Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Поставщики ИТ-услуг на пути к конвергентности

Ключевой тенденцией мирового рынка ИТ-сервисов становится сращивание информационных технологий с управленческим консалтингом. С одной стороны, консультанты начинают расширять пакеты своих услуг за счет ИТ-составляющей. С другой стороны, ИТ-компании все активнее взаимодействуют с не-информационным консалтингом.

Наиболее быстрорастущим сегментом мирового рынка IT-сервисов остается аутсорсинг, однако это направление с каждым годом модифицируется, приобретая новые черты. Хотя число руководителей ИT-подразделений, готовых передать часть функций на аутсорсинг, в мире неуклонно растет, предприниматели меняют свои требования к поставщикам услуг. Все чаще на этом рынке становится востребован комплексный подход. В свою очередь это требует от поставщика глубокого понимания не только сущности бизнес-процессов, передаваемых на аутсорсинг, но и их значения для заказчика в целом. Причина повышения планки требований к исполнителю заключается не только в стремлении к сокращению издержек, но также в редукции сложности управления процессами, переданными на аутсорсинг. В первую очередь это актуально для заказчиков, вынужденных работать одновременно с несколькими поставщиками услуг.

Указанные тенденции стали причиной формирования принципиально новых сервисных направлений в сфере ИТ. Одним из таких направлений является Business Performance Transformation Services, который в IBM характеризуют как комплексный менеджмент, включающий аналитику, разработку и внедрение ИT-стратегии компании. Сюда же входит управление инновациями, разработка Source-стратегии предприятия, а также поддержка или полная передача функций управления проектами на аутсорсинг. Разработка Source-стратегии приобретает все более значимую роль на рынке ИT-сервисов. Пока лишь немногие компании остаются довольны результатами аутсорсинговых проектов, но в силу нехватки опыта, квалификации или ресурсов вынуждены переходить к ним, даже несмотря на достаточно высокие затраты. Теперь на помощь приходят консультанты, которые могут определить, насколько тот или иной аутсорсинговый проект является оправданным для компании, не проще ли решить поставленные задачи при помощи внутренних ресурсов компании. Привлекаемые эксперты могут оценить издержки и комплексность проектов, а также помогают в выборе поставщиков услуг.

Сближение ИT-сервисов с управленческим консалтингом

Наиболее важной тенденцией этого рынка становится постепенное сращивание функций поставщиков ИT-услуг и компаний, предоставляющих услуги управленческого консалтинга. В качестве одного из проявлений этой тенденции можно назвать расширение пакетов предложений консалтинговых фирм, в которые начинают включать также ИT-сервисы. Так, в Boston Consulting Group доля ИT-сервисов в 2003-2004 гг. увеличилась на 35%, и составляет, по данным CIO.de, 15% от оборота компании. Компания Booz Allen & Hamilton за тот же период увеличила долю ИT-сервисов на 20%. Подобная стратегия одновременно и оправданна, и опасна. Оправдывает ее все более растущий спрос на ИT-консалтинг, при этом совершенно естественно, что заказчик обращается по разным направлениям услуг к проверенному консультанту. С другой стороны, консультант в этом случае несет риск быть заподозренной в некомпетентности, особенно если речь идет о «непрофильных» видах деятельности. Немаловажным моментом является фоновое раздувание штатов компаний-исполнителей, и возникающие при этом издержки на обучение персонала.

Другим характерным моментом являются формальные и неформальные соглашения компаний, а также их консолидация. Наиболее яркий пример развития тенденции продемонстрировала IBM, купив в 2002 году компанию PricewaterhouseCoopers. В числе крупнейших совместных проектов следует отметить работу компаний EDS и A.T. Kearney,  Capgemini и Ernst & Young. Аналитики отрасли считают, что число совместных проектов поставщиков ИT-сервисов и компаний-консультантов будет расти и в дальнейшем.

Конвергенция поставщиков

Вторая доминирующая на рынке тенденция связана с постепенным слиянием поставщиков ИT-сервисов и производителей оборудования и программного обеспечения. Оказание таких услуг в сфере ИT, как разработка ИT-стратегий, аутсорсинг, оптимизация информационных систем и т.д. — подразумевает долгосрочное сотрудничество, причем, учитывая современные темпы смены поколений информационных систем и оборудования, можно ожидать, что услуги поставщика будут востребованы постоянно. Именно поэтому поставщики услуг все чаще идут на партнерские соглашения с разработчиками, несмотря на множество подводных камней — включая опасность подозрений в предвзятости выбора поставщика, сговоре и т.д.

С другой стороны, такая стратегия имеет и свои плюс. Концентрируясь на продуктах определенного поставщика, консультант может предоставить потребителю более качественный сервис, а также возможность снижения затрат за счет ценовых соглашений. Для поставщиков оборудования, программного и аппаратного обеспечения такая стратегия также выгодна — на текущий момент лишь единицы из них способны предоставить услуги комплексного ИT-сервиса. Однако прецеденты все же есть.  Быстрые шаги в направлении управленческого консультирования делает немецкая SAP, мотивируя это тем, что информационные системы, поставляемые компанией, настолько пронизывают все бизнес-процессы и функции предприятия, что ИT-сервисы становятся уже неотделимыми от управленческого консалтинга.

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS