Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics IBS

Мировой рынок ИТ-сервисов: экстенсивный курс на «железо»

Развитие мирового рынка ИТ-сервисов определяют противоречивые тенденции. В то время как число игроков растет, средняя стоимость контракта неуклонно снижается — бум в секторе СМБ не медлит сказаться. «Львиная» доля рынка продолжает приходиться на услуги в области построения и поддержки ИТ-инфраструктуры.

2005 год был достаточно благоприятным для мирового рынка ИT-сервисов, хотя и показал наличие разнородных тенденций, что вполне объяснимо ввиду сильных различий между составляющими его регионами. За 11 месяцев 2005 года суммарный денежный объем мирового рынка увеличился на 7%. Медленнее всего рос европейский сектор — чуть менее 4%. Развивающиеся рынки демонстрировали значительно более быстрые темпы роста — по разным оценкам от 11 до 14%. Это более чем благоприятный показатель, особенно по сравнению с прошлым годом, когда был зафиксирован спад мирового рынка порядка 3%.

По данным IBM, объем мирового рынка ИT-сервисов в текущем году составит около $500 млрд. Поскольку, по всей видимости, пик кризиса ИT-отрасли 2002-2004 гг.  уже пройден, можно говорить об устойчивом росте этого рынка. В пользу данного факта — и увеличение плановых затрат компаний на ИT: если в пик кризиса 2002 года в Европе они сократились более чем на 30%, то в текущем году ситуация стабилизировалась. Далее, по прогнозам CIO.de, европейские компании планируют увеличить ИT-бюджеты предприятий в среднем на 6,2%. При этом неуклонно растут затраты компаний на ИT-сервисы. В Pierre Audoin Consultants (PAC) оценивают соотношение затрат компаний на ИT и затрат на ИT-сервисы как 4:1 (в среднем в мире). Эксперты ожидают, что средний общемировой уровень затрат на ИT-сервисы к 2010 году повысится до 30-32%, что означает  увеличение емкости мирового рынка еще на 7-10%.

Структура мирового рынка ИT-сервисов

Структура потребления ИT-сервисов в масштабах мирового рынка зависит от уровня сложности процессов. Наибольший объем сервисных проектов реализуется в сфере ИT-инфраструктуры (по разным оценкам, на них приходится до 60% мирового рынка). Наименьшая доля приходится на стратегический ИT-менеджмент — 10%. В сфере информационных систем реализуется около 30% сервисных проектов.

Структура мирового рынка ИТ-сервисов

Структура мирового рынка ИТ-сервисов

Источник: IDC, 2004

Подобная структура потребления обусловлена рядом факторов. Во-первых, по мере усложнения ИT-сервисов наблюдается непропорциональный рост их стоимости. Следует отметить, что при нарастании комплексности проектов, все больше внимания уделяется консультационной и аналитической составляющей, что также увеличивает общую стоимость работ. Во-вторых, высокая стоимость ИT-услуг в сфере стратегического менеджмента делает их ориентированными преимущественно на сегмент компаний крупного бизнеса.  Немаловажной составляющей спроса на подобные услуги является сложность управления информатизацией бизнес-процессов компании, которая увеличивается по мере роста масштабов бизнеса. В-третьих, отмечаемый бурный рост предприятий среднего сегмента обусловливает высокий уровень спроса на услуги, связанные с оптимизацией информационных систем и составляющих инфраструктуры предприятий.

Структура основных видов услуг в сфере ИT

Вид ИТ-сервиса

Направление работ поставщика

Стратегический ИT-менеджмент

Разработка ИT-стратегии предприятия, Source-менеджмент, управление инновациями, аутсорсинг бизнес-процессов и функций, проектный менеджмент

Информационные системы

оптимизация информационной системы, построение ИТ-архитектуры предприятия, оптимизация бизнес-процессов

Построение ИT-инфраструктуры

обеспечение безопасности, системы хранения, резервного копирования и восстановления данных, мобильные решения, телекоммуникации, интернет-решения, внедрение и поддержка программного и аппаратного обеспечения.

Различия в структуре потребления ИT-сервисов проявляются также и в региональном разрезе. Это связано, в первую очередь, с усложнением конкурентной среды, которое приводит к нарастанию комплексности бизнес-процессов предприятия и потребности в автоматизации и эффективном управлении. Если для высококонкурентных рынков  Западной Европы и Северной Америки характерно значительное увеличение числа контрактов в сфере стратегического менеджмента, то на развивающихся ранках эта тенденция пока малозаметна. В то же время, в Восточной Европе, СНГ, азиатско-тихоокеанском регионе и Латинской Америке явно прослеживается тенденция роста спроса на решения в сфере информационных систем, хотя доля ИT-сервисов, связанных с построением и поддержкой ИT-инфраструктуры, остается значительной.

В целом, приоритетными направлениями в секторе информационных систем являются решения класса ERP, а также системы, направленные на оптимизацию отдельных функций — например, управление цепочками поставок (Supply Chain Management), CRM и т.д. В секторе ИТ-сервисов, связанных с инфраструктурой, наибольший процент от бюджетов предприятия тратят на обеспечение безопасности, системы хранения и резервного копирования данных, а также мобильные и интернет-решения.

Юлия Граванова / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS