в целом тенденции достаточно благоприятные. Прошли те времена, когда роль информационных систем при высоких доходах была не столь важна. Вообще говоря, рынок стал более конкурентным, более развитым, и необходимость грамотных ИТ-решений и услуг стала очевидной. Основные причины роста данных потребностей связаны с тем, что компании развиваются, и своих знаний в области информационных технологий им порой просто не хватает для эффективного управления. Я бы даже сказал, что компании настолько бурно развиваются, что им просто не хватает физически ИТ-ресурсов и специалистов, и поэтому знания внешних компаний, таких как мы, дают им возможность успешно и эффективно внедрять и развивать самые сложные ИТ-стратегии.

Говорить о каких-то достигнутых количественных показателях в целом достаточно трудно. В нашем обороте, например, за последний год, доля ИТ-услуг увеличилась примерно в два раза, мы реализуем все больше таких проектов.

Полный текст интервью


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS