Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

ИТ-аутсорсинг vs ИТ-отделы: существует ли конкуренция?

Cуть конкуренции между внутренним ИТ-отделом и внешним поставщиком услуг сводится к способности обеспечить гарантированно качественный  сервис. В первую очередь аутсорсинг актуален для решения масштабных задач, требующих привлечения большого количества специалистов, которых предприятию не выгодно постоянно держать в штате и обучать.

Параметры ИТ-отделов напрямую зависят от финансового состояния предприятия. Численность персонала (от 3 до 20 человек) связана не только с тем, сколько предприятие может потратить денег на зарплату, но и с тем, насколько нужным оно считает подобные траты. В принципе же, чем больше штат, тем более сложные задачи может решать отдел.

Обычно крупные компании держат ИТ-отдел для достаточно скромных задач — купить оргтехнику, обеспечить бесперебойную работу сети и ее безопасность от внешних вторжений, установить необходимое программное обеспечение на компьютеры сотрудников и решать все проблемы, связанные со сбоями в работе, разграничить права доступа, иногда написать какие-то программки или макросы для нужд того или иного отдела. На такие задачи вполне достаточно 3-4 человек. Если же крупная структура ставит перед сотрудниками ИТ-отдела более масштабные задачи, например, курировать внедрение информационной системы, да еще если это структура — холдинг, то может не хватить и 20 человек.

Соответственно, от поставленных задач зависит бюджет ИТ-отдела. В одних случаях — это зарплата плюс стоимость закупок ПО и оргтехники. Поскольку при таких задачах много народу не надо, да и зарплату большую платить нецелесообразно, то годовой бюджет не будет превышать $120 тыс. В крупных компаниях, уделяющих внимание информатизации и штат ИТ-отдела больше и зарплата выше (не менее $2 тыс.), и закупок оргтехники больше. Годовой бюджет ИТ-отделов крупных корпораций составляет от $1 до 10 млн. Другое дело, что не всегда закупки включаются в бюджеты ИТ-отделов. Иногда эти расходы ложатся на отделы материально-технического снабжения.

Аутсорсинг хорош, прежде всего, для тех потребителей ИТ-услуг, у которых по тем или иным причинам небольшой штат ИТ-отделов. У них, можно сказать, просто нет иного выхода. Преимущество здесь в том, что аутсорсинг позволяет покупать услуги на ИТ-рынке по мере необходимости. Если предприятие отказывается от использования аутсорсинга, оно должно постоянно держать в штате ИТ-отдела больше сотрудников, а значит, платить им постоянную зарплату. Если большую часть года им нечем заняться, предприятию это невыгодно. Значит, иметь крупный ИТ-отдел должны только те компании, у которых сложная информационная и бизнес-инфраструктура, и специалистам всегда есть чем заняться. Всем остальным, в той или иной степени, приходится прибегать к аутсорсингу. Причем чем менее сложная у предприятия структура бизнес-процессов, тем большее число возникающих проблем должно решаться с помощью аутсорсинга.

Строго говоря, суть конкуренции между выносом той или иной ИТ-услуги на аутсорсинг и ее производством внутреннем ИТ-отделом состоит в том, способен ли внутренний ИТ-отдел произвести данную услугу, чтобы она была того же качества как и купленная вовне. Если у предприятия-потребителя стоит задача радикально повысить уровень информатизации бизнес-процессов, то он должен установить у себя новый программный продукт, обладающий большими управленческими возможностями. Теперь сравним, в одном случае его будет разрабатывать пусть даже крупный ИТ-отдел в 20-30 человек, а в другом случае — целая крупная компания, специализирующая только на данном продукте. Как ни крути, но ни один, пусть даже самый крупный ИТ-отдел не сможет сравниться с разработчиками ПО или профессиональными поставщиками ИТ-сервисов. В подобных случаях преимущества аутсорсинга налицо.

Совсем иное дело, когда перед ИТ-отделом стоит какая-то небольшая задача — например, написать небольшую программку под какие-то специфические внутрикорпоративные нужды. Если в штате есть достаточно квалифицированных специалистов, которым под силу реализация этой задачи, то предприятию нет смысла платить деньги внешней фирме. Помимо денег, чрезмерное увлечение аутсорсингом при решении небольших задач ведет к зависимости компании-заказчика от внешних ИТ-компаний. Если же при этом она закрывает код своего продукта, да еще и не имеет интегрированных в этот продукт средств разработки, то необходимость что-либо доработать автоматически означает выплату денег внешней ИТ-компании сверх ежегодной стоимости технической поддержки. Кроме того, прибегнув к аутсорсингу при решении сравнительно незначительных задач, компания-потребитель ИТ-услуг выложит немалые деньги за обучение персонала новому продукту.

Вопрос соотношения услуг, выносимых на аутсорсинг, и услуг, производимых собственным ИТ-отделом далеко неоднозначен. Однако общее правило таково — на аутсорсинг отдают те услуги, качественная реализация которых внутренним ИТ-отделом невозможна. Спрашивается, зачем, имея большой ИТ-отдел, компании отправлять деньги вовне и заказывать услуги ИТ-аудита у внешней компании? Однако здесь есть один важный аспект.

Понятно, что располагая крупным, как по бюджету, так и по штату, ИТ-отделом, компания вполне способна провести ИТ-аудит собственными силами. На худой конец, она может создать дочернюю аудиторскую компанию и провести аудит формально внешней компанией. И все было бы хорошо, и деньги не уходили бы за пределы компании (или холдинга) если бы не элемент PR. Бывает так, что компания заинтересована, чтобы ИТ-аудит был проведен раскрученным поставщиком, с известным, лучше мировым, брендом. Это придает аудиторскому заключению дополнительный вес в глазах иностранных, да и российских инвесторов. Так что выпущенные вовне деньги с лихвой могут окупиться за счет аудиторского заключения с печатью известной ИТ-компании.

Что касается предприятий средней руки, то здесь выбор — сильный внутренний ИТ-отдел либо приглашенный внешний консультант — также решается не в пользу первого. И хорошо понятно почему. Чтобы сделать более-менее приемлемый продукт, предприятию необходимо нанять хотя бы 10 человек с окладом около $2 тыс. в месяц чистыми. Значит, для предприятия это порядка $3 тыс. То есть всего в месяц $30 тыс., в год — $360 тыс. Если купить продукт у внешнего поставщика, затраты составят $60-70 тыс. плюс обучение персонала $20-30 тыс. Выгода от сотрудничества с ИТ-компанией при таком раскладе вполне очевидна.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS